Памир (АЭС)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Памир
«Памир-630Д»
Страна  СССР
Эксплуатирующая организация Институт ядерной энергетики АН БССР (ИЯЭ АН БССР)
Основные характеристики
Электрическая мощность, МВт 630 кВт
Характеристики оборудования
Эксплуатируемых реакторов 1
Закрытых реакторов 1

«Памир», «Памир-630Д» — передвижная атомная электростанция, размещённая на автомобильном шасси. Была разработана в Институте ядерной энергетики АН БССР (ИЯЭ АН БССР), генеральный конструктор В. Б. Нестеренко).

История разработки

Работы по созданию передвижных атомных электростанции (ПАЭС) в БССР начались в 1973 году, когда в составе ИЯЭ АН БССР было создано специальное конструкторское бюро (СКБ) с опытным производством. Тогда же начались научно-исследовательские и проектные работы по созданию будущего реактора для ПАЭС. Проектируемая институтом ПАЭС «Памир» предназначалась в первую очередь для использования в качестве автономного источника электрической энергии передвижных и стационарных объектов, находящихся в труднодоступных районах. В результате многолетней работы в 1985 году была создана и пущена первая в мире передвижная атомная электростанция «Памир-630Д»

Для испытания установки было изготовлено два комплекта ПАЭС. Первый из них предназначался для ходовых испытаний в полевых условиях, второй комплект использовался для энергетических испытаний на стендах.

Электрический пуск первого реактора ПАЭС «Памир» состоялся 24 ноября 1985 года, испытания продолжались до сентября 1986 года. Экспериментальный образец отработал в общей сложности на разных режимах нагрузки порядка 3500 часов. Установку дважды выводили на проектную мощность.

Конструкция

Установка была оснащена реактором типа «Памир-630Д» с диссоциирующим теплоносителем на основе тетраоксида диазота. Тетраоксиду диазота свойственна крайне высокая коррозийная агрессивность, особенно при кипении и конденсации, что повышало шанс прорыва контура турбогенератора. Добавление в теплоноситель монооксида азота позволило несколько снизить коррозийность; такой раствор получил название «нитрин». Тем не менее, проблема оставалась актуальной. Более того, в случае нарушения герметичности контура с теплоносителем, его утечка представляла высокую опасность для персонала. Тетраоксид диазота моментально реагировал с водой (например, в легких при вдыхании) и превращался в азотную кислоту. Вследствие прорыва трубопровода с теплоносителем при испытаниях погиб один из сотрудников КБ, случайно вдохнувший пары ядовитой жидкости.

Тепловая мощность реакторной установки составляла 5 МВт, электрическая мощность — 630 кВт[1].

Реакторный и турбогенераторные блоки размещались на двух специальных полуприцепах, в качестве основного тягача для установки использовался автомобиль МАЗ-7960, специально разработанный на основе тягача МАЗ-537.
Реакторный блок, являющийся самым тяжелым элементом всей установки, был смонтирован на специальном полуприцепе МАЗ-9994 грузоподъемностью 65 тонн. Помимо реактора с биозащитой в реакторном блоке размещались система аварийного расхолаживания, шкаф распределительного устройства собственных нужд и два автономных дизель-генератора по 16 кВт.
Турбогенераторный блок, в котором размещалось оборудование электростанции, также был смонтирован на аналогичном полуприцепе.
Элементы системы автоматизированного управления защиты и контроля, а также вспомогательный энергоблок с двумя резервными дизель-генераторами по 100 кВт, располагались в кузовах двух вспомогательных автомобилей.

Всего станцию обслуживало порядка 28 человек.

Установка была рассчитана на перевозку железнодорожным, морским и авиационным транспортом. По прибытии ПАЭС на место дислокации реакторный и турбогенераторный блоки устанавливались рядом и соединялись трубопроводами с герметичными сочленениями. Реакторный и турбогенераторный блоки устанавливались на домкратах, колеса с прицепов снимались и отвозились в безопасную зону. Блоки управления и резервная энергоустановка ставились не ближе 150 метров от реакторного блока, чтобы обеспечить радиационную безопасность персонала.

Характеристики реакторной установки

Характеристика Памир-630Д
Электрическая мощность, кВт 630
Тепловая мощность, кВт 4950
Материал замедлителя и отражателя Гидрид циркония (ZrН1.9)
Топливо UO2, обогащенный по изотопу U235 до 45%
Материал поглощающих стержней Оксид европия(III) (Eu2O3)
Количество ТВС, шт:  
     типа 1 84
     типа 2 3
     типа 3 19
Загрузка активной зоны по U235, кг 18,7
Количество стержней СУЗ, шт 12
Высота активной зоны, мм 500
Диаметр активной зоны, мм 505,7
Теплоноситель «Нитрин» (на основе N2O4)
Расход теплоносителя, кг/c 5,68
Температура теплоносителя, °C:  
     на входе в реактор 189,5
     на выходе из реактора 503
Максимальная температура, °C:  
     оболочки ТВЭЛ 700
     замедлителя 570
     топлива 1150
Масса активной зоны, кг 5700

Закрытие проекта

В 1986 году, после Чернобыльской аварии, безопасность использования данных комплексов была подвергнута критике. В феврале 1988 года по решению Совмина СССР и президиума Академии наук БССР работы по проекту «Памир-630Д» были прекращены. В качестве одной из главных причин остановки работ по проекту была названа «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя». Научно-исследовательский реактор был ликвидирован: обе установки были выведены из эксплуатации и утилизированы в конце 1986 года; все тягачи с оборудованием демонтировали.

Одна из сохранившихся деталей — металлическая конструкция активной зоны реактора — установлена на территории института в виде части декоративного фонтана. Вторая — часть труб из нержавеющей стали парогенератора, была установлена в качестве декорации в ночном клубе «Реактор» в Минске; по состоянию на сентябрь 2013 года этот клуб закрыт.

Впоследствии в некоторых источниках (научные журналы и т. д.) сообщалось, что вопрос с применением мобильных ядерных установок не закрыт[источник не указан 1448 дней].

См. также

Примечания

Ссылки