Палаццо Ручеллаи

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Палаццо Ручеллаи

Палаццо Ручеллаи (итал. Palazzo Rucellai) — палаццо (дворец) эпохи итальянского Возрождения во Флоренции, один из лучших образцов флорентийской гражданской архитектуры периода кватроченто. Находится в центре города на улице делла Винья Нова (via della Vigna Nuova). Построен по проекту Леона Баттисты Альберти между 1446 и 1451 годами архитектором Бернардо Росселлино по заказу флорентийца, мецената эпохи Возрождения Джованни Ручеллаи (не путать с поэтом Джованни Ручеллаи).

История

Сведения о строительстве дворца по проекту Альберти сообщает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»[1]. Однако документов, подтверждающих этот факт не сохранилось. Существует версия о том, что автором проекта мог быть не Альберти, а Росселлино[2]. Джованни Ручеллаи был богатым торговцем, связанным с семьёй Медичи коммерческими отношениями, а дружба и культурная близость связывала хозяина дворца и архитектора. Дворец был построен между 1446 и 1451 годами. Фасад завершён около 1465 года[3].

Здание до настоящего времени принадлежит семье Ручеллаи. В 1990-е годы годы здесь располагался Музей истории фотографии знаменитых братьев Алинари (Fratelli Alinari Fotografi Editori). 16 января 1997 года в квартире на третьем этаже этого здания произошло убийство графа Альвизе Николиса ди Робиланта, не раскрытое до сих пор[4]. Напротив Палаццо, согласно проекту Альберти возведена Лоджия Ручеллаи, в которой проводятся различные торжественные мероприятия, приёмы и банкеты.

Архитектура

Считается, что Альберти проектировал дворец в качестве иллюстрации своего теоретического трактата «Десять книг о зодчестве» (De Re Aedificatoria; между 1443 и 1452 гг.). В трактате Альберти, в частности, объяснял, что архитектура должна создаваться более для демонстрации идеальных пропорций, чем красоты и пышности. И действительно, фасады дворца скомпонованы так, что напоминают учебное пособие по архитектуре. Фасады расчленены по горизонтали малыми антаблементами и венчающим карнизом в отношениях, отвечающих принципу «золотого сечения». Каждый из трёх этажей здания, наподобие ордерной суперпозиции римского Колизея, декорирован пилястрами одного из трёх ордеров: на первом этаже — тосканский (в Колизее — дорический), на втором Альберти поместил вместо ионического ордера пилястры с оригинальной капителью, разработанной им самим, а третий этаж украшает коринфский ордер в несколько упрощённом варианте.

Причём рустика из однородного плоского тёсаного камня, песчаника «мачиньо» из Пьетрафорте, пилястры и тяги даны в лёгком рельефе. В сущности, Альберти процитировал античный мотив, как бы «наложив античный ордер на плоскость стены в очень невысоком рельефе», а приёмом сграффито — углублённым контуром — вычертил его на поверхности стены, рассчитывая на игру светотени (из-за узости прилегающих улиц фасад палаццо со всех точек зрения воспринимается под углом). Такая графичность дополнительно усиливает впечатление наглядного чертежа по теории архитектурной композиции и метафоричность использования ордерной системы[5].

Первый этаж здания довольно необычно оформлен квадратными окнами, имеет два прямоугольных портала (ранее был один арочный). Нижняя, цокольная часть фасада дополнена по флорентийской традиции «уличной скамейкой» для горожан и мотивом косой клетки на «спинках», напоминающих древнеримскую кладку «opus reticulatum» (сеточкой).

Второй и третий этажи имеют типичные арочные венецианские окна с колонкой посередине, наличники дополнены гербами семьи Ручеллаи.

Наверху здание венчает профильный карниз на консолях. Внутри палаццо имеются монохромные росписи XV века, некоторые относят к кругу живописца Паоло Уччелло. Внутренний дворик (кортиле) дворца напоминает дворик Воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти) Филиппо Брунеллески и кортиле Палаццо Медичи-Риккарди.

Бернардо Росселлино, ученик и последователь Альберти, повторил почти без изменений композицию Палаццо Ручеллаи для Палаццо Пикколомини в Пиенце. Принцип ордерной декорации, разработанной Альберти (или Рoсселлино) далее развили Джулиано да Сангалло и Симоне дель Поллайоло (Кронака) в Палаццо Строцци.


Примечания

  1. Vasari, Le Vite delle più eccellenti pittori, scultori, ed architettori, ed. Milanesi, II. — Рp. 541—542
  2. Гращенков В. Н. Альберти как архитектор // Леон Баттиста Альберти. Сборник статей. — М.: Наука, 1977. — С. 164—165, 188 (Примечание № 67)
  3. Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari // I tempi dell’arte, volume 2. — Milano: Bompiani, 1999. — ISBN 88-451-7212-0. — Р. 75
  4. Alvise di Robilant, il delitto del conte [1] Архивная копия от 26 декабря 2021 на Wayback Machine
  5. Власов В. Г. Архитектура. Классика и современность. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2014. — C. 65

Ссылки