ПС-89

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ПС-89 (ЗиГ-1)
Kiev Brovary airfield PS-89 (ZIG-1) plane.png
Тип общего назначения
Разработчик Андре Лявиль
Производитель Союз Советских Социалистических Республик завод № 89
Начало эксплуатации 1935 год
Конец эксплуатации 1941 год
Статус эксплуатация прекращена
Эксплуатанты «Аэрофлот»
ВВС СССР
Годы производства 19351938
Единиц произведено 2 прототипа + 6 серийных

ПС-89 (первоначально ЗиГ-1) — советский транспортно-пассажирский самолёт 1930-х годов, созданный авиационным конструктором французского происхождения Андре Лявилем (фр. André Laville).

История

Разработка нового цельнометаллического транспортно-пассажирского самолёта началась в НИИ ГВФ в начале 1930-х годов. Новый самолёт создавал приглашенный в СССР французский конструктор Андре Лявиль. Самолёт представлял из себя моноплан с низкорасположенным крылом площадью 72 квадратных метра. Два двигателя М-17Ф, расположенные на плоскостях, развивали мощность по 730 лошадиных сил каждый. Шасси неубираемое в специальных аэродинамических обтекателях и максимально гладкий фюзеляж. Самолёт, получивший обозначение ЗиГ-1 (по названию завода имени Гольцмана, где его предстояло выпускать, модель 1), имел салон на 14 пассажирских мест, либо мог перевозить груз массой до 1300 килограммов.

После испытаний ЗиГ-1 был рекомендован в производство под обозначением ПС-89. К этому времени завод имени Гольцмана был переименован в авиаремонтный завод № 89, отсюда и новое обозначение самолёта: пассажирский самолёт завода № 89. Первые два прототипа были построены в 1935-36 годах. Первый из них разбился в авиационной катастрофе 27 ноября 1935 года — при разгоне до максимальной скорости на высоте 50 м разрушилось хвостовое оперение. Погибли все шесть человек, находившихся на борту. Предположительно, причиной катастрофы стал бафтинг хвостового оперения.

Второй экземпляр под обозначением ПС-89 проходил летные испытания в феврале-марте 1937 года. Летные характеристики оказались ниже проектных и ниже достигнутых в 1935 году. Отмечалось, что у самолета недостаточная путевая устойчивость, а по мере расхода горючего центр масс значительно смещается назад. ПС-89 все же приняли к серийному производству, но эксплуатацию разрешили только в простых метеоусловиях и с максимальной загрузкой 10 пассажиров, а не 12.

Шесть серийных машин, получивших бортовые номера Л-2140, Л-2141, Л-2142, Л-2143, Л-2144, Л-2146, строились с 1937 по 1938 годы. Все они были переданы «Аэрофлоту» и выполняли рейсы Москва — Симферополь, а также в Свердловск, Харьков, Киев, Орёл, Астрахань. По крайней мере один из этих самолётов, Л-2142, использовался как эвакуационный самолёт в Советско-финской войне.

Эксплуатация гражданским воздушным флотом самолётов ПС-89 прекратилась в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны. Данные самолёты зарекомендовали себя положительно. Один из самолётов, Л-2146, снимался в советском художественном фильме «Будни» (1940).

Конструкция

ПС-89 - двухмоторный цельнометаллический моноплан с неубираемым шасси, рассчитанный на 12 пассажиров, пилота, бортмеханика и 240 кг багажа.

Фюзеляж - типа монокок овального сечения. Фюзеляж конструктивно состоял из нескольких частей. За носовым отсеком располагалась закрытая двухместная пилотская кабина. Пассажирский салон состоял из двух кабин - первая четырёхместная с большим иллюминатором и свободным размещением пассажиров, вторая кабина восьмиместная. В конце салона располагался туалет и багажное отделение. Салон был просторный пассажир мог стоять в полный рост. Иллюминаторы располагались у каждого пассажирского ряда. Салон был обшит звукопоглощающим материалом, оборудован системой отопления, вентиляции и электрическим освещением[1].

Крыло - свободнонесущее двухлонжеронное с гладкой дюралевой обшивкой. Конструктивно состоит из центроплана и двух отъёмных консолей. Консоли пристыкованы к центроплану под углом к линии горизонта. Центроплан в плане прямоугольный, консоли трапециевидные, с закругленными законцовками. На центроплане установлен аэродинамически обтекаемые гондолы двигателей. Механизация крыла - элероны, закрылки, посадочные щитки[1].

Хвостовое оперение - классическое. Киль с рулем направления и стабилизатор с рулем высоты. Стабилизатор, трапециевидный в плане, крепится к вертикальному оперению на двух подкосах. Обшивка киля и стабилизатора гладкая дюралевая, обшивка руля направления и руля высоты полотняная[1].

Шасси - неубираемое, закрытое обтекателями, двухстоечное с хвостовой опорой. Колеса основных стоек снабжены тормозами. Амортизация воздушно-масляная. Хвостовая опора представляет собой костыльное колесо с воздушно-масляной амортизацией[1].

Силовая установка - два поршневых V-образных 12-цилиндровых двигателя с водяным охлаждением М-17Ф (лицензионная копия немецкого двигателя BMW-VI), мощностью 730 л.с. Двигатели монтировались на крыле в мотогондолах. Сотовые радиаторы устанавливались в капотах, для максимального снижения лобового сопротивления. Воздушный винт двухлопастный. Запас топлива 800 кг, запас масла 60 кг[1].

Видео

Технические характеристики

  • Длина — 16,25 м
  • Размах крыла — 23,10 м
  • Площадь крыла — 75,00 м²
  • Высота — 4,78 м
  • Вес взлетный — 7200 кг
  • Скорость — 284 км/ч
  • Дальность — 1300 км
  • Потолок — 4400 м
  • Двигатель — два рядных М-17Ф по 730 л. с.
  • Экипаж — 2 человека
  • Нагрузка — 14 пассажиров или 1300 кг грузов

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Шавров В.Б. История конструкции самолетов в СССР до 1938 года.

Ссылки