Осетинская аристократия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сёстры из рода алдаров Дударовых

Осети́нская аристокра́тия — привилегированное сословие осетинского народа.

История

В предшествующий исторический период Осетии, осетинская земля возглавлялась падцахами (царями). Высший слой осетинской военной аристократии назывался багатарами. Следующая прослойка служилой знати обозначалась одним из ранних иронских полувоенных-полусословных терминов — алдар, который восходит к периоду военной демократии и первоначально обозначал не более чем «военный предводитель». Как ранее, так и после утраты государственности, все привилегированные сословия традиционной Осетии обозначались термином уаздан (тюрк. özden).

Из пяти исторических областей Северной Осетии (Дигория, Тагаурия, Куртатия, Алагирия и Туалгом) наибольшее развитие феодальные отношения получили в Дигории и Тагаурии.

В Дигории аристократические фамилии титуловались как по социальному статусу — ездон (карач.-балк. özden, осет. уаздан, в документах царской администрации — уздень), так и по имени общего предка — родоначальника общины:

  • Бадилата (происходящие от Бадила; владения в Тапан-Дигории и Уаллагкоме)
  • Гагуата (происходящие от Гагуа; владения в Донифарсе)
  • Царгасата (происходящие от Царгаса; владения в Стур-Дигории)
  • Кусагонта (происходящие от Кусага; владения в с.Ахсау).

В Тагаурии с 40-х годов XIX века за местными аристократами — уазданами в документах закрепили титул алдары.

В Куртатии к числу уазданов относились фамилии из трех колен потомков Курта (Найфоната, Темболата и Уаласых) и трех колен потомков Цимити (Дадыгката, Калогката и Базиата).

В Уалладжире и Туалгоме также имелись «уважаемые» фамилии, именовавшиеся уазданлæги (от осет. уæздан «благородный» и лæг «мужчина»), но от остального населения они отличались лишь тем, что происходили из более древних осетинских родов (Царазонта, Агузата, Цахилта, Кусагонта, Сидамонта) и «цена крови» (выкуп в случае убийства) их представителей была выше, чем у других фамилий[1].

Примечания

  1. Калоев Б. А. Осетины. Историко-этнографическое исследование.— М., 2004.— С. 288.

Литература

Ссылки