Памятник Маяковскому (Москва)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
памятник
Памятник Маяковскому
Peking moscow chechulin mayakovsky.jpg
Скульптор Александр Кибальников
Архитектор Дмитрий Чечулин
Дата постройки 1958 год
Статус Герб ОКН
Высота 10 м
Материал бронза

Памятник Владимиру Маяковскому был установлен в 1958 году в Москве на площади Маяковского (сейчас это Триумфальная площадь). Авторы монумента — скульптор Александр Кибальников[1] и архитектор Дмитрий Чечулин. Скульптура является памятником монументального искусства федерального значения.

Телохранитель Сталина В. Туков вспоминал, что тот «как-то поехал через площадь Маяковского. Обратился ко мне: „Почему нет памятника Маяковскому? Он всю жизнь воспевал Ленина, революцию“. Затем мы развернулись на машине, он и показал рукой: „Вот здесь поставить памятник Маяковскому“. Памятник поставили уже после смерти Сталина»[2]. Памятник поэту был заложен на площади Маяковского ещё перед Великой Отечественной войной — в апреле 1940 года. Работа над созданием проекта скульптуры была прервана войной. В начале 1950-х снова объявили конкурс, в котором приняли участие скульпторы Александр Кибальников, Сергей Коненков, Матвей Манизер, Евгений Вучетич, Михаил Аникушин и другие. Выставка проектов памятника прошла в Москве в 1953 году в залах Исторического музея.

Памятник на марке СССР
Внешние изображения
Где должен быть Маяковский? 1956 Дмитрий Бальтерманц

Александр Кибальников работал над скульптурой Владимира Маяковского шесть лет, и к 1958 году она была готова[3]. Чтобы выбрать оптимальное расположение памятника на площади Маяковского, был изготовлен его деревянный макет в натуральную величину, который перемещали по площади.

Торжественное открытие памятника состоялось 28 июля 1958 года[4] на площади, с середины 1930-х годов носящей имя Маяковского. На открытии памятника присутствовало много народа. Представители общественности, писатели, деятели искусств поднимались на сцену и произносили речи[5]. После церемонии открытия памятника официальные и неофициальные поэты почитали свои стихи, около них постояла удивлённая этим зрелищем толпа, и многим это настолько понравилось, что они договорились встретиться здесь же через неделю. Так началась «площадь Маяковского» — центр оппозиционной студенческой молодёжи 1958—1962 годов[6].

Скульптура высотой 6 метров, выполненная из бронзы, установлена на гранитном постаменте высотой 4 метра. Маяковский стоит с распахнутым пиджаком в позе чтеца. В его левой руке — записная книжка. Автор монумента — скульптор А. П. Кибальников — в 1959 году был удостоен за свою работу Ленинской премии[1]. «Большая фигура Маяковского расположена на невысоком постаменте, что зрительно ещё больше увеличивает её. Поэт как бы обращается ко всему окружающему; движения его решительны и смелы»[7]

На постаменте высечены строки Владимира Маяковского[5]:

И я,

как весну человечества,

рождённую

в трудах и в бою,

пою

моё отечество,

республику мою!

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кибальников Александр Павлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Сталин и органы ОГПУ. — М., 1995.
  3. Александр Кибальников: академик, скульптор (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2011. Архивировано 21 сентября 2020 года.
  4. День в истории. 28 июля. РИА Новости. Дата обращения: 28 апреля 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  5. 5,0 5,1 Площадь Маяковского: 1958—1965. Дата обращения: 28 апреля 2011. Архивировано 31 января 2011 года.
  6. Анархо-синдикализм и оттепель // Анархизм: pro et contra : Социально-политическое явление его российских сторонников, критиков и отечественных ученых-исследователей: Антология / Составитель П. И. Талеров ; Предисловие от изд-ва, от сост-ля ; Ред. тома Д. К. Богатырёв ; Послесловие И. В. Аладышкина . — СПб. : Русская Христианская гуманитарная академия (РХГА), 2015. — С. 920.
  7. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. — С. 355.