Пясецкий, Павел Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Павел Пясецкий»)
Павел Яковлевич Пясецкий
Portrait of Pavel Pyasetsky.jpg
Дата рождения 26 октября (7 ноября) 1843(1843-11-07)
Место рождения Орёл
Дата смерти 1919(1919)
Место смерти Петроград
Страна  Российская империя
Род деятельности врач, путешественник,
художник, писатель
Научная сфера медицина, хирургия
Учёная степень доктор медицины (1871)
Альма-матер Московский университет
Награды и премии Кавалер ордена Почётного легиона

Па́вел Я́ковлевич Пясе́цкий (1843, Орёл — 1919, Петроград) — русский врач, путешественник, художник, писатель, коллежский советник.

Биография

Портрет Цзо Цзунтана работы Пясецкого

Родился 26 октября (7 ноября1843 года в Орле. Как и его братья, Игнат и Николай, учился в Орловской гимназии, куда был принят в 1855 году во 2-й класс. После окончания гимназии (1861) учился на медицинском факультете Московского университета.

Уже в молодые годы у него проявилась любовь к рисованию. Во время учёбы Пясецким были сделаны сотни рисунков по анатомии, гистологии, судебной медицине, акушерству, кожным болезням, служившие в качестве учебных пособий.

Путешественники на Северный полюс. Портрет П. Я. Пясецкого и неизвестного мужчины.

Отдав предпочтение хирургии, он стал последователем французского хирурга Ж. Ревердена[en], который в 1869 году разработал метод пересадки кожи. Работая в этом направлении, Пясецкий явился одним из первых русских учёных, обогативших трансплантологию новыми способами. Разработанная им в 1870 году операция получила известность в медицине как «метод Пясецкого». В 1871 году он получил степень доктора медицины за диссертацию «О возрождении эпителия»[1].

После защиты диссертации Пясецкий переехал в Санкт-Петербург, где служил в Главном военно-медицинском управлении, в свободное время посещая мастерскую художника П. П. Чистякова в Академии художеств в качестве вольнослушателя.

В 1872 году поступил на военную службу, которую начал по линии Военно-медицинского управления[2]. Когда в 1874 году была снаряжена экспедиция полковника Ю. А. Сосновского в Китай, Пясецкий был прикомандирован к ней в качестве врача и художника. Из своих рисунков Пясецкий составил свою первую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири». Кроме этого, им были собраны минералогическая, ботаническая, зоологическая и этнографическая коллекции, написана книга «Путешествие по Китаю». Книга была отмечена большой золотой медалью Императорского русского географического общества.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов Пясецкий находился в действующей армии, в качестве военного врача в Шипкинском отряде. Здесь он, умирая от тифа, написал воспоминания «Два месяца в Габрове». Однако ему суждено было выздороветь.

Не менее известной заслугой П. Я. Пясецкого стало внедрение в отечественную медицинскую практику кефира, который до этого времени почти не был известен в России. Он привёз его из непродолжительной поездки по Северному Кавказу. Хотя впервые свойства кефира были рассмотрены в 1867 году медиками Джогиным и Сиповичем, Пясецкий одним из первых, наряду с Мечниковым, стал пропагандировать лечебные свойства кефира, чем внёс свою лепту в его распространение в пищевом рационе жителей России. В 1883 году он сделал доклад на эту тему на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге.

В 1894—1900-х годах по заказу комитета по сооружению Сибирской железной дороги Пясецкий изготовил гигантскую движущуюся панораму Транссиба, которая была представлена на Всемирной выставке 1900 года в Париже. За эту панораму он был удостоен Ордена Почётного легиона[3].

В 1897 году ездил в качестве художника в Англию на крейсере «Россия» на юбилей королевы Виктории. В 1902 году посетил Болгарию, а в 1903 году совершил поездку на Дальний Восток, в свите военного министра Алексея Куропаткина.

«Панорама Персии»

Рулон «Панорамы Персии» Пясецкого, временная выставка, Эрмитаж 2015

В январе 1895 года Пясецкий был приглашен Куропаткиным участвовать в Чрезвычайном посольстве «России в Тегеран „для выполнения высочайше возложенного на него [Куропаткина] чрезвычайного поручения“ — сообщения о восшествии на российский престол императора Николая II».[4]. Куропаткин взял Пясецкого с собою, чтобы он делал зарисовки трудного и живописного пути. Действительно, «[р]езультатом этого путешествия и стала „Персидская панорама“».[4] Она показывает путь по «Шахской дороге» от города Энзели через Решт и Казвин в Тегеран. Пясецкий окончил писать панораму, акварель на бумаге, в феврале 1895 г. в Ашхабаде. Длина целого рулона 59,6 м, высота 48,5 см. Сейчас он находится в Эрмитаже, куда поступил из Центрального географического музея в Санкт-Петербурге.

Пясецкий показал свою «Панораму Персии» на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где 7 августа видел её персидский шах Мозафареддин.[5]

С 8 сентября 2015 года «Панорама Персии» экспонировалась в Эрмитаже в зале номер 389 на временной выставке «Культура и искусство Ирана VIII-начала XX веков», приуроченной к проведению в Государственном Эрмитаже VIII Европейской конференции по иранистике (14-19.09.2014).[6] Для завершения показаний панорамы издана книга про неё.[7]

Сочинения

Картины-панорамы

  • «От середины Китая до Западной Сибири» (72 м)
  • «Панорама закаспийской железной дороги». 170 аршин (120 м).
  • «Панорама Персии» (59,6 м на 48,5 см). Выставлялась на всемирной выставке 1900 года в Париже и в 2015 на выставке Культура и искусство Ирана VIII-начала XX веков в Эрмитаже
  • «Великий Сибирский путь». 1285 аршин (914 метров). Выставлялась на всемирной выставке 1900 года в Париже.
  • «Москва в дни священного коронования 1896 года» (90 аршин)
  • «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции» (150 аршин)
  • «Вторичное посещение Их Императорскими Величествами Франции»
  • «Торжества по случаю шипкинской победы»
  • «Воспоминания о турецкой войне»

Примечания

  1. Словарь врачей, 1885, с. 47.
  2. Бойкова Е. В. Российские военные исследователи Монголии (вторая половина XIX—начало XX века). — М.: Институт востоковедения РАН, 2014. — С. 211. — ISBN 978-5-89282-589-4.
  3. Достойная Сибири. История самой длинной акварельной панорамы. Дата обращения: 21 мая 2014. Архивировано 21 мая 2014 года.
  4. 4,0 4,1 Информационная доска выставки Культура и искусство Ирана VIII-начала XX веков Архивная копия от 12 июля 2018 на Wayback Machine, Государственный Эрмитаж, с 8 сентября 2015 г., 2. этаж, зал 389.
  5.  (перс.) Статья о истории персидского кино с цитатами из дневников Мозаффареддина из его путешествии в Европу. Архивная копия от 29 мая 2016 на Wayback Machine
  6. Сайт выставки.. Дата обращения: 28 июля 2022. Архивировано 12 июля 2018 года.
  7. Адамова А.Т., Принцева Г.А. Панорама Персии: от Энзели до Тегерана = Panorama of Persia: from Anzali to Tehran (болг.). — Санкт Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015.
  8. 2-е издание в 1882 году вышло под названием «Как живут и лечатся китайцы».

Литература

  • Пясецкий, Павел Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Д-р мед. Змеев Лев Фёдорович. Словарь врачей, получивших степень доктора медицины (и хирургии) в Императорском Московском университете до 1863 года. — Санкт-Петербург: Типо-лит. В. Г. Апостолова, 1885. — С. 47, 66. — 67 с.
  • Пострелова Т. А. Материалы государственных архивов СССР о П. Я. Пясецком // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 48—53.
  • Пострелова Т. А. П.Пясецкий в Монголии // Mongolica-VIII. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 113—117.

Ссылки