Отклонение (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Отклоне́ние (нем. Ausweichung, англ. transition) в системе гармонической тональности — кратковременный переход из одной тональности в другую. Как правило, отклонение совершается путём введения побочных тональных функций (доминанты, реже субдоминанты) к какому-либо аккорду, который в гармонической логике целого трактуется (и воспринимается слухом) как местная тоника.

Отклонение трудно отличить от модуляции при увеличении формального масштаба раздела, представляющего субсистему основного тонального лада, особенно если в этой субсистеме тональные функции развёрнуты с той же степенью широты и детализации, как и в основной тональности музыкальной пьесы.

На русском языке термин «отклонение» утвердился в конце XIX в. В частности, отклонение от модуляции отличает Н. А. Римский-Корсаков в своём знаменитом «Практическом учебнике гармонии»:

Отклонением зовется такая модуляция, в которой последующий строй[1] только слегка затрагивается, выражаясь иногда лишь в одном аккорде, и вновь покидается для возвращения в первоначальный или для нового отклонения в один из близких строев.

Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. — СПб., 1886. — С. 59.

Большую роль в становлении понятия отклонения сыграли переводы с немецкого учебников по гармонии и «Музыкального словаря» Гуго Римана[2].

Примечания

  1. Т.е. последующая ладотональность (например, G-dur). Словой «строй» в русской теории музыки XIX века употреблялось в значении «лад», а не в смысле строя музыкального.
  2. См., например: Риман Г. Упрощенная гармония, или учение о тональных функциях аккордов. Перевод Ю. Д. Энгеля. М. — Лейпциг, 1896. — С. 185.

Литература

  • Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. — Ч. 2. — М., 1925.
  • Schroeder L. Harmonielehre. — 9 Auflage. — Köln 1958. — S. 125.

Ссылки