Остров мёртвых (симфоническая поэма)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Остров мёртвых
Репродукция картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». По свидетельству Рахманинова, его вдохновила именно чёрно-белая копия, а не оригиналРепродукция картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». По свидетельству Рахманинова, его вдохновила именно чёрно-белая копия, а не оригинал
Композитор С. В. Рахманинов
Форма симфоническая поэма
Тональность Ля минор
Продолжительность ок. 26 мин
Посвящение Н. Г. Струве
Первое исполнение
Дата 19 апреля 1909
Место Москва

«Остров мёртвых», op. 29 — симфоническая поэма С.В. Рахманинова, написанная в 1908—1909 годах в Дрездене. Произведение посвящено Н. Г. Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.

Симфоническая поэма появилась под впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», находящейся в Лейпцигской картинной галерее. Композитор познакомился с ней в Париже в 1907 году. Позднее композитор вспоминал[1]:

Меня не очень тронул колорит полотна. Если бы я сначала увидал оригинал, то, быть может, не сочинил бы свой «Остров мертвых». Картина мне больше нравится в черно-белом варианте.        

Поэма «Остров мёртвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Для того, чтобы передать ощущение движения волн, Рахманинов использовал редкий размер — пять восьмых [5/8]. Поэма состоит из двух относительно больших разделов и коды[2]. Ориентировочная продолжительность поэмы составляет 20—25 минут. Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма начала XX века.

Премьера симфонической поэмы состоялась 18 апреля 1909 года в Москве в концерте Филармонического общества.

Оценки

В музыковедении распространена точка зрения несоответствии содержания картины А. Беклина и симфонической поэмы (А. Алексеев, В. Брянцева, Ю. Келдыш, П. Прокофьев, О. Соколова, Ю. Энгель), при этом сама художественная идея и её воплощение трактуется исследователями по-разному[2].

В. В. Маяковский в своих парижских очерках писал, что между ним и музыкой «древние контры», объясняя это следующим образом: «Бурлюк и я стали футуристами от отчаянья: просидели весь вечер на концерте Рахманинова в „Благородном собрании“ и бежали после „Острова мёртвых“, негодуя на всю классическую мертвечину»[3].

Примечания

  1. Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. — М.: Советский композитор, 1976. — С. 394. — 680 с.
  2. 2,0 2,1 Корякина Н. В. С. В. Рахманинов. Симфоническая поэма «Остров мёртвых»: «встреча» с А. Беклиным — «встреча» с символизмом?. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 1999. — Вып. 3. — С. 37—46. — (Вопросы истории культуры).
  3. Маяковский без глянца. — Litres, 2018-04-16. — 599 с. — ISBN 9785457764507.

Ссылки