Палач (повесть)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Палач (новелла)»)
Палач
Автор Пер Лагерквист

«Палач» — повесть шведского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Пера Лагерквиста, написанная в 1933 году под тяжёлым впечатлением от нацистского переворота в Германии.

Повесть является реакцией писателя на рост нацистских настроений в обществе и художественным исследованием изменения человеческого отношения ко злу. Благодаря сопоставлению различных временных пластов Лагерквист показывает вневременную и метафизическую природу зла.

Пером Лагерквистом по повести также была написана одноимённая пьеса[1].

Содержание

Двуплановость произведения достигается двухчастным его построением. Действие первой части происходит в Средние века, второй части — в фантастическом ближайшем будущем, картина которого представляет собой мрачный прогноз писателя, порождённый известиями о происходящем в современной ему Германии после прихода к власти нацистов. Обе эпохи показаны через происходящее в баре. Сцена из времён Средневековья с довольно примитивными, грубыми и суеверными натурами сменяется сценой из 30-х годов XX века, где внешний лоск людей лишь прикрывает всё те же первобытные инстинкты, болезненную жажду насилия. Быстро выясняется, однако, что в отношении людей ко злу произошла существенная метаморфоза. В средневековой части повести страх перед злом и уважение к его силе пронизывали все разговоры собравшихся в баре, но здесь зло всё-таки осознавалось как зло. Во второй, фантастической части повести зло уже выдаётся за нечто общественно полезное, а следование по пути зла воспринимается как путь к прогрессу и процветанию. Люди нового общества прославляют культ насилия и подавления личности.

Обе части объединяются зловещей фигурой Палача в кроваво-красном одеянии, который воплощает надвременные, имманентно присущие человечеству зло и жестокость[2]. Длинный монолог Палача в заключительной части повести воспринимается как апофеоз насилия, но содержит также характерный для Лагерквиста мотив поисков и отрицания Бога. В финале появляется образ нежной и кроткой жены Палача, воплощающей тему чудодейственной силы любви, надежды на будущее, очищения от грехов.

Инсценировка повести и восприятие её современниками

Повесть вышла из печати осенью 1933 года. В следующем году Лагерквист инсценировал её[1]. В Швеции главная роль досталась прославленному актёру Йёсте Экману. Пьеса с триумфом прошла в театрах стран Северной Европы. Если «Палач» приобрел широкую известность и был воспринят обществом как актуальный политический памфлет, то этому немало послужили театральные постановки.

Некоторые общественные круги Швеции, лояльно относившиеся к нацизму, восприняли пьесу в штыки. Были угрозы, попытки сорвать спектакли. Нацисты сжигали книги с этим произведением.

Автор о замысле

В одном из интервью в связи с представлением пьесы Лагерквист отметил, что «Палач»

направлен против современного насилия, против тенденции насилия у человека… и апеллирует ко всем, кто становится на сторону насильников, как бы они ни назывались — нацистами, фашистами или большевиками[3].

В позднейшей культуре

По мотивам повести написана песня группы Ария «Палач»[4].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 The Columbia Encyclopedia of Modern Drama / Gabrielle H. Cody, Evert Sprinchorn. — New York: Columbia University Press. — Т. 1. — С. 582—583. — ISBN 0231144229, 9780231144223.
  2. Bibliotek.se: Bödeln Архивная копия от 7 декабря 2010 на Wayback Machine
  3. Цит.по: Мацевич А. Миф о человеке Пера Лагерквиста // Лагерквист П. Сочинения. Т.1. — Харьков, 1997. — С. 15.
  4. Официальный сайт группы «Ария» (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 апреля 2011. Архивировано 16 июня 2011 года.