Палеоазиатская мифология

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чукчи (Фердинанд де Лануа, «Сибирь по свидетельствам недавних путешественников», 1868)

Палеоазиатская мифология, мифология северо-восточных палеоазиатских народов — мифология чукотско-камчатской группы народов — чукчей, коряков, ительменов. Одна из наиболее архаичных мифологий Азии[1][2].

Понятие

Термин «палеоазиатские народы» для большой группы народов северной и северовосточной Сибири (чукчи, коряки, ительмены, нивхи, юкагиры, кеты; иногда эскимосы и алеуты) был введён в середине XIX века русским этнографом Л. И. Шренком, предполагавшим, что эти народы являются потомками древнейшего населения северной Азии. Однако единство языков и культуры, в том числе мифологии, имеют только северо-восточные палеоазиатские народы. По языку ительмены обособлены от чукчей и коряков, но в отношении мифологии и фольклора наиболее обособлены чукчи, мифология которых испытала сильное влияние эскимосской.

Древнейший компонент палеоазиатской мифологии (в основном «вороньи» мифы) имеет близкие параллели в мифологии индейцев северо-западного побережья Северной Америки (особенно тлинкитов и атапасков) по причине как непосредственных контактов, так и, предположительно древнейших генетических связей. Более слабые следы наблюдаются в мифах эскимосов, алеутов, юкагиров[1].

Космология

Космологическая концепция представляет собой обычное для мифологической модели мира деление на верхний, средний и нижний миры. У чукчей верхний и нижний миры иногда делятся ещё на пять, семь или девять миров (слоев). Одновременно распространено представление о неопределённой множественности миров. Живущие в одном мире при переходе в другой умирают. Верхний мир («облачная земля») населяет «верхний народ» (чук. гыргоррамкын) или «народ рассвета» (чук. тнаргы-рамкын). К верхним существам (чук. Ваыргын) принадлежат творец, рассвет, зенит, полдень, Полярная звезда. Последняя представляется как кол, к которому, подобно оленям, привязаны другие звёзды. Звёзды и созвездия часто представлены в качестве людей. Так, Арктур считается предводителем звёзд, Альтаир-Тараред из созвездия Орла — существом Пегитген, раньше являвшемся родоначальником племени, Орион (Руль-тегнын) — горбатым стрелком из лука, созвездие Льва — его женой и др. Солнце представляется богатым ездоком на белых оленях, луна — солнцем злых духов. У коряков и ительменов большое значение имеют «облачные люди» (иногда они дети творца), называющие земных людей «нижними жителями». В мифологии чукчей в некоторых частях неба обитают определённые категории мертвецов. У коряков считается, что одна из человеческих душ после смерти поднимается на небо к верховному существу, а другая душа, тень через погребальный костёр уходит в нижний мир. В преддверии царства мёртвых обитают «люди ранних времён» и расположен мир собак. Проходя через это место, душа должна быть с ними ласковой. В нижнем мире обитают также злые духи, поедающие души.

В представлениях чукчей на краю горизонта есть проходы между скалами, то размыкающиеся, создавая ветер и пропуская перелётных птиц, то смыкающиеся. Неподвижная Полярная звезда также считается проходом через все миры: герои могут прилетать на орле или громовой птице, по солнечному лучу, по дыму костра, по нитке от иголки, воткнутой в небо. Мифологической моделью мира выступает также жилище — столб-лестница в центре корякской полуземлянки символизирует связь верхнего и нижнего миров и предположительно отражает представление о мировом древе[1].

Высшие божества

Пантеон северо-восточных палеоазиатов имеет аморфный, незавершённый характер. Основными его элементами выступают: пассивное верховное небесное существо; активный культурный герой, имеющий черты плута-трикстера (Ворон); ряд небесных существ; различные духи-хозяева (данная категория менее развита, чем в других сибирских традициях); различные виды злых духов и противостоящих им шаманских духов, а также сделанных человеком амулетов-заместителей. Эти духи неразрывно связаны с амулетами и ритуальной функцией. Большинство персонажей имеют двойную (зооантропоморфную) природу, и антропоморфные черты более стабильны.

Верховное небесное существо более неопределённое, чем у других северных народов Сибири и Америки. Это существо ассоциируется или отождествляется с верхом, небом, солнцем, моделирует верхний мир, космический порядок в целом, способствует круговороту душ людей и размножению оленей. Его основные определения и функции включают: «существо», «сила» (корякск. вагыйнын, чук. вагыргын) — понятие, включающее у чукчей некоторые звёзды, и др.; «вселенная», «наружное» (корякск. найнынен, чук. наргынэн) — высшее существо как модель космоса, космический порядок в целом и противопоставляющее внешний мир человеческому микрокосму; «некто наверху», «верхнее существо» (корякск. гычголен, чук. гырголвагыргын); «надзиратель», «наблюдатель» (гинагитальын) — наблюдает и покровительствует людям с большой дистанции, редко прямо вмешивается в их жизнь; «творец» (тенан-томгын, только у чукчей; в корякских заклинаниях так именуется Ворон, совершающий дела творения в представлениях северо-восточных палеоазиатов); «духи-хозяева» или «место существования» (корякск. этыны), предположительно, как «верховный хозяин» над местными хозяевами; «громовник» (корякск. ки-гигыльын)[1]. С. П. Крашенинников указывает на связь с громом также ительменского «хозяина зверей» Пилячуча[3]. Одной из функций небесного хозяина в представлениях коряков была отправка душ (уйичит, упырыт) умерших родственников в чрево матери. Иногда у чукчей небесное божество отождествляется с «оленьим существом» (коравагыргын), следящим за стадом и связанным с определённым амулетом. Небесное божество коряков становится объектом культа в первую очередь в контексте оленеводческих праздников, как и у некоторых других сибирских народов. Связь с ительменским Пилячучем, покровителем диких оленей, может говорить, что функция покровителя оленеводству вытеснило функцию покровителя охоте. Небесное божество связано также с некоторыми солярными «направлениями» — рассветом, полднем, зенитом, или с самим солнцем.

К небесным (верхним) существам в мифологии чукчей относятся 22 «направления»: зенит (вершина, среднее существо), полдень, солнце (частично отождествляемое с полднем), надир (отождествляемый с тьмой и полуночью), Полярная звезда. К «существам» причисляются также мухоморы, рассматриваемые как особое «племя». Мухоморы являются источником наркотической ритуальной еды, поэтому они имеют большое значение в мифологии всех палеоазиатских народов. Так, ительменские сказки повествуют о мухоморных девушках, соблазняющих и уводящих с собой охотников.

Духи-хозяева палеоазиатов (корякск. этын, чук. этын и авынральын) смешаны с богами и шаманскими духами, особенно в ительменской мифологии[1]. Крашенинников писал, что творцом и хозяином моря у ительменов является Утлейгон, но гораздо популярнее рыбообразный морской бог Митг, посылающий рыб в реки, — своего рода хозяин рыб[3]. Хозяином земных зверей у ительменов считается Пилячуч (по Г. В. Стеллеру, Билюкай), маленький человечек, обитающий в облаках, громовник. Он носит парку из росомахи и разъезжает на птицах, чаще всего на куропатках. Пилячуч связывается с облачными духами — камули, камуда. Как хозяин зверей, главным образом диких оленей, ему соответствует корякско-чукотский Писвусъын. Он маленького роста, ездит на коршунах или мышах, связывается с птицами или мышами и питается запахом. В представлениях прибрежных чукчей Писвусъын владеет и на морскими зверями. Хозяином морских зверей чукчи считают Кереткуна, образ которого почти тождествен эскимосскому Касаку. У Кереткуна и его жены чёрные лица, головные повязки и одежда из кишок морских животных. Они едят тела утопленников и могут помочь против злых духов. В честь Кереткуна-Касака справляются осенние праздники чукчей и эскимосов. Коряки представляют хозяина моря более неопределённо. Он может иметь облик краба или морского животного. Хозяйка моря иногда может отождествляться с хозяйкой погоды[1].

Низшая мифология

В представлениях северо-восточных палеоазиатов природный объект и его «дух» часто сливаются в единое целое: как великан, живущий на краю земли и создающий холодный ветер, встряхивая снег лопатой; старуха — хозяйка ветров, которая стряхивает снег с жилища; громовая птица, шумом крыльев создающая гром; молния в образе одноглазого человека и др. Чукотской демонология частично совпадает с эскимосской. В ней присутствует большое число существ, имеющих промежуточное положение между духами — хозяевами земли и сакрализованными животными: касатка, превращающаяся летом в волка, восьминогий костяной белый медведь Кочатко (у эскимосов Агдлак); чудовищные горностай и тритон; заклинания упоминают Канайольгын, космическую рыбу времён творения. Космическая рыба известна также финно-угорской мифологии.

Собственно злые духи несут болезнь и смерть: корякск. кала, нинвит, реже камак, чук. кэле, иногда тейнгычыт (убийцы), ср. ительм. Кана. Они обитают под землёй или в пустынных местах на западе, но не на море. Злые духи могут проникать в очаг с левой стороны через дымовое отверстие, вызывать болезни стрелами, кусать и похищать души людей. Они имеют облик животных или людей с острыми головами, иногда многоголовые, одноглазых, с длинными зубами и ногтями и др. Под землёй они живут обратно симметрично относительно живущих на земле: когда на земле светло, под землёй темно, «левое» и «правое» меняются местами и др. Эти духи владеют чёрными собаками и медведями. Негативно окрашены «западный», «нижний», «левый», «чёрный», «лунный» (луна выступает как солнце злых духов кэле)[1]. Согласно В. Г. Богоразу в представлениях чукчей присутствуют чудовища реккен[4], живущие в полуземлянках и охотящиеся на людей.

Согласно Крашенинникову, ительмены называли шаманских духов кугуйгудучь. Отдельные духи имели свои имена (кугулугай, техчюч, уерагынч и др.)[3]. Это существа имеющие небольшой рост, чёрного цвета и обитающие на горных сопках. Богораз и В. И. Иохельсон указывали, что у коряков и чукчей шаманские духи называются анан, энэн — так же именовались христианский Бог, кресты, иконы. Чукчи называют их янра кэлъет («отдельные духи»)[4][5]. Эти духи имеют облик животных (волк, медведь, ворон, орёл, чайка, морж, кит и др.) или домашней утвари (котелки, молотки, иголки, ложки и др.).

Духи-охранители присутствовали в виде фетишей, амулетов-заместителей[1]. Согласно Крашенинникову, у ительменов в этой роли выступают болванчики ажулинач, идолы хантай — человечек с рыбьим низом, и ажушак, стоящие у очага. Вместо хантая иногда ставится урыльдач, ряд кольев с обтёсанными головами[3]. Чукчи и коряки часто именуют духов-охранителей оккамак или откамак — «деревянный дух». Главным считается деревянный прибор для добычи огня (корякск. гычгыч, чук. гыргыр), обладающий антропоморфными чертами. Он выступает хранителем очага и оленьего стада. Известны также охранители лодки, сетей, детей, связки семейных охранителей — деревянных мужчины, женщины и их детей. Охранителями считались сама лодка и лестница в корякской землянке («старуха»). У коряков защитниками семейства и селения были также также предки — первые жители селения, особо почитаемые в рамках культа аппапилей («дедов»). Промысловые морские животные, кит, нерпа и др., не входят в постоянный пантеон, но являются объектами промысловых культовых праздников[1]. Богораз, связывал их с мифом об умирающем и воскресающем звере[4]. Охота рассматривается как приход промыслового зверя «в гости» и считается его временной смертью, за которой следует отправка его в море и последующее воскресение, оживление и возвращение[1].

Героические мифы повествуют о могучих богатырях, бесстрашно поражающих врагов. Их художественные образы связаны с трудовой жизнью охотника, рыболова, оленевода и морского зверобоя[2].

Ворон

Ворон (Кутх у ительменов; Кутхи, Куйки у коряков, чаще всего Большой Ворон — Куткынняку, Куйкынняку; Куркыль у чукчей), первопредок — культурный герой и трикстер выступает центральным, активным и, предположительно, древнейшим персонажем палеоазиатской мифологии. Он является главным персонажем мифов творения у чукчей и всего повествовательного фольклора коряков и ительменов. Ворон играет небольшую культовую роль. Он фигурирует в шаманских заклинаниях против злых духов и в обрядовых играх, Ворон и его жена изображались на сакральной лестнице в землянке, коряки обращались к нему при зажигании нового очага, ительмены во время праздника кричали кита Вороном. Однако он имеет большое значение в мифологии. В отличие от других персонажей, он специфически связан с мифическим временем. В чукотском фольклоре Ворон выступает главным персонажем «вестей начала творения». Коряки и ительмены определяют мифическое время как время, когда жил Ворон и его семья. В корякско-ительменских преданиях Ворон, «совершив свои подвиги», покинул Камчатку, оставив людей, которые не хотели внимать его советам. Ворон противопоставлен патриархальным семейным предкам аппапилям как общеплеменной первопредок, Большой дед (Ачиченяку у коряков Пенжинской губы Охотского моря), создатель (у чукчей) или прародитель (у коряков и ительменов) первых людей и прямой предок камчатских коренных жителей.

Архаические чукотские мифы творения («вести начала творения») Ворон (Куркыль) часто следует поручению творца, но сам выполняет роль демиурга: создаёт рельеф местности, собак, китов, тюленей, оленей, птиц, первых людей, которых оно обучает говорить и есть мясо животных, создаёт их одежду и деревянный снаряд для добычи огня. Главным подвигом Куркыля является добыча света и небесных светил, поскольку ранее они существовали лишь в верхней вселенной. У коряков Ворон выступает не в качестве творца, а как первопредок, но при сопоставлении с фольклором индейцев в данном случае также заметны отголоски творческих деяний Ворона: добыча пресной воды у хозяина моря, похищение небесных светил и др. Под именем Тенантомван (творца) Ворон фигурирует в заклинаниях коряков против злых духов[1]. В приводимых Крашенинниковым ительменских мифах Ворон (Кутх) выступает как первопредком, так и творцом: вместе со своей сестрой он либо спускается землю с неба, либо творит её из своего сына Сымскелина. Горы и долины считаются следами его пребывания на Камчатке[3]. Его сын Тыжил-Кутху творит животных, делает первую лодке, вяжет первую сеть из крапивы.

В палеоазиатском фольклоре, особенно у коряков, Ворон побеждает злых духов шаманскими силами и хитростью, в качестве могучего шамана он защищает от злых духов своё семейство, «своих» от «чужих», людей от не-людей (духов). Также в качестве шамана он успокаивает бури, ветра и делает трюки по добыче пищи у оленеводов. Шаманскую нарту Ворона иногда возят мыши. Эта черта сближает его с Писвусъыном. В качестве идола и шаманских духов Ворон может использовать части своего тела. В фольклоре коряков и ительменов Ворон — патриарх большого семейства. У него есть жена — Мити (у Стеллера и Крашенинникова — Хахи, Илькхум, Савина[3]), его старший сын — Эмемкут, старшая дочь — Тинианавыт (ительменск. Синаневт). Количество и имена других детей варьируются в разных местностях. Часто встречаются его соперники — двоюродный брат и сестра Иля и Кылю, иногда Сисильхан (Чичикан), а также сестра Сирим. Сказки коряков и ительменов о браках детей Ворона имеют характер мифа о возникновении начал социальной организации общества через введение экзогамии. Чаще всего повествуется о двух попытках заключить брак, первая неудачная, вторая удачная. Через ряд переходных ступеней дети Ворона отказываются от инцестуального брака и от брака с бесполезными существами и переходят к браку с существами, которые представляют природные силы и от которых зависит хозяйственное благополучие. За счастливым браком описывается удачная охота и китовый праздник, через ритуал обеспечивающий оживление убитого кита и появление в будущем новых китов. Когда сыновья Ворона уходят на охоту на диких оленей, он сам Ворон пытается добыть пищу, иногда из несъедобных отбросов. Он делает попытку изменить жене с дочерью богатых оленеводов, лисой, женщиной-лососем. Иногда он может менять пол или нарушать правила полового разделения труда, пытается присвоить семейные запасы пищи, притворившись мёртвым и поедая ритуальную еду, и др. Но все трюки Ворона, направленные против «своих» и нарушающие родовые нормы, как правило, проваливаются, жена торжествует над ним, голод сменяется изобилием благодаря усилиям сыновей[1][6].

По оценке Е. М. Мелетинского, сказания, мифологические сказки и анекдоты о Вороне и его народе (семействе) фокусируют в себе всю палеоазиатскую мифологию. В его образ наиболее отчётливо проявляются ряд общих черт, сближающих палеоазиатскую мифологию с другими архаическими мифологиями: совмещение человеческой и животной природы, лёгкость разнообразных превращений, перемещений и подмен одних существ другими, дробления тела, человеческого и животного, на качественно однородные части и др.[1]

Позднейшее развитие

Большинство палеоазиатских сказок и исторических преданий недавнего происхождения соотносятся со сказками европейских народов и историей освоения региона русскими в XVII—XIX веках. В этом фольклоре выделяются бытовые сказки и исторические рассказы. Они отражают общественный и бытовой уклад охотников, рыболовов и оленеводов, а также их соседей, включая русских. Волшебные сказки XIX—XX веков включают таких персонажей, как цари, их слуги и чиновники, русские и иностранные купцы, местные богачи, скупщики пушнины, духовенство. В числе волшебных предметов, помогающих человеку спастись от бед, появляются относящиеся к русскому домашнему быту: живая и мёртвая вода, кольцо, гребень, табакерка, игла и др.

В одном рассказе чукчей первые люди забывают на стоянке огниво, которое превращается в человека. Ворон-творец говорит ему: «…будь же ты русским… Делай чай, табак, сахар, соль, посуду! Другие будут брать от тебя!». В другом чукотском рассказе русский возникает из огнива и создаёт горы, реки, озёра, придаёт земле «настоящий вид»[2].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Мелетинский Е. М. Палеоазиатских народов мифология Архивная копия от 30 декабря 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980).
  2. 2,0 2,1 2,2 Подмаскин В. В. Повествовательный фольклор палеоазиатских народов как глобальный историко-этнографический ресурс // Россия и АТР. — 2018. — № 1 (99). — doi:10.24411/1026-8804-2018-00014.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Крашенинников С. П. Описание Земли Камчатки : В двух томах : Репринт. воспроизведение. — СПб.: Наука, 1994.
  4. 4,0 4,1 4,2 Богораз В. Г. Чукчи. — М.: Изд-во Главсевморпути, 1939. — Т. 2 : Религия.
  5. Jochelson W. The Koryak. [part 1]. Religion and myths. Leiden — N. Y., 1908.
  6. Мелетинский Е. М. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл) // в кн.: Типологические исследования по фольклору. [Сб. статей]. М., 1975

Литература