Осетрово (порт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Осетровский речной порт
Местонахождение Усть-Кут,
Иркутская областьИркутская область,
Флаг РоссииРоссия
Грузооборот до 1,5 млн тонн
Пропускная способность 1,5 млн тонн
Время навигации 120—150 сут.
Форма управления ОАО
К-во и длина причалов 1872,4 м
К-во портовых кранов 29
Дополнительные сведения
Наличие собственного флота 106 ед.
Транспортные развязки Ленский транспортный узел
управляющий директор Скорик Дмитрий Викторович
председатель совета директоров Лавров Аркадий Владимирович
Ближайшие порты Киренск (С)
Ближайшая ж/д станция Лена
Ближайший аэропорт Усть-Кут
Сайт ОАО «Осетровский речной порт»

Осетро́вский речно́й по́рт — речной порт (до 1958 года — пристань Осетрово) в Иркутской области на реке Лене, ранее — крупнейший речной порт в СССР и России[1].

Расположение

Осетровский речной порт расположен в городе Усть-Куте Иркутской области на левом берегу реки Лены.

Часовой пояс: MSK+5 (UTC+8) (Иркутское время).

Работает в едином технологическом процессе со станцией Лена (Усть-Кут).

Описание

ОАО «Осетровский речной порт» — крупнейшее предприятие г. Усть-Кута.

Период навигации, обусловленный резко континентальным климатом, составляет 120—150 суток.

Общая протяжённость грузовых причалов — 1 872,4 м. Мощности предприятия позволяют перевезти за одну навигацию 1 500 тыс. тонн груза. Мощности распределёны по двум районам:

  • Северный грузовой район: протяжённость причальной набережной, состоящей из 13 причалов, — 1 270 метров. Количество крытых складов — 11 шт., общая площадь — 73 857,8 м²; открытые складские площади — 281 862 кв. м. Расстояние до железнодорожной ст. Лена ВСЖД — 5,35 км.
  • Западный перегрузочный комплекс: протяжённость причальной набережной Западного перегрузочного комплекса, состоящей из 6 причалов, — 574,4 м. Общая площадь грузовых площадок — 36 300 кв. м. Расстояние до железнодорожной ст. Лена ВСЖД — 3,45 км.

В распоряжении порта свыше 9 200 м железнодорожных путей с фронтом одновременной подачи 440 вагонов и фронтом одновременной выгрузки 80 вагонов. Осетровский речной порт осуществляет крепление груза на транспорте, ведёт разработку и согласование схем размещения и крепления груза на подвижном железнодорожном транспорте. Благодаря хорошо развитой инфраструктуре внутрипортовых и подъездных железнодорожных путей погрузочно-разгрузочные работы ведутся с исключением простоя. Все причалы сегодня универсальны и способны переработать грузы различной номенклатуры.

Бесперебойная обработка грузов в порту осуществляется перегрузочной техникой, находящейся на балансе предприятия:

  • 28 портальных кранов грузоподъёмностью от 6 до 40 тонн;
  • мачтовый жёстконогий кран «Деррик» грузоподъёмностью 160 тонн;
  • козловые краны грузоподъёмностью 6,3 и 50 тонн;
  • плавкраны грузоподъёмностью 5 и 16 тонн;
  • автопогрузчики грузоподъёмностью от 1,5 до 45 тонн.

Складские площади Осетровского грузового порта, благодаря своему статусу постоянной зоны таможенного контроля, открывают удобную возможность ответственного хранения грузов, находящихся в процессе таможенного контроля. В порту 11 крытых складов общей площадью 70 000 кв. м. Открытые складские площади — 391 000 кв. м.

Для повышения эффективности грузоперевозок Осетровский речной порт создал обособленное подразделение (ОП) «Осетровская судоходная компания». В него вошли 25 судов и 4 плавкрана. В перспективе парк будет расширен.

Ведущим партнёром Осетровского речного порта выступает ООО «Речсервис», ориентированное на организацию и оказание транспортно-логистических услуг по доставке, погрузо-разгрузочным работам, хранению и отправлению грузов.

Значение

Осетровский речной порт называют «воротами на север». Основная роль порта — обслуживание северного завоза. В 1970—1980-х годах обеспечивал перевалку и отправление речным транспортом до 80 % грузов, предназначенных для северных районов Иркутской области, Якутии и прибрежных арктических районов от Хатанги до Колымы. В настоящее время Осетровский речной порт остается основным транспортным узлом, через который осуществляется завоз грузов на север Иркутской области, Якутии.

Осетровский речной порт осуществляет комплексную организацию переработки грузов, включая:

  • разработку оптимальной схемы доставки МТР от изготовителя заказчику (выбор маршрута, способа транспортировки, точек перевалки с учётом специфики груза, критичности, сроков и экономических параметров);
  • организацию приёмки, переработки и хранения грузов, в том числе контейнеров, в городах Усть-Кут (ст. Лена ВСЖД), Ленск, Якутск, посёлках Витим и Пеледуй, а также в других пунктах назначения Ленского бассейна с организацией возврата порожних контейнеров;
  • доставку грузов, в том числе контейнеров, водным и автотранспортом (в том числе по дорогам зимнего действия) до склада заказчика; входной контроль при приёмке МТР по количеству и качеству;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов по приёму/отправке грузов и контейнеров с оформлением всей необходимой документации и оплатой услуг смежников;
  • диспетчеризацию грузопотока и мониторинг движения грузов.

Свою эксплуатационную деятельность Осетровский речной порт осуществляет на участке река Лены протяжённостью 1 980 км, от г.Усть-Кута до г.Якутска.

История

Пристань Осетрово была основана в 1929 году на базе пристани Усть-Кут. Последняя, хоть и носила название села Усть-Кут, на самом деле находилась в 7 км от одноимённого села ниже по течению реки — в селе Осетрово. Недоразумение было исправлено при основании новой пристани. Однако в 1954 году село было присоединёно к Усть-Куту, ставшему городом, при этом название пристани сохранилось.

В 1930 году объём перевозимых через пристань грузов составил 10 тысяч тонн. Грузы в Осетрово доставлялись преимущественно санным путём с Ангары либо на малогабаритных судах с верховьев Лены. Перегрузка велась вручную при помощи тележек. К 1940 году грузооборот вырос в 4 раза и составил 41 тысячу тонн.

Очередной этап развития порта был предопределён строительством железнодорожного участка Тайшет — Лена (см. БАМ).

В конце 1950 года было начато строительство новых портовых объектов. Ключевыми задачами порта стали: перевалка и перегрузка с железной дороги и обратно; транспортировка и получение грузов местного значения; буксировка речных судов и пассажирские перевозки. В 1951 году в порт был доставлен первый портальный кран. В 1954 году территория порта вошла в состав вновь образованного города Усть-Кута.

В 1957 году основана Осетровская РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота, построен второй грузовой район[2].

4 августа 1958 года пристань Осетрово переименована в Осетровский речной порт Ленского пароходства.

В 1962 году отстроен Центральный грузовой район, сдано в эксплуатацию здание речного вокзала[2]. В 1970 завершёно строительство Западного грузового района. В эти годы порт имел уже около 100 портовых кранов и стал крупнейшим в СССР. С 1964 года речной порт и железнодорожная ст. Лена работают в едином технологическом процессе.

В 1971 году порт награждён орденом Трудового Красного Знамени. Грузооборот порта в течение предыдущих 20 лет возрос в 20 раз[1].

В 1980-е годы порт продолжает развиваться, внедряются новые технологии, появляются новые грузовые районы. Объём переработки генеральных грузов достиг 2,1 млн тн.

В 1993 порт был акционирован, на его базе создано ОАО «Осетровский речной порт». Общий экономический упадок в стране сказался и на его работе. В 1990-х — начале 2000-х годов упал грузооборот, на предприятии были нередки задержки заработной платы, а местные СМИ сообщали об опасности рейдерских захватов и угрозе банкротства порта.

До конца 1990-х годов порт состоял из пяти грузовых районов, сложившихся естественным образом из-за специфики переваливаемых и отгружаемых грузов: центрального, западного, восточного, северного и Ленского. В 1998—1999 годах по решению руководства ОАО «Осетровский речной порт» произошло укрупнение грузовых районов в целях экономии.

Осенью 2009 года прекратилась процедура банкротства[3], проводившаяся в отношение порта в течение 2000-х годов.

С 2011 года на базе Осетровского речного порта начал создаваться крупнейший на Лене транспортно-логистический центр. Главная цель создания центра — предоставление комплекса услуг по управлению цепочкой поставок, доставке грузов от поставщика до склада заказчика, а также сервисному обслуживанию нефтедобывающих и судоходных компаний.

В настоящее время «Осетровский речной порт» входит в ГК «Старвей», наряду с ОП «Осетровская судоходная компания», ООО «Речсервис», ООО «Ленская грузовая компания», ООО «Речной порт Якутск», ООО "Судоходная компания «Якутск», ООО "Судоходная компания «Вилюй», ООО «Старвей-Логистика» и группа автотранспортных предприятий «АльянсАвтоГрупп». ГК «Старвей» также осуществляет оперативное управление транспортно-логистическом центром АО «Госснабсбыт Якутии» в Нижнем Бестяхе.

Производственная деятельность

Переработка и перевозка грузов

В навигационный период (с 30 апреля по 26 октября 2018 года) объём переработки в Осетровском речном порту составил 1,036 млн тонно-операций, что на 8% больше, чем за навигацию прошлого года, в том числе порт принял 465 тысяч тонн грузов (рост на 12%). На 34% возросла отправка контейнеров, на 50% – пакетированных грузов. По итогам 10 месяцев переработка превысила 1,317 млн тонно-операций (рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9%).

«В юбилейный для нас год — год 60-летия Осетровского речного порта — мы завершили навигацию с рекордными показателями, — отмечает руководитель бизнес-направления „Логистика“ ГК „Старвей“, председатель совета директоров ОРП Аркадий Лавров. — Рост объёмов по всем направлениям деятельности компании связан с приобретением дополнительных мощностей в Якутске, повышением эффективности погрузочно-разгрузочных работ и благоприятными погодными условиями».

Всю навигацию уровень воды в Лене держался выше гарантированных глубин, проходная осадка не опускалась ниже 200 см. Однако наметившаяся в прошлом году тенденция – увеличение доли легковесных грузов – сохранилась и в навигацию этого года, что стало причиной неполного использования грузоподъёмности подаваемого тоннажа.

Собственным флотом ГК «Старвей» перевезла 524,58 тысячи условных тонн, что на 45% больше, чем в прошлогоднюю навигацию, в том числе Осетровская судоходная компания – 245,34 тысячи условных тонн, СК «Якутск» – 279,24 тысячи условных тонн.

Основными контрагентами ГК «Старвей» в навигацию этого года были АО «СтройТрансНефтеГаз», ООО «Иркутская нефтяная компания», ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», ООО КЦ «Сахатранслогистик», «СТРОЙКОМ-2009» и ООО «ГарантСпектрСтрой».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ленского бассейна речные порты — статья из Большой советской энциклопедии
  2. 2,0 2,1 Родной Усть-Кут. Здесь БАМ берёт начало… — Усть-Кут: Типография «Новая», 2009.
  3. «Мы это сделали!» Архивная копия от 21 июня 2018 на Wayback Machine // Ленские вести. — 2009. — 13 нояб. — № 44. — Проверено 14 нояб. 2009.

Ссылки