Павленко, Пётр Андреевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Андреевич Павленко
Пётр Павленко в 1943 году.Пётр Павленко в 1943 году.
Дата рождения 29 июня (11 июля) 1899(1899-07-11)
Место рождения Санкт-Петербург,
Российская империя
Дата смерти 16 июня 1951(1951-06-16) (51 год)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя,  СССР
Род деятельности прозаик, сценарист, журналист, специальный корреспондент, редактор
Направление социалистический реализм
Жанр проза, рассказ, роман, повесть, очерк
Язык произведений русский
Премии Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1947 Сталинская премия — 1948 Сталинская премия — 1950
Награды
Орден Ленина — 1939 Орден Красного Знамени  — 1943 Орден Красной Звезды  — 1940 Медаль «За оборону Москвы»
SU Medal For the Defence of Stalingrad ribbon.svg Медаль «За оборону Кавказа» Медаль «За взятие Будапешта» SU Medal For the Capture of Vienna ribbon.svg

Пётр Андре́евич Павле́нко (29 июня [11 июля] 1899, Санкт-Петербург — 16 июня 1951, Москва) — русский советский писатель и сценарист, журналист, специальный корреспондент. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1947, 1948, 1950). Известнейший деятель культуры сталинской эпохи, когда многие его произведения считались классикой.

Биография

Родился 29 июня (11 июля1899 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего. Из-за болезни матери семья была вынуждена переехать в Тифлис (Тбилиси), который сам Пётр Павленко считал своей второй родиной. Мать вскоре умерла. Пётр с отцом жил в беднейшем районе города, так называемой Нахаловке, населённой преимущественно железнодорожными рабочими.

В 1917 году окончил реальное училище. Учился в политехникуме в Баку (1917—1920).

В 1920 году вступил в коммунистическую партию. Служил комиссаром в РККА, а после демобилизации несколько лет провёл на партийной работе в Азербайджане и Грузии. Работал в редакции армейской газеты «Красный воин», затем в республиканской газете «Заря Востока» (Тифлис). Писал очерки и статьи по партийным вопросам. В 1924 году был делегатом XIII партийного съезда от Закавказья.

С 1924 по 1927 год работал в Турции в советском торгпредстве, являясь одновременно корреспондентом газеты «Известия» (Одесса). На материале турецких впечатлений написаны первые рассказы, которые впоследствии вошли в сборник «Азиатские рассказы» (1929), в книгу очерков «Стамбул и Турция» (1930) и «Анатолия» (1932). По возвращении в Москву в 1928 году примкнул к группе «Перевал», из которой вышел в декабре 1930 года.

В 1930 выходит повесть «Пустыня», написанная по материалам поездки в Туркмению.

В 1932 году вышел первый роман Петра Павленко «Баррикады», посвящённый событиям Парижской коммуны. Тогда же Павленко знакомится с А. М. Горьким. В 1936 году, после поездки на Дальний Восток, выходит фантастический роман «На Востоке», посвящённый жизни дальневосточных частей Красной Армии.

В это же время Пётр Павленко начинает пробовать свои силы в кинодраматургии: пишет сценарий по роману «На Востоке», затем сценарии для фильмов «Александр Невский», «Яков Свердлов», «Клятва», «Падение Берлина».

В 1932—1938 годах Павленко редактировал журнал «30 дней», затем горьковский альманах «Год XVII», много работал как журналист.

В марте 1938 года написал отзыв о стихах Осипа Мандельштама:

Я всегда считал, читая старые стихи Мандельштама, что он не поэт, а версификатор, холодный, головной составитель рифмованных произведений. От этого чувства не могу отделаться и теперь, читая его последние стихи. Они в большинстве своем холодны, мертвы, в них нет даже того самого главного, что, на мой взгляд, делает поэзию,— нет темперамента, нет веры в свою страну. Язык стихов сложен, темен и пахнет Пастернаком (см. 4-ую строфу „Станс“, стр. № 5 и даже 7-ую и 8-ую).

Едва ли можно отнести к образцам ясности и следующие строки:

„Где связанный и пригвожденный стон? Где Прометей — скалы подспорье и пособье? А коршун где — и желтоглазый гон Его когтей, летящих исподлобья?“ (стр. № 23).

Мне трудно писать рецензию на эти стихи. Не любя и не понимая их, я не могу оценить возможную их значительность или пригодность. Система образов, язык, метафоры, обилие флейт, аорт и проч., все это кажется давно где-то прочитанным. Относительно хороши (и лучше прочих) стихи пейзажные (стр. 21, 25, 15), хороши стихотворения: 1) „Если б меня наши враги взяли...“ (стр. 33), 2) „Не мучнистой бабочкою белой...“ (стр. 7) и 3) „Мир начинался, страшен и велик...“ (стр. 4). Есть хорошие строки в „Стихах о Сталине“, стихотворении, проникнутом большим чувством, что выделяет его из остальных. В целом же это стихотворение хуже своих отдельных строф. В нем много косноязычия, что неуместно в теме о Сталине. У меня нет под руками прежних стихов Мандельштама, чтобы проверить, как далеко ушел он теперь от них, но — читая — я на память большой разницы между теми и этими не чувствую, что, может быть, следует отнести уже ко мне самому, к нелюбви моей к стихам Мандельштама.

Советские ли это стихи? Да, конечно. Но только в „Стихах о Сталине“ это чувствуется без обиняков, в остальных же стихах — о советском догадываемся. Если бы передо мною был поставлен вопрос — следует ли печатать эти стихи, — я ответил бы — нет, не следует.

В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей был избран членом Правления ССП, а с 1938 по 1941 год был членом Президиума ССП. В 1938 году был награждён орденом Ленина, а в 1940-м — орденом Красной Звезды за участие в советско-финской войне.

Во время Великой Отечественной войны был специальным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». В течение войны побывал в командировках на многих фронтах. Во время Керченской катастрофы войск Крымского фронта чудом остался жив, переплыв керченский пролив на автомобильной камере, затем почти год находился на Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. Кроме сотен военных корреспонденций и очерков, в годы войны написал «Русскую повесть», книгу рассказов «Пути отваги», текст к документальному фильму «Разгром немецких войск под Москвой», сценарий фильма «Клятва». В 1943 году был награждён орденом Красного Знамени. Во время войны был зачислен в Красную Армию в звании полкового комиссара, затем получил звание бригадного комиссара, окончил войну в звании полковника.[1]

Делегация советских писателей прибыла на аэродром Шенефельд в Берлине, 4 июля 1950 года. Cлева направо: Константин Федин, Николай Тихонов, Пётр Павленко, Александр Твардовский, Йоханнес Р. Бехер
Могила Павленко на Новодевичьем кладбище Москвы.

С 1945 года и до конца жизни по состоянию здоровья жил в Крыму, на ул. Павленко, 10. Создал Крымскую писательскую организацию и руководил ею. Организовал издание альманаха «Крым», был его редактором. Был членом редколлегии журнала «Знамя». Написал роман «Счастье», рассказы, сценарий кинофильма «Падение Берлина», повесть «Степное солнце».

С 1947 года — член редколлегии журнала «Знамя». Депутат ВС СССР 3 созыва — с 1950 года.

Помогал начинающим писателям. С тем, чтобы Дмитрий Холендро закончил работу над романом «Горы в цвету», Павленко снабдил его приличной суммой денег. Не раз давал он деньги на приобретение путёвки в тубсанаторий молодому поэту Льву Барышеву. Партизану Илье Вергасову помог написать и издать в журнале «Знамя» книгу «В горах Таврии»[2].

Скончался 16 июня 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Семья

Творчество

Проза

В двухтомном романе о возможном сценарии будущей войны «На Востоке» (1936—1937) Советский Союз побеждает Японию. Причём наступление японцев останавливает выступление Сталина на Партийном съезде в Большом театре:

«Заговорил Сталин. Слова его вошли в пограничный бой, мешаясь с огнём и грохотом снарядов, будя ещё не проснувшиеся колхозы на Севере и заставляя плакать от радости мужества дехкан в оазисах на Аму-Дарье… Голос Сталина был в самом пекле боя. Сталин говорил с бойцами в подземных казематах и с лётчиками в вышине. Раненые, на перевязочных пунктах, приходили в сознание под негромкий и душевный голос этот…»

Сценарии

Автор сценариев к фильмам:

Награды и премии

Избранная библиография

  • П. Павленко, Б. Пильняк. Лорд Байрон. М.: Огонёк, 1928
  • Азиатские рассказы. М.: «Федерация», 1929, 2-е изд. 1931
  • Стамбул и Турция. М.: «Федерация», 1930, 2-е изд. 1932
  • Очерковые рассказы. М., 1931
  • Пустыня. Л.: «Изд. писателей», 1931, 1932
    • Пустыня. М., 1935
  • Путешествие в Туркменистан. Л.: «Федерация», 1932, 2-е изд. М.: «Тов-во писателей»,1933
  • Анатолия. М.: «Федерация», 1932
  • Баррикады. М.: «Федерация»,1932
    • Баррикады. Л.: Издательство писателей, 1933
    • Баррикады. М.: Советская литература, 1933
    • Баррикады. Роман. М., 1934
    • Баррикады. М., 1935
  • 13-я повесть о Лермонтове, М.: «Федерация», 1932
  • Муха. М.: Молодая гвардия, 1933
  • Как я писал «Баррикады». М., 1934
  • На Востоке. М., 1936 (Роман-газета)
    • На Востоке. М., 1937
    • На Востоке. М.-Л.: Детиздат, 1937
    • На Востоке. М.: Советский писатель, 1937
    • На Востоке. М.: Гослитиздат, 1937
    • На Востоке. Иваново, 1937
    • На Востоке. Новосибирск, 1937
    • На Востоке. Хабаровск, 1937
    • На Востоке. Пятигорск, 1938
    • На Востоке. Омск, 1938
    • На Востоке. Курск, 1938
    • На Востоке. Орёл, 1939
  • Александр Невский. Киносценарий. М., 1938
  • Разгром Колчака. М., 1939 (в соавторстве с Т. Тэсс)
  • Путь отваги. М.: Правда, 1942
    • Путь отваги. М., 1943
  • На высоком мысу. М., 1942
  • Русская повесть. М., 1942
    • Русская повесть. Краснодар, 1942
    • Русская повесть. Красноярск, 1942
    • Русская повесть. Хабаровск, 1942
    • Русская повесть. Магадан, 1943
  • Клятва. Киносценарий. М., 1946
  • Люди одной семьи. М., 1946
  • Счастье, 1947
  • Сила слова. М., 1947
  • В селе Рыбачьем. Симферополь, 1948
  • У картины Волкова // Журнал «Крым». — 1948. — № 2.
  • Степное солнце, 1949
    • Степное солнце. Симферополь, 1949
    • Степное солнце. Свердловск, 1950
  • Крымские рассказы. Симферополь, 1949
  • Американские впечатления. М., 1949
  • Избранное, 1949
  • Падение Берлина. Киносценарий. М., 1950 (в соавторстве с М. Чиаурели)
  • Военные рассказы. М., 1951
  • Итальянские впечатления, 1951
  • Молодая Германия. М.-Л., 1951
  • Киносценарии. М., 1952
  • Голос в пути. М., 1952
  • Рассказы и очерки. М., 1952
  • Композитор Глинка. Киносценарий. М., 1953
  • Рассказы. М., 1953
  • Рассказы, 1954
  • Записные книжки. Симферополь, 1955
  • Писатель и жизнь. М., 1955
  • Дорогой славы. М., 1956
  • Кавказская повесть. М., 1958
    • Кавказская повесть. Махачкала, 1966
  • Письмо домой. Тула, 1973
  • Шамиль, историч. эпопея (не закончена)

Издания

  • Собрание сочинений. В 6-ти тт., М., Гослитиздат, 1953—1955, 75 000 экз.

Критика

  • Немецкий славист Вольфганг Казак о Павленко: «Павленко был малопопулярным, но официально поддерживаемым писателем псевдореалистического направления»[3].

Память

Мемориальная доска писателю Павленко Петру Андреевичу
  • В апреле 2019 года в Симферополе на улице Павленко, 9, была установлена мемориальная доска с текстом:

    ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ПАВЛЕНКО
    (11.07.1899-16.06.1951)
    Эта улица названа в честь известного
    советского писателя и общественного
    деятеля, одного из руководителей
    крымской писательской организации[5]

  • Именем Павленко названы также улицы во Владикавказе и Ялте.

Примечания

  1. Семяшкин Р. Он называл редакцию полком. // «Красная звезда». — 2021. — 15 июня. — С.10.. Дата обращения: 20 июня 2021. Архивировано 15 июня 2021 года.
  2. Григорий Пятков. Уходя, оставь о себе добрую память. // Старая Ялта (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 февраля 2013. Архивировано 17 июля 2014 года.
  3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 301.
  4. Дом-музей К. А. Тренёва и П. А. Павленко. Дата обращения: 4 апреля 2022. Архивировано 13 августа 2021 года.
  5. Федеральными законами Республики Крым

Ссылки