Осипов, Александр Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Осипов
Александр Осипов после снятия санаАлександр Осипов после снятия сана
Место рождения Ревель, Эстляндская губерния, Российская империя
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Страна  Российская империя
 Эстония
 СССР
Научная сфера Философия, Научный атеизм, Библейская критика, Богословие
Место работы Всехсвятская новокладбищенская церковь (Молотов) (1942-1944)
Казанская церковь (Таллин) (1944-1946)
Таллинское епархиальное управление (1944-1946)
Ленинградская духовная академия и семинария (1946-1959)
Ордена Трудового Красного Знамени Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (1960-1963)
Музей истории религии и атеизма (1963-1967)
Альма-матер Тартуский университет
Учёная степень кандидат философских наук
магистр богословия
Учёное звание профессор
Научный руководитель В. А. Мартинсон
Известен как ушедший из церкви и из религии православный богослов, деятель в области критики религии, атеист.

Алекса́ндр Алекса́ндрович О́сипов (10 ноября 1911, Ревель, Эстляндская губерния, Российская империя25 октября 1967, Ленинград, СССР) — советский православный богослов, бывший протоиерей и профессор Ленинградской духовной академии, отлучённый от Церкви священнослужитель Русской православной церкви. Магистр богословия[1]. С 1959 года — профессиональный пропагандист атеизма[2]; кандидат философских наук (с ноября 1966 года за три работы — «Катехизис без прикрас», «Евангелие от иезуита» и «Женщина под крестом»)[2]. Один из авторов многократно издававшейся в СССР «Настольной книги атеиста»[3]. Автор ряда книг и статей антирелигиозного содержания.[2]

Биография

Александр Александрович Осипов родился 10 ноября 1911 года в Ревеле в семье служащего отделения Государственного банка[4]:4[5][6]. Мать Клавдия Григорьевна была дочерью морского офицера. Дед из великоустюжских крестьян, после многолетней службы матросом дослужился до офицера и много лет проработал в Ревельском порту[6]. В дальнейшем семья несколько раз переезжала по месту службы отца. В связи со службой отца Осиповы жили в Сухуме, затем поселились в Оренбурге, где семью Осиповых застала революция 1917 года[6]. Во время гражданской войны Осиповы были вынуждены переехать на родину отца — в Иваново-Вознесенск, чтобы выжить в условиях голода. Там семья распалась и в 1922 году мать с сыном вернулись в Таллин[5].

Поначалу втроём — мать, бабушка и одиннадцатилетний Александр — были надомниками табачной фабрики «Лаферм». Потом мать стала работать корректором в газете, прирабатывала шитьём[6].

С 1926 года печатался в местных газетах. По собственным воспоминаниям, с 1926 по 1940 год опубликовал до 65 статей, рассказов и стихотворений в русской и эстонской периодической печати и 10 книжек и брошюр отдельными изданиями, в том числе книга стихотворений, пьеса для юношества, описание путешествия на Старый Валаам в Финляндию и несколько богословских работ[7].

Учился в Таллинской частной русской гимназии[4], которую с отличием окончил в 1929 году[8][9].

С 1928 по 1932 год — член кружков Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Таллине и Тарту[5]. Слушал лекции Николая Бердяева, Николая Арсеньева, Владимира Ильина, священника Сергия Четверикова, протоиерея Иоанна Богоявленского, Василия Зеньковского, Бориса Вышеславцева, Льва Зандера. Был сотрудником журнала «Православный собеседник»[10][9].

В 1929 году был участником (избран секретарём) II съезда РСХД в Печерском монастыре (3—11 августа 1929)[11]. Выпустил книгу о съезде: «У родных святынь». Участник III съезда РСХД, проходившего в Пюхтицком монастыре с 24 по 30 июля 1930 года[12].

Недолгое время отбывал воинскую повинность, но по состоянию здоровья был освобождён[13].

Священнический период

В январе 1931 года, по предложению протоиерея Иоанна Яковлевича Богоявленского (члена Синода Эстонской православной церкви, активиста РСХД), Александр Осипов стал студентом православного отделения богословского факультета Тартуского университета[13][1]. Оплату обучения в университете производил Синод Эстонской православной церкви. Общество помощи бедным Таллинского Александро-Невского собора, по рекомендации Иоанна Богоявленского, предоставило ранее учреждённую персональную стипендию на срок обучения в университете[14][13]. Жильё снимал в церковном доме при Тартуском Успенском соборе[15]. В университете слушал лекции известных профессоров Александра Михайловича фон Бульмеринка, протоиерея Василия Антоновича Мартинсона (бывший ректор Петроградской духовной семинарии), Эдуарда Теннманна[et].

В июне 1935 года с отличием окончил православное отделение богословского факультета Тартуского университета.[4]:4 После защиты диссертации получил степень кандидата богословия. Позже, после защиты второй диссертации «Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома», учёным советом университета Осипову была присуждена учёная степень магистра богословия[16][4]:4 Тема была избрана в соответствии с пожеланием главы Эстонской православной церкви, митрополита Александра (Паулуса))[17].

По рекомендации руководителя православного отделения богословского факультета Тартуского университета профессора В. А. Мартинсона оставлен докторантом. Темой докторской диссертации Осипов избрал первые двенадцать глав Библии: «Препатриархальный период книги Бытия»[17].

28 июля 1935 года он женился на дочери тартуского протоиерея — Нине Николаевне Павской. 25 августа 1935 года был рукоположён в диакона; через пять дней — в иерея. Принял должность миссионера тюрем, больниц, заразных бараков, богаделен, приютов, домов для сумасшедших[18]

Обучение в аспирантуре продолжалось в течение полутора лет[19]. В 1937 году вынужденно покинул университет после фашистского переворота. Отказался сменить русскую фамилию на предложенную эстонскую «Ossep»[20]

Временно служил в эстонском Преображенском соборе Таллина, церкви пригорода Нымме, церкви пригорода Копли, учительствовал в эстонской частной гимназии Лендер. После ухода из университета был вторым священником, потом настоятелем Казанской церкви в Таллине, законоучителем Таллинской частной русской гимназии. На организованных Таллинских русских вечерних богословских курсах, действовавших в 1938—1941 годах, читал лекции по Ветхому завету[21]. В 1939—1941 годы — член епархиального совета.[4]:4

В 1940 году, в связи с вхождением Эстонской Республики в состав Союза ССР, стал гражданином СССР. После вхождения Эстонской церкви в состав Московского Патриархата, становится секретарём экзархата Московского Патриархата в Прибалтике.

27 июня 1941 призван в Красную Армию. Служил старшиной в инженерной части в г. Молотове. В 1942 году демобилизовался.[4]:4

С мая 1942 по 1944 год — священник Новокладбищенской церкви города Молотова.[4]:4 Находясь в Молотове в 1943 году, усыновил мальчика из военных сирот.[22]

В ноябре 1944 года вернулся в Эстонскую ССР и вновь занял должность настоятеля Казанской церкви в Таллине, а также секретаря епархиального управления.[4]:4 Участник Поместного собора Русской православной церкви, прошедшего с 31 января по 4 февраля 1945 года в Москве.

Его супруга, остававшаяся в Таллине, была эвакуирована на Запад вместе с детьми. Через советские репатриационные органы до него дошло сообщение, что супруга оформила развод и отреклась от него как от «красного попа».

В феврале 1946 года получено разрешение периодически приезжать из Таллина в Ленинград для чтения лекций на Богословско-пастырских курсах.[23]

В 1946 году, при открытии Ленинградской духовной академии, приглашён в неё профессором. С 1 сентября 1946 по 2 декабря 1959 А. А. Осипов — профессор кафедры Священного писания Ветхого завета, кафедры древнееврейского языка, кафедры истории религий (1948—1950 гг.),[24] одновременно с 1 сентября 1946 до 9 июля 1947 года — инспектор (проректор) Ленинградской духовной академии и семинарии.[4]:4[25][26]

Во во время пасхального богослужения 1947 года, из-за крайнего недостатка действующих храмов в Ленинграде, в здании ЛДА произошла трагедия: рухнула лестница, на которой стояли молящиеся, не поместившиеся в домовый храм. Многие получили серьёзные увечья. Готовясь к «штурмованию здания», Осипов составил приказ, отдельным пунктом которого стоял запрет оставлять людей молиться на лестничных клетках, но именно этот пункт был нарушен[27]. Впоследствии он изображал происшествие как «мучительный нравственный удар»: «Тяжелые это были испытания, — вспоминал Осипов, — один сплошной вопрос Господу Богу: «Через блокаду провёл? — провёл. Мир даровал? — даровал. Так что же Ты над этими, самыми верными детьми Твоими, пришедшими в эту ночь на поклонение Тебе, надругался?»[28]

В 1947 году возведён в сан протоиерея. С 10 июля 1947 года по 20 апреля 1948 года исполнял обязанности ректора Ленинградской духовной академии и семинарии[29][30]. На этот период в должности инспектора его временно сменил доцент, прот. Владимир Благовещенский. С 21 апреля 1948 — вновь инспектор Ленинградской духовной академии и семинарии[23] [2]; 15 августа 1950 года освобождён от административной должности по собственному желанию.[31].

На протяжении четырёх лет был членом, во время исполнения обязанностей ректора — главой, строительного комитета по восстановлению здания бывшей духовной семинарии. Восстанавливали разрушенное немецкой авиабомбой правое крыло здания, центральную часть и уцелевшую половину 4-го этажа в левом крыле[23]. В феврале 1948 года, руководя ремонтно-строительными работами, получил тяжёлую травму[29]. По причине болезни ног, полученной вследствие этой травмы, в 1950 году был вынужден оставить священническую деятельность.

В январе 1951 года женился вторым браком на знакомой — Ирине Пономарёвой[28], приехавшей из Таллина в Ленинград поступать в медицинский институт. Впоследствии, уже после его отречения, этот брак распался[22].

В том же 1951 году Осипов направил Патриарху Алексию I прошение о сложении сана (по православным канонам женатый дважды не может служить), но прошение Осипова рассматривалось четыре с лишним года, и в итоге он был отстранён от священнослужения (которое, по состоянию здоровья, уже не совершал с 1950 года) лишь 23 июня 1955 года,[31] но с предписанием по-прежнему носить рясу.[28]

В 1955—1956 годах привлечён в качестве учёного редактора к первому в СССР изданию Библии в Синодальном переводе, осуществлённому Московской патриархией[32][4]:5.

С середины 1990-х годов, после того, как М. В. Шкаровский обнаружил анонимную аналитическую записку 1951 года «В мире духовном» и опубликовал её под собственным заголовком «Доклад секретного осведомителя, профессора протоиерея А. Осипова Ленинградскому уполномоченному А. И. Кушнареву о положении в Московской Патриархии», в религиозной литературе за ним закрепился ярлык «секретного осведомителя ленинградского уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви»[22][33][34]. Записка написана языком профессионального борца с религией («религиозный психоз», «липкие щупальца», «ведущая головка церкви», «гнойное скопление ... злопыхателей советской власти и разложившихся элементов», «в деревнях агитация попов заметнее и поэтому им труднее смутить молодую душу» и пр.)

Атеистический период

В конце 1958 года в СССР была развёрнута т. н. «хрущёвская антирелигиозная кампания». В течение 1959 года Осипов вёл переговоры с некими «партийными товарищами», которые фиксировал в своём дневнике, о своём трудоустройстве в советские учреждения[35]. 2 декабря 1959 года он сообщил ректору ЛДАиС Михаилу Сперанскому[36] о прекращении преподавания, вручил «Известительное послание»[37] о своём уходе «из ленинградских духовных школ, из православной церкви, из христианства и из религии вообще» и о его причинах, которое «просил зачитать своим бывшим сослуживцам — преподавателям и учащимся, учившимся» у него. Хотя ещё за год до этого в газете «Правда» была опубликована статья «Отказ от религии — единственно правильный путь»[24] с подзаголовком: «Письмо в редакцию. Александр Осипов». В статье магистр богословия объяснил причины своего разрыва с религией, того, как постепенно рос и креп его атеизм, как он пришёл к заключению, что примириться с совестью и назвать себя честным человеком сможет, лишь порвав с религией[22][2]. По мнению Михаила Шкаровского, отречение Осипова совершено по приказу сотрудников КГБ в рамках кампании по публичным отречениям священнослужителей[34][38].

Постановлением Священного синода от 30 декабря 1959 года извергнут из сана и лишён церковного общения[31]. В тексте говорилось: «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской Духовной Академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского, бывшего священника Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения. „Они вышли от нас, но не были наши“» (1 Ин. 2, 19)[34][39][40].

В 1960—1963 годах работал главным библиотекарем фондов Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина[4]:5[2].

С ноября 1963 года по 1967 год — старший научный сотрудник Музея истории религии и атеизма в Ленинграде[4]:5[2].

В ноябре 1966 года за три работы — «Катехизис без прикрас», «Евангелие от иезуита» и «Женщина под крестом» — получил учёную степень кандидата философских наук[2].

В январе 1967 года было диагностирована злокачественная опухоль.

Скончался 25 октября 1967 года в Ленинграде, похоронен 28 октября 1967 года[2].

На гранитной стеле, поставленной над могилой Александра Осипова на Серафимовском кладбище, написана эпитафия, сочиненная самим Осиповым: «Радости вам, долгих лет жизни желает атеист и друг ваш Александр Осипов».

Легенда о предсмертном раскаянии

В статье, опубликованной 11 апреля 2011 года (в год 100‑летия со дня рождения Осипова) на сайте «Православие и образование», игумен Сергий (Рыбко) привёл «эксклюзивный факт», ставший ему известным от лица, работавшего в 1967 году в патриархии, о том, что Осипов якобы написал письмо патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой разрешить ему исповедаться и причаститься перед смертью. Игумен Сергий приводит слова резолюции патриарха: «Уважаемый Александр Александрович! Если Вы желаете принести покаяние и вновь воссоединиться с Русской Православной Церковью, Вам следует публично засвидетельствовать свою веру путём публикации в газете так же, как публично Вы отреклись от неё. После этого ничто не возбранит Вам принять Святые Тайны». Игумен Сергий утверждает, что человек, рассказавший ему об этом, лично видел указанную резолюцию Алексия I[41]. Эта же версия встречается и в более раннем источнике[42].

Журналист Оксана Гаркавенко по поводу сообщения игумена Сергия замечает: «Вся эта история представляется маловероятной. С учётом реалий эпохи такой ответ выглядел бы просто едкой насмешкой над умирающим. Последние недели жизни Осипов практически постоянно был без сознания, находясь под воздействием болеутоляющих средств, и вряд ли имел возможность кого-либо о чём-то просить. Пока он ещё мог говорить, его навещали разные лица, в том числе бывшие студенты, ждавшие, но не дождавшиеся его раскаяния. Всё время болезни при нём находилась секретарша, записывавшая каждое его слово»[34].

Кроме того, находясь уже на смертном одре, Осипов надиктовал ещё одну статью «Атеизм внёс свет в мою жизнь», демонстрирующую уверенность в атеистических убеждениях. Статья была озвучена на его похоронах 28 октября и опубликована в журнале «Наука и религия» (№ 1, 1968)[43].

Историк Сергей Фирсов, изучивший дневники Осипова 1967 года и свидетельства знавших его людей, никаких порывов к возвращению его в Церковь перед смертью не отметил[34][44].

Библиография

  • Осипов А. А. У родных святынь: Второй съезд РСХД в Прибалтике, Печерский монастырь, 3—11 августа 1929 г. / Под ред. Зандера Л. А. — Ревель, 1930.
  • Осипов А. А. Братьям: стихи 1927—1933. — Тарту: А. К., 1933. — 80 с.: илл.; 20 см.
  • Осипов А. А. Светлой памяти протоиерея А. Ф. Остроумова. — Таллин: Православный собеседник, 1937.
  • Осипов А. А. Имя христианское и имя национальное: опыт разрешения проблемы. — Таллин: Русская книга, 1937. — 32 с.; 20 см.
  • Осипов А. А. Кино и нравственное воспитание. — Таллин: Русская книга, 1937. — 23 с.; 22 см.
  • Осипов А. А. Пастырский идеал св. Иоанна Златоуста и наши дни. — Таллин: Православный собеседник, 1938. — 160 с.; 29 см.
  • Осипов А. А. Окаменелое царство: Сказка в 4-х действиях по мотивам древнерусского народного эпоса. С посвящ. жене и дочери. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine — Таллин: Юность, 1938. — 44 с.; 17 см.
  • Осипов А. А. Православное богослужение. Ч. 1, Храм и его служители. — Библиотечка православного мирянина; кн. 1. — Таллин, 1939.
  • Осипов А. А. Путевая тетрадь: На Валааме. — Таллин. — 1940. — 50 c.
  • Осипов А. А. 225-летие Таллинской Казанской церкви: 1721-CCXXV-1946. / Собрал священник Александр Осипов, магистр богословия Тартуского университета, настоятель Казанской церкви. — Таллин: Казанский приход: Бланкоизд-во (тип. Юхисэлу), 1946.
  • Осипов А. А. Ленинградские православные духовные академия и семинария в 1946/47 учебном году. // Журнал Московской патриархии. — № 7 (июль). — М., 1947. — С. 44—48. Архивировано из первоисточника 25 августа 2014.
  • Осипов А. А. Василий Васильевич Четыркин (некролог). // Журнал Московской патриархии. — № 3 (март). — М., 1948. — С. 49—50. Архивировано из первоисточника 25 августа 2014.
  • Осипов А. А. Пребывание церковных делегаций в Ленинграде. // Журнал Московской патриархии. — № 9 (сентябрь). — М., 1948. — С. 26—31. Архивировано из первоисточника 25 августа 2014.
  • Осипов А. А. Окончание учебного года в Ленинградских духовной академии и семинарии. // Журнал Московской патриархии. — № 9 (сентябрь). — М., 1948. — С. 68.
  • Осипов А. А. Годовой праздник Ленинградских духовных школ. // Журнал Московской патриархии. — № 12 (декабрь). — М., 1948. — С. 8—9. Архивировано из первоисточника 25 августа 2014.
  • Осипов А. А. Начало учебного года в Ленинградских духовных школах. // Журнал Московской патриархии. — М., 1949, ноябрь. — № 11. — С. 10-11. Архивировано из первоисточника 25 августа 2014.
  • Осипов А. А. Восьмидесятилетие митрополита Ленинградского и Новгородского Григория. // Журнал Московской патриархии. — М., 1950, апрель. — № 4. — С. 65. Архивировано из первоисточника 22 августа 2014.
  • Осипов А. А. Мысли по поводу годовщин… // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, май. — № 5. — С. 41-43.
  • Осипов А. А. Ещё о памятных годовщинах. // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, июнь. — № 6. — С. 36-38.
  • Осипов А. А. Матери (к Всемирному конгрессу матерей). // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, июль. — № 7. — С. 47-50.
  • Осипов А. А. Преображение господне. // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, август. — № 8. — С. 36-38.
  • Осипов А. А. К изданию русской Библии. // Журнал Московской патриархии. М., 1955, август. — № 8. — С. 58-66.
  • Осипов А. А. Пусть надежда станет уверенностью! // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, сентябрь. — № 9. — С. 36-39.
  • Осипов А. А. Об одном новом заграничном издании русской Библии. // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, октябрь. — № 10. — С. 48-53.
  • Осипов А. А. Как нам предотвратить новую Хиросиму? // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, ноябрь. — № 11. — С. 29-33.
  • Осипов А. А. Размышления над русской Библией. // Журнал Московской патриархии. М., 1955, ноябрь. — № 11. — С. 55-62.
  • Осипов А. А. Год мирных усилий. // Журнал Московской патриархии. — М., 1955, декабрь. — № 12. — С. 35-41.
  • Осипов А. А. Страх атомный и страх божий. // Журнал Московской патриархии. — М., 1956, январь. — № 1. — С. 32-33.
  • Осипов А. А. Слово о раскрепощении. // Журнал Московской патриархии. М., 1956, апрель. — № 4. — С. 25-28.
  • Осипов А. А. «Библия, или книги священного писания Ветхого и Нового завета, в русском переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений». Издание Московской патриархии, Москва, 1956, 1272 стр. и 4 стр. карт и чертежей. // Журнал Московской патриархии. — М., 1956, июль. — № 7. — С. 76-78.
  • Осипов А. А. Ветхозаветные миротворцы. // Журнал Московской патриархии. — М., 1956, июль. — № 7. — С. 38-39.
  • Осипов А. А. О священном писании. // Журнал Московской патриархии. — М., 1956, сентябрь. — № 9. — С. 47-55.
  • Осипов А. А. «Новый завет господа нашего Иисуса Христа и Псалтирь». Изд. Московской патриархии. М., 1956, 544 стр. и три карты. // Журнал Московской патриархии. — М., 1956, сентябрь. — № 9. — С. 79.
  • Осипов А. А. Важнейшее движение наших дней. // Журнал Московской патриархии. — М., 1956, октябрь. — № 10. — С. 30-31.
  • Осипов А. А. Мысли о современности. // Журнал Московской патриархии. — М., 1957, июнь. — № 6. — С. 37-38.
  • Осипов А. А. Отказ от религии - единственно правильный путь. // Правда. — 1959. — 6 декабря.
  • Осипов А. А. Разум против мистики. // Известия. — 1959. — 20 декабря.
  • Осипов А. А. Дряхлый лик веры. // Ленинградская правда. — 1960. — 21 февраля.
  • Осипов А. А. Путь к духовной свободе: рассказ бывшего богослова. — М.: Госполитиздат, 1960. — 80 с.
  • Осипов А. А. Человек на ложном пути. — М.: «Советская Россия», 1960
  • Осипов А. А. Мой ответ верующим: отклик на отклики — Л.: Лениздат, 1960. — 68 с.
  • Осипов А. А. Путь к духовной свободе: рассказ бывшего богослова. Рига, 1961 (на латышском языке).
  • Осипов А. А. Критика проповеднической деятельности православной церкви: чему поучают с амвона. — Л.: Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1962. — 44 c.
  • Осипов А. А. Продолжаем разговор с верующими: отклики на отклики. — Л.: Лениздат, 1962. — 171 с.
  • Осипов А. А. Катихизис без прикрас: Беседы бывшего богослова с верующими и неверующими о книге, излагающей основы православной веры. — М.: Госполитиздат, 1963. — 328 с.
    • Осипов А. А. Катихизис без прикрас: Беседы бывшего богослова с верующими и неверующими о книге, излагающей основы православной веры. — М.: Политиздат, 1981.
  • Осипов А. А. В борьбе за человека. — Кишинев, 1963 (на русском и молдавском языках).
  • Осипов А. А. Обзор современной религиозной литературы: Стенограмма лекции. — М., 1964.
  • Осипов А. А. «Евангелие» от… иезуита: размышления бывшего богослова о книге иеромонаха Ф. Лелотта «Решение проблемы жизни» — Л.: Лениздат, 1964. — 278 с.
  • Осипов А. А. Спасы. — М.: Политиздат, 1965 — 63 с. с илл. (Беседы с верующими)
    • Осипов А. А. Спасы. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1974.
    • Осипов А. А. Спасы. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1977.
  • Осипов А. А. Ответы на вопросы верующих. — Минск, 1965 (на белорусском языке).
  • Осипов А. А. Женщина под крестом: статьи, беседы, размышления. — Л.: Лениздат, 1966. — 212 с.
  • Осипов А. А. Не спасет и не помилует. — Минск: Беларусь, 1966.
  • Осипов А. А. Страдание и христианство: размышления бывшего богослова. — Л.: Лениздат, 1968. — 103 с.
  • Осипов А. А. Критика идеологии православия: доклад на соискание ученой степени кандидата философских наук по совокупности опубл. работ / А. А. Осипов; Институт философии Академии наук УССР. — Л., 1966. — 22 с.
  • Осипов А. А. Мои архиереи // Наука и религия. — 1969. — №№2, 3, 4.
  • Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. — Л.: Лениздат, 1978. — 287 с.
    • Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими: Размышления бывшего богослова. — Л.: Лениздат, 1983.
    • Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими: Раздумья бывшего богослова. (На украинском языке. Перевод с русского языка). — Киев : Политиздат Украины, 1984.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Биографии, 2006, с. 176.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Биографии, 2006, с. 177.
  3. Настольная книга атеиста. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Емелях Л. И. Происхождение христианских таинств. — М.: Советская Россия, 1978.
  5. 5,0 5,1 5,2 Харазов, 1982, с. 9.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Путь к духовной свободе, 1960, с. 7.
  7. Путь к духовной свободе, 1960, с. 11.
  8. Харазов, 1982, с. 9, 19.
  9. 9,0 9,1 Путь к духовной свободе, 1960, с. 31.
  10. Харазов, 1982, с. 9-11.
  11. Харазов, 1982, с. 10.
  12. Харазов, 1982, с. 18.
  13. 13,0 13,1 13,2 Харазов, 1982, с. 19.
  14. Харазов, 1982, с. 11.
  15. Путь к духовной свободе, 1960, с. 33.
  16. Харазов, 1982, с. 21.
  17. 17,0 17,1 Путь к духовной свободе, 1960, с. 40.
  18. Харазов, 1982, с. 23-24.
  19. Харазов, 1982, с. 24.
  20. Харазов, 1982, с. 28.
  21. Харазов, 1982, с. 28-29.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 Фирсов С. Л. «…Атеист и друг ваш Александр Осипов». Независимая газета (3 ноября 1999). Дата обращения: 9 декабря 2012. Архивировано 29 января 2013 года.
  23. 23,0 23,1 23,2 Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) Духовные школы во 2-й половине XX — начале XXI века. Архивная копия от 4 сентября 2014 на Wayback Machine // «Вестник церковной истории» № 3 (11). — М., 2008.
  24. 24,0 24,1 Осипов А. А. Отказ от религии — единственно правильный путь. // Правда. 6 декабря 1959.
  25. Харазов, 1982, с. 30.
  26. Осипов А. А. Ленинградские православные духовные академия и семинария в 1946/47 учебном году. // Журнал Московской патриархии. — № 7 (июль). — М., 1947. — С. 44—48.
  27. Берташ А., прот. Галкин А. Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии. — СПб., 2012. — С. 58. — ISBN 978-5-91542-152-2.
  28. 28,0 28,1 28,2 Черняев А. В. Из Павла в Савла. К столетию Александра Осипова, богослова, ставшего атеистом. // НГ-Религии, 6 апреля 2011. — С. 7.
  29. 29,0 29,1 Путь к духовной свободе, 1960, с. 55.
  30. Биографии, 2006, с. 176—177.
  31. 31,0 31,1 31,2 Галкин А. К., Бовкало А. А. Преемство. Вера и служение Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. — СПб: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2007. — С. 94.
  32. Осипов А. А. Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений.— М.: Издание Московской Патриархии, 1956. — 1272 с. и 4 с. карт и чертежей // Журнал Московской Патриархии. — 1956. — № 7. — С. 76—78.
  33. Доклад секретного осведомителя, профессора протоиерея А. Осипова Ленинградскому уполномоченному А. И. Кушнареву о положении в Московской Патриархии Архивная копия от 7 октября 2008 на Wayback Machine // Данилушкин М. и др. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. — Том 1. 1917—1970. — СПб.: Воскресение, 1997.
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 Гаркавенко О. В. Имя Божие похулившие. Годы хрущевских гонений: судьбы отступников Архивная копия от 23 марта 2014 на Wayback Machine // Журнал «Православие и современность» № 20 (36), 2011. (копия статьи Архивная копия от 9 января 2012 на Wayback Machine)
  35. Фирсов С. Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. — СПб., 2004. — С. 120, 128—129.
  36. Путь к духовной свободе, 1960, с. 74.
  37. Путь к духовной свободе, 1960, с. 71.
  38. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 1999. — С. 370.
  39. Журнал Московской Патриархии. — 1960. — № 2. — С. 29.
  40. Выписка, 2006, с. 175—176.
  41. Агещев Ю. Игумен Сергий (Рыбко) обнародовал эксклюзивный факт в связи с недавней публикацией в «НГ Религии» Архивная копия от 28 апреля 2013 на Wayback Machine. Образование и Православие. Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской митрополии.
  42. Игумен Никон (Воробьёв). Нам оставлено покаяние: Сб. писем. — М., 1997. — Сноска-пояснение к письму № 230 от 7/XII-60 г., с. 307.
  43. Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими: Размышления бывшего богослова. — Л.: Лениздат, 1983. — С. 297—298.
  44. Фирсов С. Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. — СПб., 2004. — С. 231.

Литература