Павел Самосатский

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Самосатский
греч. Παῦλος ὁ Σαμοσατεύς
Павел Самосатский проповедует раннехристианской общине. Гравюра Яна Лейкена, 1700 год.Павел Самосатский проповедует раннехристианской общине. Гравюра Яна Лейкена, 1700 год.
Род деятельности епископ города Антиохия

Павел І Самосатский (200, Самосата — 275) — епископ Антиохийский в 260268; был осуждён как еретик на Антиохийском соборе (269).

Биография

Родился в Самосате, бывшей столице древнеармянского[1][2] царства Коммагены, а в то время городе римской провинции.

В юности Павел получил блестящее образование, которое дало ему возможность стать публичным ритором в Антиохии.

В 260 году он стал епископом Антиохийской кафедры. По возведении на Антиохийскую кафедру своей проповедью монархианства вызвал споры. На Антиохийском Соборе 269 года он был осужден за ересь и низложен со своей должности.

Павел отрицал божественную сущность Христа и различение Лиц Отца, Сына и Святого Духа, считая, что есть только одно божественное Лицо (Ипостась). Он считал, что Бог-Слово или Логос является лишь силой Божией, и Иисус Христос был по природе лишь человеком, на которого позже сошел Бог-Слово. Павел Самосатский употребил термин «Единосущный» для отношения Бога-Слова к Богу, но понимал этот термин в смысле отсутствия различия Лиц в Боге[3]. Однако, пользуясь поддержкой Зенобии, царицы Пальмирской, Павел удерживал антиохийскую кафедру до 272 года, когда император Аврелиан по просьбе христиан изгнал его из Антиохии. Аврелиан не был христианином и не интересовался доктринальными вопросами Церкви. Желая только навести порядок, он полагался на приговор епископов Италии и Рима.

Правление Аврелиана произошло во время малого покоя церкви[en], примерно 40-летнего периода, когда христианство процветало без официальных санкций центрального правительства. Это был первый раз, когда Церковь добивалась вмешательства императора во внутренний спор.[4]

Ученик Павла Самосатского, священномученик Лукиан Антиохийский, был впоследствии учителем Ария.

Примечания

  1. Frank McLynn  (англ.). Marcus Aurelius: A Life (неопр.). — New York: Da Capo Press, 2010. — С. 377. — ISBN 0786745800.
  2. Yarshater, Ehsan. The Cambridge History of Iran, Volume 3: The Seleucid, Parthian and Sasanid Periods, Part 1 of 2 (неопр.). — Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press, 1983. — С. 535 (627). — ISBN 978-0521200929.
  3. Артёмкин Д. Н. Единосущие // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 58-60. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  4. Kevin Butcher, Roman Syria and the Near East (Getty Publications, 2003), p. 378.

Литература

Фрагменты учения Павла Самосатского:

  • F. Loofs, Paulus von Samosata. Eine Untersuchung zur altkirchlichen Literatur — und Dogmengeschichte. Leipzig 1924, S. 323—339.
  • Burke, Eusebius on Paul of Samosata: A New Image. Kleronomia 1975, t. 7, № 1, p. 8—20.
  • Н. Riedmatten, Les Actes du procès de Paul de Samosate. Étude sur la christologie du III au IV siècle. Fribourg, Suisse 1952.
  • L. Sample, The Christology of the Council of Antioch (268 С. Е.) Reconsidered. Church History 1979, v. 48, p. 18—26.
  • Sayings of Paul of Samosata // Journal of Theological Studies 19 (1917-18) 20-45, 115—120.

Биографические фрагменты:

  • J. H. Declerck, Deux nouveaux fragments attribués à Paul de Samosate. Byzantion 1984, t. 54, p. 116—140.
  • G. Bardy, Paul de Samosate. Étude historique. Louvain-Paris 1923.

Ссылки