Панчен-лама

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Панчен-лама Лобсанг Еше, ученик и сподвижник Далай-ламы V

Па́нчен-ла́ма (тиб. པན་ཆེན་བླ་མ་, Вайли: pan chen bla ma, кит. 班禪喇嘛) — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Панчен-ламы — линия перерождений (тулку), существующая с начала XVII века. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи. «Панчен-лама» означает «великий учёный», от санскритского paṇḍit (пандит, учёный) и тибетского chen (великий).

По поводу настоящего 11-го Панчен-ламы возникла конфликтная ситуация. Далай-лама XIV и высшие тибетские иерархи признают Гедуна Чокьи Ньиму. Его по всем канонам распознал Далай-лама XIV, но, вскоре, военные из КНР увезли нового Панчен-ламу и его семью. С 1995 года Гедун Чокьи Ньима считается пропавшим без вести. Вместо него Правительство КНР объявило Панчен-ламой Гьялцена Норбу[1]. Однако духовенство Тибета и, в первую очередь, Далай-лама XIV не признают ставленника Китая.

Отношение к линии Далай-лам

Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама. Эта традиция возникла со времён Четвертого Далай-ламы монгола Ендон Гьяцо (Ёндонжамц), который нарёк Панченом своего наставника — Лобсанга Чокьи Гьялцэна, учёного из монастыря Ташилунпо в Шигадзе. Три предыдущих реинкарнации Лобсанга Чокьи Гьялцэна были признаны также Панчен-ламами.

Впоследствии Пятый Далай-лама признал в качестве Пятого Панчен-ламы Лобсанга Еше. Седьмой Далай-лама признал в качестве Шестого Панчен-ламы Палдэна Еше, который, в свою очередь, распознал Восьмого Далай-ламу, а Восьмой Далай-лама распознал Седьмого Панчен-ламу.

С момента возникновения линии, резиденцией Панчен-лам стал вышеупомянутый монастырь Ташилунпо, основанный в 1447 году Далай-ламой I Гендуном Дубпой.

В первой трети XX века произошёл конфликт между чиновниками Далай-ламы XIII Тхуптэном Гьяцо и Панчен-ламой IX Тхуптэном Чокьи Ньимой. Тибет в то время нуждался в сильной армии, и буддийский первоиерарх повелел ужесточить налоговую политику в отношении монастырей. Это вызвало недовольство администрации Ташилунпо[2]. В 1923 году Панчен-лама уехал из Тибета в Богдо-ханскую Монголию, а оттуда — в Восточный Китай, где вступил в контакт с китайским правительством Гоминьдана, которое назначило его «уполномоченным на западных границах»[3][4]. В 1932 году Далай-лама призвал Чокьи Ньиму вернуться, однако тот отказался. Противостояние закончилось лишь со смертью обоих иерархов в 1930-х годах.

В 1959 году, после того как в У-Цанг вошли войска НОАК и Далай-лама XIV бежал в Индию, Панчен-лама X стал главной политической фигурой в Тибете. Однако спустя девять лет он был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г., при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы Гелуг такое поведение является необычным. В 1989 г., находясь в Шигадзе, он неожиданно умер в возрасте 51 года. Известно, что перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации Тибета. Некоторые организации критиковали его, называя китайской марионеткой, однако Далай-лама и большинство буддийских лам и учёных считали, что он делал всё возможное, попав в трудную ситуацию и пытаясь помочь людям.

14 мая 1995 года Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало, и «назначило» другого ребёнка — Гьялцена Норбу, а Гендун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно[5]. Большинство верующих не признает Гьялцэна Норбу подлинным Панчен-ламой, так как вся система «назначений» высших лам партийными чиновниками КНР грубо противоречит религиозным канонам.

Список Панчен-лам

китаизированная транскрипция транслитерация Уайли другие написания и имена
1. Khaichub Gêlêg Baisangbo 1385—1438[6] mkhas grub dge legs dpal bzang po Khedup Gelek Palsang, Khedrup Gelek Pal Sangpo, Khedup Gelek Palsang
2. Soinam Qoigyi Langbo, Soinam Qoilang 1438—1505[6] bsod nams phyogs kyi glang po, bsod nams phyogs glang Sonam Choklang, Sonam Chöklang, Sonam Choeklang
3. Wênsawa Lobsang Toinchub 1505—1568[6] dben sa pa blo bzang don grub Wensa Lobsang Dhondup, Lobsang Dondup Wensawa
4. Lobsang Qoigyi Gyaicain 1570—1662 blo bzang chos kyi rgyal mtshan Lobsang Chokyi Gyaltsen, Lobsang Choekyi Gyaltsen, Lobsang Choegyal, Lobsang Chökyi Gyaltsen
5. Lobsang Yêxê 1663—1737 blo bzang ye shes Lobsang Yeshi, Lobsang Yeshe
6. Baidain Yêxê 1738—1780 dpal ldan ye shes Palden Yeshe, Palden Yeshi
7. Dainbai Nyima 1782—1853 bstan pa’i nyi ma Tenpe Nyima, Lobsang Tenpai Nyima
8. Dainbai Wangqug 1854/1855-1882 bstan pa’i dbang phyug Tenpe Wangchuk, Tenpe Wangchug
9. Tubdain Qoigyi Nyima, Gêlêg Namgyai 1883—1937 thub bstan chos kyi nyi ma, dge legs rnam rgyal Erdeni Choekyi Nyima, Thubten Chökyi Nyima
10. Chinlai Lhünchub Qoigyi Gyaicain 1938—1989² phrin las lhun grub chos kyi rgyal mtshan Lobsang Trinley Choekyi Gyaltsen, Trinley Choekyi Gyaltsen, Choekyi Gyaltse, Chökyi Gyaltse
11. Gêdün Qoigyi Nyima / Gyaicain Norbu[7] 1989- / 1990- dge 'dun chos kyi nyi ma / rgyal mtshan nor bu Gedhun Choekyi Nyima / Gyancain Norbu, Gyaltsen Norbu

См. также

Примечания

  1. Philippe Naughton. China Says Missing Panchen Lama Living In Tibet, London: Times (30 сентября 2011). Архивировано 13 сентября 2019 года. Дата обращения 17 октября 2011.
  2. Шакабпа В. Д. Тибет: политическая история. — СПб.: Нартанг, 2003. С. 278.
  3. Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. — М.: ИВ РАН, 2002. С. 89.
  4. Кузьмин С. О деятельности Панчен-ламы IX во Внутренней Монголии и Маньчжурии // Проблемы Дальнего Востока, 2014, № 6, с. 132-142.
  5. Глава 10. Восстановление и модернизация (часть 3) Архивная копия от 29 апреля 2013 на Wayback Machine // Кузьмин С. Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации» – СПб.: Издание А. А. Терентьева, 2010. – 544 с., илл.ISBN 978-5-901941-23-2
  6. 6,0 6,1 6,2 Титул Панчен-лама был присвоен посмертно первым двум панчен-ламам.
  7. По поводу настоящей инкарнации Панчен-ламы возник конфликт. Далай-лама XIV признаёт Гедуна Чоки Ньима, в то время как китайское правительство ставит на это место Гьялцэна Норбу. По сведениям тибетских беженцев, Гедун Чоки Нима арестован китайским правительством.

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки

An article from «China Tibetology» Nr. 3, published in English, with the title «An example for posterity: Celebrating the Seventh Anniversary of the search for and confirmation of the Eleventh Panchen»; it explains in detail the Chinese government’s position on the search of reincarnations of the Panchen Lama: