Палло, Арвид Владимирович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Арвид Владимирович Палло
А. В. Палло.jpg
Род деятельности инженер-конструктор
Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени — 1946 Орден Трудового Красного Знамени — 1961 Орден Трудового Красного Знамени — 1974 Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Ленинская премия — 1966
Внешние изображения
Фотография А. В. Палло, конец 1970-х годов.
Фотография А. В. Палло, конец 1930-х годов.
Фотография А. В. Палло, в нижнем ряду слева, конец 1940-х годов. Сотрудники Лаборатории двигателей.
Фотография Ракета Р-1 на стартовой позиции, конец 1940-х годов.
Фотография В. П. Мишин и А. В. Палло, конец 1960-х, начало 1970-х годов.
Фотография А. В. Палло с женой и С. А. Афанасьевым, 1981 год.
Фотография с юбилеем А. В. Палло поздравляет Ю. П. Семенов, 1982 год.
Фотография А. В. Палло и Л. М. Кадушин в музее РКК «Энергия», 1990-е годы.

Арвид Владимирович Палло (3 февраля 1912, Москва — 17 января 2001, Королёв, Московская область) — конструктор, специалист по двигателям летательных аппаратов.

Биография

Палло посетил также авиазавод в Ростоке, затем выехал в Берлин для воссоединения с другими членами группы, а потом прибыл к месту назначения — на завод BMW в город Басдорф, где разрабатывались немецкие жидкостные ракетные двигатели.

Группа А. М. Исаева обнаружила закопанные в песок и полностью укомплектованные однокамерную и двухкамерную самолётные установки ЖРД, которые были тщательно упакованы в промасленную бумагу и толь. Была найдена техническая документация: перед тем, как покинуть завод, немецкие инженеры захоронили чертежи изделий и блоки насосных агрегатов под землёй, в алюминиевых тубах.

Группа Исаева восстановила один из испытательных стендов и провела на нём огневой запуск трофейного ЖРД. Демонтаж существующих стендовых установок спецучастка был проведён только после того, как они были досконально изучены и подробно описаны (другие группы проводили демонтаж сразу после прибытия на место).

По завершении этой работы, группу разделили: часть советских специалистов осталась в Басдорфе, а другие — в том числе Исаев и Палло — отбыли в Тюрингию (Южная Германия). Из тюрингского города Леестен, после проведения первого огневого запуска жидкостного ракетного двигателя Фау-2, Исаев уехал в Нордхаузен, оставив вместо себя руководителем группы Арвида Палло. Чтобы проверить выполнение работ, в город Леестен несколько раз приезжал освобождённый В. П. Глушко.

В октябре 1945 году группа, у которой был уже новый руководитель, получила задание разработать новый проект стенда огневых комплексных наземных испытаний ракеты Фау-2, а также укомплектовать необходимую аппаратуру и оборудование. Испытания планировалось провести в Москве, на Ленинских горах.

В начале ноября в Леестене были изготовлены металлические узлы конструкции стенда, а в Нордхаузене — собраны две ракеты Фау-2. Весь комплекс, включая заправочные устройства, отправили в СССР автомобильным и железнодорожным транспортом. Арвид Палло был ответственным за железнодорожную перевозку. В декабре 1945 года весь груз прибыл в город Калининград (ныне Королёв) Московской области, в НИИ-4. Однако испытания на Ленинских горах были отменены, и дальнейшая судьба эшелонов неизвестна.

  • 1949 год по 1957 год Арвид Палло — начальник стендовой установки лаборатории двигателей АН СССР, где под руководством академика Евгения Чудакова проводилась отработка экспериментальных двигателей для военной авиации.
  • 1958 год в мае по запросу С. П. Королёва Палло был переведён из лаборатории двигателей АН СССР в ОКБ-1. С этого времени и вплоть до выхода на пенсию, Арвид Палло работал в подмосковном Калининграде.

В 1961 году Палло участвовал в работе поисково-эвакуационного отряда (по программе пилотируемой космонавтики), встречал на Земле вернувшихся из космических полётов Юрия Гагарина и Германа Титова.

Позже Палло работал над созданием долговременных орбитальных станцийСалют», «Салют-4» и «Салют-6»), а также автоматических межпланетных станций «Луна-1», «Луна-2», «Марс-1», «Венера-1», был ведущим конструктором станции «Луна-9», впервые совершившей мягкую посадку на поверхность спутника Земли.

  • 1977 год — Арвид Палло вышел на пенсию и стал активно участвовать в ветеранской работе предприятия Энергия (РКК)[1].

Членство в партии

  • 1942 год — стал кандидатом в члены ВКП(б).
  • 1944 год — член ВКП(б).
  • 1950 год — (февраль). Решением Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) был исключён из ВКП(б) за «сокрытие факта нарушения группой работников правил внутреннего распорядка при проведении государственных испытаний объекта» (из автобиографии А. В. Палло (Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД), ф. 107, оп. 6, ед. хр. 11, л. 2).
  • 1952 год — подал апелляцию XIX Съезду партии, ходатайствуя о восстановлении членства в партии, но Комиссия ему отказала, порекомендовав вступать вновь на общих основаниях.
  • 1956 год — (декабрь). Палло стал кандидатом в члены КПСС.

Награды

Смерть

Умер 17 января 2001 года, похоронен на Введенском кладбище (13 уч.) рядом со своим младшим братом — Владимиром Владимировичем Палло, главным конструктором Научно-производственного центра им. М. В. Хруничева.

Память

Личный архив А. В. Палло был передан им на постоянное хранение в Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД); фонд этот насчитывает более тысячи документов и включает в себя как научно-техническую документацию, так и фотоматериалы.

Примечания

  1. Палло Арвид Владимирович. Дата обращения: 6 сентября 2012. Архивировано 13 марта 2013 года.

Литература

См. также