Основа (Харьков)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Исторический район
Основа
укр. Нова Основа
Станция ОсноваСтанция Основа
49°56′06″ с. ш. 36°15′05″ в. д.HGЯO
Страна  Украина
Статус Харьковский городской совет
Город [[ Харьков]]
Район Краснозаводский район
Внутреннее деление Основа (станция), Основа (аэропорт)
История и география
Основан 1908
Прежние названия Новая Основа
Исторический район с 1920
Тип климата умеренно-континентальный,[1][2] лесостепная зона
Часовой пояс UTC+2:00, летом UTC+3:00
Население
Население более 20 000 человек
Агломерация Харьковская
Конфессии Православие
Катойконим основянцы
Официальный язык -
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +380 57
Почтовый индекс 61009
Автомобильный код AX, КХ / 21
Основа на карте
Основа
Основа
Основа на карте
Основа
Основа

Осно́ва либо Но́вая Осно́ва (укр. Основа) — исторический район Харькова, расположенный в южной части города. Застройка в большинстве своём представляет собой частный сектор. Вдоль проспекта Гагарина имеется послевоенная (т. н. «немецкая») застройка двухэтажными зданиями, часть которых построена военнопленными. В районе железнодорожной станции «Основа» также застроена в 1970-е годы многоэтажными домами (9 и 14 этажей).

Географическое положение

Основа находится в южной части современного города, в Основянском административном районе.

Границы района

Северная

В северной части района железнодорожная линия и проспект Гагарина сближаются. В узком перешейке Основа переходит в другой район — Качановку.

Восточная

Восточная граница Основы проходит по проспекту Гагарина (бывшая улица Змиевская). Улица Вокзальная (район Детского санатория) отделяет Основу от Одесской (района Харькова). Основа продолжает тянуться далее на север, но на удалении от проспекта Гагарина.

Южная

На юге граница района проходит по Мерефянскому шоссе. Данная часть Основы носит название Мерефянка.

Западная

Западная граница Основы проходит по железнодорожной линии и отделяет Основу от других районов:

История и название

Район Основа является титульным преемником другого харьковского района Старой Основы (имения Квиток-Основьяненко), расположенного на правом берегу Лопани в районе Новосёловки. Район же Основа нужно рассматривать как Новую Основу. Ввиду того, что название Старая Основа топонимически уже не используется, данный посёлок (позже район города) называют просто Основа.

Точное время возникновения заселения данного района неизвестно. В 1908 году открывается станция Южной железной дороги «Основа», которой дают данное название, хотя сама Основа была расположена в 10 километрах от станции.

В 1911 году открывается паровозное депо «Основа»[3]. Здесь образуется серьёзный железнодорожный и транспортный узел Харькова. Именно в данное время здесь начинают селиться люди, в большинстве — сотрудники Южной железной дороги. Название посёлок получил по железнодорожной станции. Застройка непосредственно в районе вокзала — плановые трехэтажные здания 1910 года.

Второй период в истории района — конец 1920-х — начало 1930-х годов: сооружаются двух- и трехэтажные «конструктивистские» жилые дома по адресам: улица Сохора (№ 3), ул. Южнопроектная (№ 12,14,16), здание средней школы № 34 на Локомотивной и Дом отдыха поездных бригад на Деповской улицах.

16 августа 1943 года при освобождении Харькова немецкой оккупации командующий Степным фронтом И. С. Конев поставил задачу[4] Пятой гвардейской танковой армии (командир Павел Ротмистров), находившейся в тот момент в Дергачёвском районе, окружить немецкую Харьковскую группировку с юго-запада: ударом через Гавриловку-Коротич-Рай-Еленовку на Покотиловку[5] соединиться с наступавшей с северо-востока из района Кутузовки через Кулиничи-Основу-Жихарь 7-й гвардейской армией и с востока — наступавшей с ХТЗ через Хролы-Безлюдовку-Хорошево 57-й армией в районе Высокий-Карачёвка-Бабаи,[5] замкнув кольцо. Данная задача окружения не была выполнена:[6] 7-я армия не освободила в намеченный срок Основу,[7] а 5-я танковая до 29 августа[6] не смогла освободить «ключ к Харькову»[7] Коротич (за который разгорелись основные бои[7]).

Третий период в истории Основы — послевоенный (с 1945 года). Вдоль проспекта Гагарина (улица Змиевская) производится застройка двухэтажными домами по типовым и индивидуальным проектам, частично выполненная военнопленными.

В середине 1970-х в местности Основа возводятся несколько многоэтажных домов по адресам: улица Валдайская (№ 24-32), улица Вокзальная (№ 10), улица Деповская (№ 2А), улица Локомотивная (№ 6). Позднее, в 80-е — 90-е годы, на пересечении улиц Достоевского и Вокзальной было построено несколько четырнадцатиэтажных высотных домов.

6 декабря 1932 года был открыт аэропорт «Основа» в 12 километрах к югу от центра города (до того существовал только аэропорт «Сокольники»). В настоящее время это Харьковский международный аэропорт.

Улицы

Наименования Основянских улиц носит четкую связь с железнодорожным транспортом: Деповская, Вокзальная, Южно-Проектная, Станционная, Привокзальная, Народная.

Транспортные коммуникации

Транспортное расположение Основы хорошее. Возле железнодорожной станции находится круг троллейбусов и автобусов.

Троллейбус

Автобусы и маршрутное такси

Достопримечательности

Реки и озёра

Через него протекает Основянский ручей (левый приток реки Уды)

В Основянском озере ведется активная добыча песка гидромеханическим способом со дна водоема и по береговой линии.

На базе Основянского озера основан «Основянский гидропарк», который представляет собой намытую земснарядом песчаную косу и пляжи вокруг неё. Основным местом отдыха харьковчан являтся коса городского пляжа, на которой расположено кафе и есть возможность взять в аренду мангал. На озере имеется большое количество пернатых обитателей (лебеди, утки, чайки).

Религия

Свято-Покровский храм. Харьков. Основа

На территории Основы находится Свято-Покровский храм (располагающийся на улице Зелёной, 18). Храм несколько раз менял своё местоположение. О том, что в первые годы существования посёлка (1910 год) на территории Основы существовала церковь, информация отсутствует. Тем не менее известно, что на 1941 год приход уже существовал. Первоначально храм находился на улице Карташевской (ныне — переулок Рижский). В послевоенное время (1945—1948 года) храм функционировал, но в 1948 году его здание было отдано артели «Коммунар», а храм закрыт. Через несколько месяцев, усилиями прихожан, для храма было куплено новое помещение (частный дом), в котором храм продолжал функционировать. С 2005 года храм перестраивался и приобрел тот вид, в котором находится в настоящее время. Несмотря на то, что внутренние отделочные работы выполнены не до конца, храм функционирует и принимает прихожан.

Промышленность

  • Локомотивное депо «Основа» (ТЧ—3) (1911 год)
  • СМЭУ—3 — Основянское строительно-монтажное эксплуатационное управление Службы гражданских сооружений (СМЭС) ЮЖД (1936 год)[8].
  • СМП—655 — Основянский строительно-монтажный поезд Службы гражданских сооружений (СМЭС) ЮЖД (1936 год)
  • Харьковский завод транспортного оборудования (1943 год)[9].

Примечания

  1. Климат Харькова. Архивная копия от 31 августа 2021 на Wayback Machine Монография. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1983.
  2. Погода и климат. Дата обращения: 8 ноября 2021. Архивировано 23 апреля 2013 года.
  3. 15 сентября 1911 года состоялось официальное открытие паровозного депо «Основа». Изначально депо обслуживало участки Основа — Готня и Основа — Красный Лиман
  4. Километровая карта Харькова и окрестностей РККА: 1943 год, 16 августа. // 5 гв. ТА // Гавриловка-Коротич-Райеленовка-Высокий (направление удара). Архивировано 29 августа 2021 года.
  5. 5,0 5,1 Километровая карта Харькова и окрестностей РККА: 1943 год, 16 августа. // Решение Команд. Степ. фронтом на наступление 17.8.43 (перенесено на 18.8.43) // Приложение № 11147 (16) к Журналу боевых действий Степного фронта. Сов. секретно, экз. единственный. Архивировано 29 августа 2021 года.
  6. 6,0 6,1 В. Вохмянин, А. Парамонов, А. Подопригора. После салютов (23-30 августа 1943) // Харьков. Освобождённый навсегда. Сборник документов и материалов / А. Подопригора. — Х.: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2013. — 264 с. — (Харьков в войне). — 200 экз. — ISBN 978-966-2556-77-4.
  7. 7,0 7,1 7,2 Андрей Парамонов. Ключ к Харькову. Архивная копия от 12 июля 2021 на Wayback Machine
  8. В 1936 году, согласно приказу Народного Комиссариата путей сообщений СССР в составе Управления Южными железными дорогами, был создан жилищный отдел, которому подчинялись жилищно-ремонтные конторы и домоуправления, выполняющие работы по строительству жилья и коммунального хозяйства железной дороги.
  9. Харьковский завод транспортного оборудования был образован 7 сентября 1943 года на базе Основянского котельносварочного завода.

Виды Основы

Ссылки

См. также