Павел (Леднёв)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Павел (Леднев)»)
Архимандрит Павел
Pavellednev.jpg
Дата рождения 11 января 1821(1821-01-11)
Место рождения Сызрань, Российская империя
Дата смерти 27 апреля 1895(1895-04-27) (74 года)
Место смерти Москва, Российская империя
Место службы Настоятель Никольского единоверческого монастыря
Сан Архимандрит
Рукоположён Ошибка: пожалуйста, заполните дату в формате ДД.ММ.ГГГГ/ММ.ГГГГ/ГГГГ
Церковь Русская православная церковь

Архимандрит Павел (также известен как Павел Прусский, в миру Пётр Иванович Леднёв; 11 (23) января 1821, Сызрань — 27 апреля (9 мая1895, Москва) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря. Миссионер, писатель и публицист, работы которого в основном посвящены опровержению старообрядческого раскола.

Биография

Пётр Леднёв родился 11 января 1821 года[1] в городе Сызрани в старообрядческой семье и сам первую половину жизни принадлежал к старообрядцам-федосеевцам, занимая среди них весьма видное положение как начётчик.

Деятельность в старообрядчестве

Строгие меры императора Николая I против старообрядчества заставили руководителей Преображенского кладбища в Москве подумать о создании нового центра где-либо в более безопасном месте. В начале 1848 года на средства кладбища Пётр (ещё до принятия иночества) был отправлен в Пруссию (отсюда его прозвание «Прусский») и там устроил в Гумбиненской области недалеко от города Гумбиннена в Восточной Пруссии (ныне город Гусев в Калининградской области России), где жили человек до тысячи русских, старообрядческий Войновский монастырь в посёлке Экертсдорфе (бывшая Восточная Пруссия, ныне посёлок Войново на Мазурских озерах, на северо-востоке Польши).

Вскоре после этого Пётр осуществил давнее желание принять монашество, для этого он поехал в Черниговские слободы, в Злынский беспоповский монастырь, где и был пострижен в иноки с именем Павел.

В 1851 году вследствие раздоров в своём монастыре он удалился на время в Климовцы (близ Белой Криницы), где познакомился и стал одним из оппонентов Павла Белокриницкого, а также основал немногочисленную поморскую (беспоповскую) общину, но в 1852 году возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867), стоя во главе федосеевщины и пользуясь громкой известностью во всей России в качестве вождя старообрядчества.

Во время управления иноком Павлом Прусским Войновский монастырь пережил расцвет. В 1847—1867 годах Свято-Троицкий монастырь — важный центр духовной жизни федосеевцев Восточной Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев западных губерний Российской империи. Павел Прусский увеличил монастырь, построив несколько новых зданий, основал библиотеку; иноки в монастыре воспитывали и обучали церковной грамоте детей, нередко присланных из России. Кроме того, он основал женский монастырь в Пупах (ныне Спыхово, Польша) близ Войнова. По его инициативе возникли немало молелен в России, где настоятелями были бывшие ученики Войновского монастыря.

Около 1856 года изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новожёнов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 году на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.

В 1861 году установил в монастыре моление за возвращение священства. Войновский монастырь стал центром оживлённой религиозной полемики. Поэтому в 1859 году мазурские старообрядцы разделились на две части: одни — во главе с Павлом Прусским, примкнувшим к брачным поморцам (новожёнам), и другие — под руководством Алексея Михеева, твёрдо отстаивавшего федосеевские взгляды на безбрачие. Многократные попытки игумена Павла привлечь на свою сторону Алексея Михеева и признать безсвященнословные браки не увенчались успехом.

В 1868 году основал в Йоханнесбурге (ныне Пиш, Польша) типографию, в чьей обильной продукции преобладала литература в защиту безсвященнословного брака. Издавал религиозно-полемическую литературу и позже способствовал появлению особых «листков» (непериодического издания) «Истины» (в 1863—1866 годах — редактор-издатель Константин Голубов).

Деятельность после присоединения к Православной российской церкви

Архимандрит Павел (Леднёв) Прусский. Портрет из ГИМ (1892)

Перейдя вместе с пятнадцатью монахами своего монастыря в единоверие, в 1867 году Павел Прусский был вынужден покинуть Войновский монастырь. Вскоре уехал в Москву и сумел сблизиться и завоевать доверие митрополита Московского Филарета (Дроздова), оценившего его познания вероучения старообрядцев, их методов апологетики и тонкостей аргументации и увидевшего в Павле способного миссионера. Но в ноябре 1867 года митрополит Филарет скончался.

25 февраля 1868 года, в воскресенье второй недели Великого поста, было совершено торжественное присоединение Павла Прусского и некоторых из братий, пришедших вместе с ним из Пруссии, к Православной церкви епископом Леонидом (Краснопевковым), викарием Московской епархии. После этого он вместе со своим братством, состоявшим из 15 человек, поселился в Московском Никольском единоверческом монастыре. С этого времени все свои знания и энергию он посвятил проповеди единоверия.

11 июня 1868 года митрополитом Московским Иннокентием (Вениаминовым) инок Павел поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве.

15 декабря 1868 года рукоположён в священный сан, а через некоторое время был возведён в чин игумена.

В 1880 году за миссионерские труды на благо Церкви отмечен возведением в сан архимандрита.

Он стал одним из самым известных миссионеров Русской церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: Перелазы — Петербург — Вильна — Санкт-Петербург — Динабург — Новоалександровск — Каролишки — Вилькомир — Яново — Рымки — Ковна — Вильна — Динабург — Рубелишки — Данышевка — Режица — Псков — Петербург — Москва — Рубелишки — Новоалександровск — Вильна — Ковна — Страшуны — Свенцяны — Апидомы — Данышевка — Витебск — Динабург — Рубенишки — Василёво — Динабург — Режица — Динабург — Вильна — Климуцы (Буковина) — Варшава — Черновцы — Сучава — Драгомирна — Климуцы — Черновцы — Львов — Варшава — Вильна — Псков — Петербург — Москва[2].

Приведённый перечень общин, где в 1869—1871 годах действовал отец Павел Прусский, свидетельствует о ревности, с которой он взялся проповедовать в среде старообрядцев, желая их соединения с Матерью-Церковью.

Находясь в зените славы, он вспомнил об оставленных им в Климоуцах (близ Белой Криницы) поморцах и явился, чтобы просветить их единоверием. Ему с трудом удалось убедить малое число бывших своих последователей подчиниться синодальной власти — так был основан единственный единоверческий приход за границей.

Как относился отец Павел к единоверию, насколько глубоко понимал его сущность (в особенности по сравнению со своими современниками) и как горячо желал сохранить его в надлежащей чистоте, видно из следующего случая.

В январе 1885 года обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев предложил оказать честь архимандриту Павлу возведением его в епископский сан[3], о чём сообщил в письме отцу Павлу его друг — профессор Николай Субботин.

Я чувствительно благодарю К. П. и Киевского владыку[4] и всех членов святейшего Синода за внимание ко мне, убогому человеку; но вот мое мнение по этому предмету:

  • Во-первых, силы мои стали слишком слабы, чтобы мне быть викарием коей-либо епархии. Если бы отец Филарет не нёс мои тяготы, то я ещё в прошлом году был бы должен отказаться и от управления монастырём: коль паче не могу исполнять обязанности викария.
  • Второе, занимаясь по силе моей своим делом, я нахожу себя несколько полезным Святой Церкви; а принявши обязанности викария, едва ли уже смогу принести какую пользу; да и обязанностям викария, кажется, уже поздно мне учиться.

А принять сан епископа, оставаясь в том же Никольском единоверческом монастыре, опасаюсь, чтобы не проложить дорогу для единоверцев стужать правительству об учреждении единоверческих архиереев и тем не подать повода к разделению иерархической власти, что я не нахожу полезным и даже считаю вредным. Об этой опасности вы сами знаете не хуже меня. А потому быть первым единоверческим архиереем я не имею желания, особенно, когда это делается, чтобы почтить меня.

По всем вышеизложенным причинам я нахожу, что едва ли будет какая польза для Церкви, если я приму епископский сан. А посему покорнейше вас прошу сообщить К. П., чтобы уволили меня от столь великого сана, как человека немощного; а за внимание ко мне, убогому человеку, прошу вас его поблагодарить[5].

Скончался архимандрит Павел 27 апреля 1895 года, в четверг 4-й седмицы по Пасхе.

Накануне отпевания Божественную литургию у гроба почившего совершил преосвященный Тихон (Никаноров), епископ Можайский, викарий Московской епархии. Отпевание возглавил сам митрополит Московский Сергий (Ляпидевский).

Похоронили старца 1 мая напротив алтаря Никольского придела, главной церкви Никольского единоверческого монастыре.

О литературной деятельности

Благовещение. Византийская икона XIV века. Архимандритом Павлом (Прусским) привезена из Иерусалима; с 1887 года в Никольском монастыре, ныне — в ГМИИ

Кроме устной проповеди, архимандрит Павел снискал известность как писатель. Его трудам давали такую характеристику:

Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола.

Большая часть его сочинений печаталось в регулярно издаваемых журналах «Братское слово» и «Душеполезное чтение», и др., а также выходило отдельными изданиями, сделанными отчасти Святейшим синодом. Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима»; «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора»; «Беседа с поморцем о Пирре»; «Размышления при чтении Апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросы собеседника» и другие.

Он оставил обширное публицистическое и научное наследие, которое помещается примерно в шести объёмных томах. Большая часть его статей и книг помещена в четырёхтомном посмертном собрании сочинений, изданном в 1897—1899 годах.

Сочинения

Примечания

  1. Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 35, о. 1, д. 1, л. 329.
  2. Топонимы приводятся здесь по сочинениям архимандрита Павла (Леднёва).
  3. См. письмо № 84 в книге: Марков В. С. К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н. И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства. (1865—1904) — М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. Архивная копия от 17 сентября 2009 на Wayback Machine.
  4. Высокопреосвященный Платон (Городецкий) — в 1885 году Киевский митрополит.
  5. Субботин Н. И. Ещё 15 лет служения Церкви борьбою с расколом. — М.: 1904. — Вып. I. — С. 337—338.

Литература

Ссылки