Осложнённое предложение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Осложнённое предложение — речевая реализация простого предложения, предназначенная для передачи смысла большего объёма, чем в элементарном простом предложении, с помощью особых структурных компонентов[1].

Осложнение предложения вызывают[2][3][4]:

  1. Однородные члены: На столе разбросаны красные, синие, зелёные карандаши; Он часто был простужен и лежал неделями в кровати.
  2. Обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот). Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и пунктуационно: Этот человек, тощий, с палочкой в руке, был мне неприятен. Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.
  3. Вводные слова и предложения, вставные конструкции: К счастью, с утра погода наладилась; Элегантность, я думаю, никогда не выйдет из моды; С одной стороны, предложение интересное, с другой — опасное.
  4. Обращения: Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить? Ожидающие рейс из Сочи, пройдите в зону прилёта.
  5. Прямая речь: Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

По традиции выделяют два вида осложнённых предложений[5][6][2]:

  1. структуры, осложняющие элементы которых являются членами предложения (с однородными членами и с обособленными второстепенными).
  2. структуры, осложняющие элементы которых не являются членами предложения.

В учебнике под редакцией Е. И. Дибровой отмечают, что осложнённые предложения не представляют собой единообразных структурно-семантических единиц. Они очень неоднородны по степени добавочной предикативности и по яркости её грамматического оформления. Кроме того, в пределах отдельных разновидностей осложнённых предложений также нет единообразия по степени потенциальной предикативности. Поэтому определение места осложнённых предложений на шкале переходности между простым и сложным предложениями не полностью отражает особенности всех многочисленных групп и подгрупп осложнённых предложений. Здесь возможны и свои «оси» переходности, детализирующие в большей мере классификации синтаксических явлений из зоны предложений с осложнением[3].

Научное описание

Учебная литература испытывает определённые трудности при описании простого осложнённого предложения[7].

Н. С. Валгина описывает разновидности осложнённых предложений без объединения их общим понятием осложнения и без использования самого термина[8].

В учебном пособии И. П. Распопова и А. М. Ломова осложнённые предложения оказываются в кругу особых явлений в синтаксисе простого предложения наряду с неполными предложениями, парцеллированными конструкциями[9].

В учебном пособии П. А. Леканта одни традиционно выделяемые осложняющие компоненты рассматриваются в качестве приёмов усложнения членов предложения (обособленные и однородные члены предложения), другие конструкции (обращение, вводные компоненты) описываются в разделе «Реализация предложения в речи», где они стоят в одном ряду с неполнотой и актуальным членением предложения[10].

Примечания

  1. Синтаксис осложненного и сложного предложений: [учеб.-метод. пособие] / [сост. О. А. Михайлова]. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.
  2. 2,0 2,1 Синтаксис. «Грамота.ру». Дата обращения: 12 сентября 2021. Архивировано 12 сентября 2021 года.
  3. 3,0 3,1 В. В. Бабайцева и др. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / под ред. Е. И. Дибровой. — М., 2002. — С. 379—419. — 704 с.
  4. Бабайцева В. В., Максимова Л. Ю. Современный русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 "Русский язык и литература". — М.: Просвещение, 1987. — С. 139—166. — 256 с.
  5. Лекант П. А. и др. Современный русский литературный язык. — М.: Высшая школа, 2001. — 462 с.
  6. Материалы к практическим занятиям по синтаксису (осложнённое предложение) : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / И. А. Шевякова; Министерство образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. университет. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016. — 44 с.
  7. Синтаксис современного русского языка: учебник для высших учебных заведений российской Федерации / под ред. С. В. Вяткиной / учебно-методический комплекс по курсу «Синтаксис современного русского языка». — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 347 с.
  8. Валгина Н. С. Современный русский язык. — М., 2003. — С. 205—257.
  9. Распопов И. П., Ломов А. М. Основы русской грамматики. — Воронеж, 1984. — С. 255—279.
  10. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. — 3-е изд. — М., 2004. — С. 196, 212.

Литература

  • Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложнённого предложения. Учебное пособие для филологических специальностей вузов. — М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
  • Руднев А. Г. Синтаксис осложнённого предложения. — М., 1967.
  • Шведова Н. Ю. Изменения в системе простого и осложнённого предложения в русском литературном языке XIX века // Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX века. — М., 1964. — С. 300.