Островский, Александр Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Николаевич Островский
Портрет работы Василия Перова. 1871 годПортрет работы Василия Перова. 1871 год
Имя при рождении Александр Николаевич Островский
Место рождения Москва,
Российская империя[1]
Место смерти Щелыково, Костромская губерния,
Российская империя
Род деятельности драматург
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (31 марта [12 апреля1823 — 2 [14] июня 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра[2].

Биография

Дом, в котором родился Островский

Александр Островский родился 31 марта (12 апреля1823 года в Замоскворечье, вблизи центра Москвы, на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье было четверо детей (и ещё четверо умерли во младенчестве). Младший брат — государственный деятель Михаил Островский. Благодаря положению Николая Фёдоровича семья жила в достатке; уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет, после смерти матери Александра, отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло — она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс Первой Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, в 1843 году Островский написал заявление об уходе. Отец определил его на службу канцеляристом в Совестный суд, и до 1850 года будущий драматург служил в московских судах. Первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, после перевода в Коммерческий суд в 1845 году оно возросло до 16 рублей. В Коммерческом суде Островский сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, мещанами, купцами, мелким дворянством; судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников.

К 1846 году Островский уже написал много сцен из купеческого быта и задумал комедию «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Первая публикация — небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» в одном из номеров «Московского городского листка» в 1847 году. После чтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года профессор Московского университета Степан Шевырёв торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Островский в 1856 году
Члены редколлегии журнала «Современник» (Островский справа). 1856
Первый комитет Общества русских драматических писателей. 1874

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора Михаила Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.» Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество, которое не пошло дальше одной сцены, а в 1856 году дало недоброжелателям Островского повод обвинить его в плагиате. Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Николая Гоголя, Ивана Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первая пьеса Островского, которой посчастливилось попасть на театральные подмостки, — «Не в свои сани не садись» (закончена в 1852 году), впервые поставленная в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 года.

Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

В 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Николая Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1870-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Николаем Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и др.

Островский в начале 1880-х годов

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1866 году (по другим сведениям — в 1865-м) Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали Иван Гончаров, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Алексей Писемский, Фёдор Достоевский, И. Е. Турчанинов, Пров Садовский, Любовь Косицкая-Никулина, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, Мария Ермолова, Гликерия Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров Российской империи, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

Скончался Островский 2 (14) июня 1886 года, в Духов день, в костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Островского. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище у храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Никола-Бережки Костромской губернии. На погребение Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с двумя детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание троих сыновей и дочери — 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были захоронены вдова писателя Мария Васильевна Островская, актриса Малого театра, и дочь Мария (в замужестве Шателен)[3].

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени Островского.

Семья

  • Отец — надворный советник и кавалер Николай Фёдорович Островский, в 1847 году купил в Московском опекунском совете имение бывшего губернского секретаря Александра Сипягина Кинешемского уезда в сельце Щелыкове и селе Твердове с деревнями, с крестьянами и дворовыми людьми в числе 127 душ. Эти места позднее вошли в Островский район Костромской области, названный в честь его сына, как и село Семёновское-Лапотное, переименованное в 1956 году[4].

У Александра Островского было глубокое увлечение актрисой Любовью Косицкой, но оба они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние[5]; Островскому же она писала: «…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого».

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но будучи женщиной умной, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а в 1869 году, через два года после её кончины, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Старшая дочь драматурга Мария была замужем за учёным-электротехником Михаилом Шателеном, знакомым с этой семьёй с гимназических лет, поскольку его отчим Александр Павлович Бахметьев приходился родным единоутробным братом супруге Островского Марии Васильевне[6].

Творчество

Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского[7].

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти всё о героях;
  • ставка не на одного актёра;

«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала её смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес»[8].

«Записка по поводу проекта „Правил о премиях императорских театров за драматические произведения“»

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Александр Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Михаил Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:

«Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки»[9].

Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я <…> в этом произведении выхожу на новую дорогу»; о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна». И. С. Тургенев был «пленён красотой и лёгкостью языка „Снегурочки“». П. И. Чайковский, работая над «Снегурочкой», писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал жемчужиной творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ. Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».

Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».

Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Критика

Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статьи «Тёмное царство»[10] и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский»,[11] выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Память

Памятник Островскому у Малого театра в Москве
Мемориальный дом-музей А. Н. Островского в Щелыкове, Костромской области. Дом построен в XVIII веке и с тех пор не перестраивался.

В филателии

https://filtorg.ru/images/thumbnails/520/455/detailed/5/1973_4157_2537_0.jpg

Портрет А. Островского. Почтовая марка СССР, 1973.

Пьесы

Название Закончена Поставлена Театр Издана Издание Комментарий
Семейная картина 1846 3 октября 1855 Александринский театр 1847 Московский городской листок, 13 и 14 марта Впервые опубликована под названием «Картины московской жизни. Картина семейного счастья»
Свои люди — сочтёмся 1849 Ноябрь 1857 Иркутский театр 1850 Журнал «Москвитянин» № 6, мартом
Утро молодого человека 1850 12 февраля 1853 Александринский театр 1850 Журнал «Москвитянин» № 22, ноябрь
Неожиданный случай 1850 1 мая 1902 Александринский театр 1851 Альманах «Комета»
Бедная невеста 1851 20 августа 1853 Малый театр 1852 отдельным изданием
Не в свои сани не садись 1852 14 января 1853 Малый театр 1853 Журнал «Москвитянин» № 5, март Первоначальное название — «От добра добра не ищут»
Бедность не порок 1853 25 января 1854 Малый театр 1854 отдельным изданием
Не так живи, как хочется 1854 3 декабря 1854 Малый театр 1855 Журнал «Москвитянин» № 17, 18, сентябрь
В чужом пиру похмелье 1855 9 января 1856 Малый театр 1856 Журнал «Русский вестник», т. I, январь, кн. 2
Доходное место 1856 27 сентября 1863 Александринский театр 1857 Журнал «Русская беседа», т. I, кн. 5 В 1857 году пьеса была сыграна провинциальными театрами в Казани и Оренбурге
Праздничный сон — до обеда 1857 28 октября 1857 Александринский театр 1857 Журнал «Современник» № 2
Не сошлись характерами 1857 1 сентября 1858 Александринский театр 1858 Журнал «Современник», т. LXVII, № 2
Воспитанница 1858 1859 Журнал «Библиотека для чтения», январь
Гроза 1859 16 ноября 1859 Малый театр 1860 Журнал «Библиотека для чтения», т. 158, январь
Старый друг лучше новых двух 1860 10 октября 1860 Александринский театр 1860 Журнал «Современник» № 9
Свои собаки грызутся, чужая не приставай 1861 27 октября 1861 Малый театр 1861 Журнал «Библиотека для чтения» № 3
За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова) 1861 1 января 1863 Александринский театр 1861 Журнал «Время» № 9
Козьма Захарьич Минин-Сухорук 1861 20 января 1867 Большой театр 1862 Журнал «Современник», № 1
Грех да беда на кого не живёт 1862 21 января 1863 Малый театр 1863 Журнал «Время» № 1
Тяжёлые дни 1863 2 декабря 1863 Александринский театр 1863 Журнал «Современник» № 9
Шутники 1864 9 октября 1864 Александринский театр 1864 Журнал «Современник» № 9
Воевода (Сон на Волге) 1864 28 апреля 1865 Мариинский театр 1865 Журнал «Современник» № 1
На бойком месте 1865 29 сентября 1865 Малый театр 1865 Журнал «Современник» № 9
Пучина 1865 8 апреля 1866 Малый театр 1866 Газета «Санктпетербургские ведомости», 1, 4, 5, 6, 8 января
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский 1866 30 января 1867 Малый театр 1867 Журнал «Вестник Европы», т. 1
Тушино 1866 23 ноября 1867 Александринский театр;

Малый театр

1867 Журнал «Всемирный труд» № 1
Василиса Мелентьева 1867 3 января 1868 Малый театр 1868 Журнал «Вестник Европы» № 2 В соавторстве с С. А. Гедеоновым
На всякого мудреца довольно простоты 1868 1 ноября 1868 Александринский театр 1868 Журнал «Отечественные записки» № 11
Горячее сердце 1868 15 января 1869 Малый театр 1869 Журнал «Отечественные записки» № 1
Бешеные деньги 1870 16 апреля 1870 Александринский театр 1870 Журнал «Отечественные записки» № 2
Лес 1870 1 ноября 1871 Александринский театр 1871 Журнал «Отечественные записки» № 1
Не всё коту масленица 1871 7 октября 1871 Малый театр 1871 Журнал «Отечественные записки» № 9
Не было ни гроша, да вдруг алтын 1871 20 сентября 1872 Александринский театр 1872 Журнал «Отечественные записки» № 1
Комик XVII столетия 1872 26 октября 1872 Малый театр 1873 Журнал «Отечественные записки» № 2
Снегурочка 1873 11 мая 1872 Малый театр 1873 Журнал «Вестник Европы» № 9
Поздняя любовь 1873 22 ноября 1873 Малый театр 1874 Журнал «Отечественные записки» № 1
Трудовой хлеб 1874 22 ноября 1874 Малый театр 1874 Журнал «Отечественные записки» № 11
Волки и овцы 1875 8 декабря 1875 Александринский театр 1875 Журнал «Отечественные записки» № 11, декабрь
Богатые невесты 1875 28 ноября 1875 Александринский театр 1876 Журнал «Отечественные записки», т. 224, № 2, февраль
Правда — хорошо, а счастье лучше 1876 18 ноября 1876 Малый театр 1877 Журнал «Отечественные записки» № 1, январь
Счастливый день 1877 28 октября 1877 Малый театр 1877 Журнал «Отечественные записки» № 7 В соавторстве с Николаем Соловьёвым
Последняя жертва 1877 8 ноября 1877 Малый театр 1878 Журнал «Отечественные записки» № 1, январь
Женитьба Белугина 1877 26 декабря 1877 Малый театр 1878 Журнал «Отечественные записки» № 5, май В соавторстве с Николаем Соловьёвым
Бесприданница 1878 10 ноября 1878 Малый театр 1879 Журнал «Отечественные записки» № 1
Дикарка 1879 2 ноября 1879 Малый театр 1880 Журнал «Вестник Европы» № 1 В соавторстве с Николаем Соловьёвым
Сердце не камень 1879 21 ноября 1879 Александринский театр 1880 Журнал «Отечественные записки» № 1
Светит, да не греет 1880 6 ноября 1880 Малый театр 1881 Журнал «Огонёк», том V, № 6—10 В соавторстве с Николаем Соловьёвым
Невольницы 1880 14 ноября 1880 Малый театр 1881 Журнал «Отечественные записки» № 1
Блажь 1880 26 декабря 1880 Малый театр 1881 Журнал «Отечественные записки» № 3 Совместно с Петром Невежиным
Таланты и поклонники 1881 20 декабря 1881 Малый театр 1882 Журнал «Отечественные записки» № 1
Старое по-новому 1882 21 ноября 1882 Малый театр 1951 Полное собрание сочинений, т. X Совместно с Петром Невежиным
Красавец мужчина 1882 26 декабря 1882 Малый театр 1883 Журнал «Отечественные записки» № 1
Без вины виноватые 1883 15 января 1884 Малый театр 1884 Журнал «Отечественные записки» № 1
Не от мира сего 1884 9 января 1885 Александринский театр 1885 Журнал «Русская мысль», кн. 2
Иван-царевич ? 1951 «Литературный архив. Материалы по истории литературы и общественного движения», вып. 3
Сват Фадеич ? 1977 Либретто комической оперы
Скоморох ? 1954 Не окончена

Экранизации произведений

Примечания

  1. Лакшин, 1974, с. 587.
  2. Лакшин, 1974, с. 588.
  3. Щелыково. Могила А. Н. Островского.
  4. Часть истории страны // Губернский дом : Историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. — Администрация Костромской области, 1999. — № 3 (34). — С. 1. Архивировано 13 января 2020 года.
  5. Калюжная Л. С. 100 великих писателей.
  6. Шателен, М. А. Хочу написать для тех, кто будут жить // Губернский дом : Историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. — Администрация Костромской области, 1999. — № 3 (34). — С. 27—30. Архивировано 13 января 2020 года.
  7. А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том V. Пьесы 1867—1870. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 350 с, илл. стр. 346—349
  8. Островский, 1973—1978, том 10, с. 243.
  9. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» (The Snow Maiden) | Belcanto.ru. www.belcanto.ru. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 24 мая 2020 года.
  10. Lib.ru/Классика: Добролюбов Николай Александрович. Темное царство. az.lib.ru. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 3 ноября 2019 года.
  11. Книга «Островский» на Bookfi.org (Библиотека BookFinder) (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 июля 2013. Архивировано 21 февраля 2014 года.
  12. Островский Александр Николаевич, Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ. tonnel.ru. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 23 сентября 2020 года.
  13. Дом-музей А.Н. Островского/Театральная галерея на Малой Ордынке. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 9 апреля 2018 года.
  14. Вокруг Щелыкова – Земля Островского – Путеводитель по историческим местам вокруг усадьбы драматурга – Виктор Бочков. kostromka.ru. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 10 ноября 2019 года.
  15. Островский в Щелыкове – Жизнь и творчество драматурга в костромском имении. kostromka.ru. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 10 ноября 2019 года.
  16. Роскультура.ру. Российская культура в событиях. Дата обращения: 5 июня 2008. Архивировано 7 января 2012 года.
  17. Екатерина Барабаш. Очень долгое прощания: Завершился XI Гатчинский кинофестиваль. Гатчинский гуманитарный портал. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 7 апреля 2022 года.

Публикации текстов

  • Островский А. Н. Полное собрание сочинений : в 12 т. / Под общей редакцией Г. Н. Владыкина и др.. — М. : Искусство, 1973—1978.

Литература

Мемуары и воспоминания
  • Островский А. Н. Вся жизнь театру / Подг. текста и примеч. Н. С. Гродская, вступ. статья Шаталов С. Е.. — М. : Советская Россия, 1989. — 368 с. — (Русские дневники). — 100 000 экз. — ISBN 5-268-00705-x.
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников / Подг. текста, вступ. статья, и примеч. А. И. Ревякина. — М. : Художественная литература, 1966. — 631 с. — (Серия литературных мемуаров / Под общ. ред. В. В. Григоренко и др.).
  • А. Н. Островский и русские композиторы : Письма / Под общ. ред. Е. М. Колосовой и В. Филиппова ; Государственный Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. — М. ; Л. : Искусство, 1938. — 249 с. — (Из истории русской оперы).
  • Мендельсон Н. М. Александр Николаевич Островский в воспоминаниях современников и его письмах. — М. : Т-во В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1923. — 179 с. — (Историко-литературная библиотека / Под ред. Н. Л. Бродского, А. Е. Грузинского, Н. М. Мендельсона, Н. П. Сидорова ; вып. 1).
  • Неизданные письма к А. Н. Островскому : из архива А. Н. Островского. — М. ; Л. : Academia, 1932. — 741 с. — (Памятники литературного и общественного быта ; Труды государственноготеатрального музея имени А. Бахрушина ; вып. II).
  • Ревякин А. И. Островский и его современники : Островский в воспоминаниях современников : Библиография. Внутреннее описание. — М. ; Л. : Academia, 1931. — 133 с.
Исследования
  • А. Н. Островский в русской критике : Сборник статей / Ред., вступ. статья и примеч. Г. И. Владыкина. — М. : ГИХЛ, 1958. — 452 с.
  • Александр Николаевич Островский : его жизнь и сочинения : Сборник историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1905. — 166 с.
  • Долгов Н. Н. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. [Критика. Сценические образы]. 1823—1923. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 1923 с.
  • Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского / Министерство культуры РСФСР ; Государственный литературный музей. — М. : Госкультпросветиздат, 1953. — 408 с.
  • Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. — М. : Искусство, 1976. — 526 с.
  • Лакшин В. Я. Театр А. Н. Островского. — М. : Советская Россия, 1985. — 144 с.
  • Лобанов М. П. Островский. — М. : Молодая гвардия, 1979. — 382 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1 (587)).
  • Миронов А. В. Великий чародей в стране берендеев : Очерк жизни и творчества А. Н. Островского в Щелыкове. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. — 160 с.
  • Проблемы изучения творчества А. Н. Островского : К 150-летию со дня рождения / Редколлегия: В. А. Бочкарёв (отв. ред.) и др. — Куйбышев, 1973. — 164 с. — (Научные труды / Министерство просвещения РСФСР ; Куйбышевский гос. пед. институт им. В. В. Куйбышева ; т. 134).
  • Рахманькова Е. А. А. Н. Островский — либреттист. — Шуя : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. — 155 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский в Щелыкове. — Кострома : Книжное издательство, 1957. — 304 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. — М. : Учпедгиз, 1949. — 344 с.
  • Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского : Литературно-критический этюд. — М. : Академия педагогических наук РСФСР ; Л., 1948. — 128 с.
  • Ревякин А. И. Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского. — М. : Московский рабочий, 1962. — 542 с.
  • Творчество А. Н. Островского : Юбилейный сборник / Под ред. С. К. Шамбинаго. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 367 с.
Энциклопедии и словари
Справочная литература
  • Библиография литературы об А. Н. Островском : 1847—1917 / Сост. К. Д. Муратова ; Академия наук СССР ; Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Л. : Наука : ленинградское отделение, 1974. — 284 с.

Ссылки