Остроумова-Лебедева, Анна Петровна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анна Остроумова-Лебедева
Анна Остроумова-Лебедева. Портрет работы Филиппа Малявина, 1896Анна Остроумова-Лебедева. Портрет работы Филиппа Малявина, 1896
Имя при рождении Анна Петровна Остроумова
Место смерти Ленинград
Подданство  Российская империя
Гражданство  СССР
Награды
Орден Трудового Красного Знамени Медаль «За оборону Ленинграда» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Звания
Народный художник РСФСР — 1946 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1942

А́нна Петро́вна Остроу́мова-Ле́бедева (5 [17] мая 1871, Санкт-Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа, мемуаристка. Народный художник РСФСР (1946).

Биография

Анна Петровна Остроумова-Лебедева, 1921 год.

Дочь сенатора, тайного советника Петра Ивановича Остроумова и его жены Марии Климентьевны Чехович (умерла в 1921).

В 1889—1892 годах посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889—1892), где её главным преподавателем был В. В. Матэ.

1892—1900 годах — училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В. В. Матэ, И. Е. Репина, К. А. Савицкого и П. П. Чистякова, которое закончила со званием художника по классу гравюры В. В. Матэ, представив 14 гравюр на дереве, в том числе цветных, что явилось для того времени новаторством в технике так называемой высокой печати.

В 1898—1899 годах — работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера.

Много путешествовала по Италии, Франции, Испании, где работала над городским пейзажем.

С 1899 года активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства».

Участница художественных выставок с 1900 года.

Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Картина художника Бориса Кустодиева, 1920. Анна Остроумова-Лебедева сидит в центре.

В 1901 году создала ряд гравюр для журнала «Мир искусства» (№ 1 за 1902 год). В 1905 году вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева[1], впервые синтезировавшего в промышленном масштабе искусственный каучук.

Первая женщина-академик, член Академии художеств в Петербурге.

В 1918—1922 годах — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники.

С 1924 года входила в творческое объединение «Четыре искусства».

В 1934—1935 годах — преподавала во Всероссийской академии художеств.

Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов осаждённого города.

С 1949 года — действительный член АХ СССР.

Скончалась 5 мая 1955 в возрасте 83-х лет в Ленинграде. Похоронена в Некрополе мастеров искусств.

Адреса

Жила всегда в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде:

  • Лето 1905 — 04.1906 года — 13-я линия, 20, кв. 57;
  • 12.1906 — 1913 — доходный дом — Александровский проспект, 21, кв. 19;
  • 1913—1917 — 3-я линия, 46, кв. 21;
  • 1917—1924 — Нижегородская улица, 6;
  • 1924—1955 — Нижегородская улица, 10, кв. 4. Эта квартира включена в список памятников истории России, охраняемых государством.

Творчество

В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и художницей, возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной, в том числе цветной, ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.

По её собственным словам она «возродила художественную творческую черную гравюру и создала новую отрасль гравюры — цветную гравюру»[2].

Часто изображала виды Петербурга и его окрестностей, а также пейзажи и городские виды во время своих путешествий по Италии, Франции, Испании. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.

Успешна была и её деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.

Гравюры художницы находятся в музеях России, Франции, Германии, Чехии.

Из воспоминаний современников

  • А. Н. Бенуа:

«… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».

Выставки

Дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» в 1900 (?).

Получила вторую премию за гравюры на конкурсе Общества поощрения художеств.

  • 1913 — персональная выставка (Бюро Н. Добычиной, Санкт-Петербург)
  • 1916 — персональная выставка (Румянцевский музей, Москва)
  • 1940 — персональная выставка (Русский музей, Ленинград)
  • 1946 — персональная выставка (Русский музей, Ленинград)
  • 1951 — персональная выставка (Музей Академии художеств, Ленинград)

Награды

Работы

Иллюстрации и книжная графика

Лев и крепость. Гравюра, 1901.


Иллюстрировала книги:

  • Курбатов В. Я. Петербург, 1912
  • Анциферов Н. П. Душа Петербурга, 1920 (переиздана в 1990 в том же художественном оформлении).
  • Остроумова-Лебедева А. П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. Пб., Аквилон, 1923, — 16 с., 20 л. илл., 800 экз.

Картины

  • «Петербург», 1908—10, альбом ксилографий
  • «Павловск», 1922—23;
  • «Петербург», 1922 альбом литографий
  • «Марсово поле», 1922 (акварель) Третьяковская галерея
  • «Инженерный замок в инее», 1929, Русский музей
  • «Александровский дворец в Детском Селе»
  • «Петербург. Нева сквозь колоны Биржи»
  • «Петербург. Новая Голландия»
  • «Светильники и сфинкс»
  • «Портрет артиста И. В. Ершова», 1923;
  • «Портрет Андрея Белого», 1924;
  • «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925

Библиография

  • Автобиографические записки. Тома 1—3. — Л. — М., 1935—1951.
  • Автобиографические записки. В 3-х томах. — М.: Изобразительное искусство, 1974.

См. также

Литература

Примечания

  1. Design: Heinrich Ligovsky; programming: Roman Parshin. Остроумова-Лебедева. История любви. / Эпоха возрождения. www.renclassic.ru. Дата обращения: 13 мая 2017. Архивировано 29 июня 2017 года.
  2. Автобиографические записки. — М.: Центрполиграф, 2003. — С. 303.
  3. Выставка произведений членов Академии художеств СССР. К 25-летию преобразования Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР. Живопись. Скульптура. Графика: Каталог. — М. : Искусство, 1973. — С. 244.

Ссылки