Паладжи, Пеладжио

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пеладжио Паладжи
Pelagio Palagi.jpg
Статуя графа Савойского Амадея VI работы П. Паладжи на площади Палаццо ди Читта в Турине

Пеладжио Паладжи (итал. Pelagio Palagi; 25 мая 1775, Болонья — 6 марта 1860, Турин) — итальянский скульптор, архитектор, живописец-декоратор, художник-орнаменталист переходного периода от неоклассицизма к романтизму.

Биография

В юности изучал архитектуру, фигуративную и портретную живопись в Академии художеств. С 1806 года — пенсионер Академии художеств в Риме. Испытал влияние В. Камуччини, Л. Сабателли, Ф. Джани, увлекался античностью, археологией, изучал гравюры Пиранези.

Его творческое формирование и первые работы совпали с прибытием в город наполеоновских войск; благодаря просьбе своего наставника, который был членом Сената и представителем временного правительства Болоньи, Паладжи разработал униформу, медали и эмблемы с символами свободы, равенства, братства, которые использовались в письмах и открытках при Директории.

Башня П. Паладжи в Дезио

В 1812—1813 годах молодой художник участвовал в украшении Квиринальского дворца для встречи в Риме Наполеона. Он написал здесь полотно «Цезарь, провозглашающий законы» в духе Камуччини. Высокопарный сюжет, торжественно-статичная композиция отвечали духу искусства периода империи. Позже представители буржуазии доверили ему создание монументальных надгробных памятников Эдоардо Пеполи (1801), Джироламо Болоньини Аморини (1803) и Луиджи Сампьери (1804) для Чертоза ди Болонья.

Характерные черты живописной манеры Паладжи проявились во фреске «Зевс на Олимпе», двух росписях восьмиугольной (октагональной) формы «Римские игры» (1822) в королевском дворце Милана (не сохранились). Помимо фресковой живописи Паладжи работал как художник-орнаменталист, выполняя проекты украшения интерьеров, исполняя эскизы мебели, каминов, осветительных приборов, рисунка полов, тканей и др.

Клеомброт II изгоняет царя Спарты Леонида II
Ньютон открывает закон преломления света (1827)

Талант Паладжи в этой области был замечен королём Карлом Альбертом Савойским, который пригласил его в 1834 году в Турин в качестве художника-декоратора королевских дворцов. По проекту П. Паладжи были украшены интерьеры замка Раккониджи, Кастелло ди Полленцо и Королевского дворца в Турине. Король присвоил ему титул «живописец королевских дворцов» и назначил руководителем школы художников-декораторов при Академии художеств.

В 1834 году занял кафедру орнаменталистики (Cattedra di Ornato) в туринской Академии Альбертина.

Примечания

Литература

  • Европейское искусство. Энциклопедия. Живопись. Скульптура. Графика. В 3 томах.
  • Pelagio Palagi artista e collezionista, Bologna, Grafis, 1976; (итал.)
  • Pelagio Palagi pittore. Dipinti dalle raccolte del Comune di Bologna", a cura di Claudio Poppi, Milano, Electa, 1996; (итал.)
  • Pelagio Palagi alle collezioni Comunali d’arte. Bologna, palazzo Comunale, Collezioni comunali d’arte, a cura di Carla Bernardini, Edisai, 2004; (итал.)
  • Pollenzo. Una città romana per una real villeggiatura romantica, a cura di Giuseppe Carità, Savigliano, L’artistica, 2004; (итал.)