Опера Земпера

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера Земпера

Дрезденская государственная опера[1][2] (нем. Dresdner Staatsoper), или Земперопер (нем. Semperoper) — оперный театр в Дрездене. Построен по проекту Готфрида Земпера (отсюда местное именование театра). Расположен в «Старом городе» (нем. Altstadt) в непосредственной близости от Цвингера и Дрезденского дворца-резиденции. [3] (нем. Semperoper) — Открытое в 1841 году, здание театра дважды подвергалось разрушению в 1869 году в результате пожара и в 1945 году в результате бомбардировки. После этих разрушений театр восстанавливали в 1878 и в 1985 годах.

В Дрезденской опере состоялось множество премьер, включая премьеры опер Рихарда ВагнераЛетучий голландец», «Риенци», «Тангейзер») и Рихарда ШтраусаСаломея», «Кавалер розы», «Электра»).

Дрезденская опера является концертным залом для одного из старейших оркестров мира — Саксонской государственной капеллы[4].

История оперы

Первое здание оперы

Первое здание Дрезденской оперы 1850—1860 гг.

Ещё в 1648 году на месте Дрезденской оперы существовал театр, являвшийся одним из первых постоянных театров, расположенных к северу от Альп. Впоследствии поблизости были построены ещё 8 театров, а площадь, вокруг которой они были расположены, получила название Театральной[5].

Идея создания нового оперного театра принадлежала королю Саксонии Фридриху Августу II. Он поручил строительство придворного театра архитектору Готфриду Земперу. Строительство продолжалось с 1838 по 1841 гг. Изначально финансировать строительство планировалось из средств короля, однако в 1839 г. он потребовал от парламента взять расходы на себя.

Интерьер первого оперного театра, 1841 г.

Открытие театра состоялось 13 апреля 1841 постановкой «Юбилейной увертюры» Карла Марии фон Вебера и пьесы «Торквато Тассо» Иоганна Вольфганга фон Гёте[6]. Год спустя в Дрезден переехал Рихард Вагнер и занял должность капельмейстера театра. В Дрезденской опере состоялись премьеры таких произведений композитора, как «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер». В них Рихард Вагнер выступал также и в качестве дирижёра[5].

Открытие оперного театра прославило Готфрида Земпера в европейском театральном мире. Здание было построено в актуальном в то время стиле «неоренессанс» с большими арочными окнами на двух ярусах, опоясывающих овальное в плане здание, типичной «римской архитектурной ячейкой», пилястрами верхнего яруса и «ренессансным» орнаментом[7].

В результате поражения Революции 1848—1849 годов в Германии Земпер и Вагнер были вынуждены бежать из Дрездена.

В результате сильного пожара в сентябре 1869 года первое здание Дрезденской оперы было полностью уничтожено[8].

Временное здание

Спустя четыре недели после пожара, среди развалин здания оперы был сооружён временный деревянный театр, вмещавший 1800 зрителей. Уже 2 декабря 1869 года в «Деревянном балагане», как называли это сооружение в народе, состоялось открытие с премьерой драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Ифигения в Тавриде».

Второе здание оперы

Второе здание Дрезденской оперы 1880 г.

После разрушения возник вопрос о восстановлении театра. Мнения разделились: часть горожан предлагали восстановить разрушенное здание, другие же предлагали построить совершенно новое здание. В итоге было принято решение строить новое здание. Также жаркие дискуссии вызвала кандидатура главного архитектора новой оперы. Благодаря подписям, собранным горожанами, Готфрид Земпер, являвшийся архитектором первого здания, получил заказ и на строительство второго[6].

И уже в 1871 году началось возведение новой оперы. Руководил строительством Манфред Земпер, старший сын Готфрида Земпера. Сам Готфрид Земпер консультировал своего сына по различным вопросам, связанным со строительством, посредством писем. Позже эти письма, сохранившиеся в архиве, помогли при восстановлении здания оперы в конце XX века. Строительство было завершено в 1878 году. Манфред Земпер ввёл рустовку первого этажа, сдвоенные колонны второго яруса и пристроил громоздкий двухъярусный портал, придавший зданию необарочный вид. Подобная эволюция: от стиля неоренессанса к необарокко типична для архитектуры историзма середины и второй половины XIX века[9].

Портал здания украсила бронзовая квадрига с Дионисом и Ариадной скульптора Иоганнеса Шиллинга (нем. Johannes Schilling). У входа в театр были установлены скульптуры Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера, в нишах боковых фасадов — Шекспира, Софокла, Мольера и Еврипида. Помимо Шиллинга в работе по созданию статуй для нового театра принимали участие такие скульпторы как Эрнст Ритшель и Эрнст Хэнель. Интерьер был богато украшен с использованием дорогих материалов.

Дрезденская опера в 1900 г. На дальнем плане видна труба старой котельной, правее здания оперы находится старое здание отеля «Бельвю» на Эльбе

Второе открытие состоялось 2 февраля 1878 года исполнением «Юбилейной увертюры» Карла Марии фон Вебер и пьесы «Ифигения в Тавриде» Иоганна Вольфганга фон Гёте[6].

На конец XIX века приходится дрезденский период творчества Рихарда Штраусса. В это время были написаны и поставлены такие оперы, как «Погасшие огни» (1901 г.), «Саломея» (1905 г.), «Электра» (1909 г.) и «Кавалер розы» (1911 г.).

После Первой мировой войны Саксонский король отрёкся от престола. Придворный театр переименовали в Саксонский государственный театр.

Разрушенное здание оперы

В 1922 году главным дирижёром театра стал Фриц Буш. При его непосредственном участии состоялись премьеры опер Рихарда Штраусса «Интермеццо» (1924 г.), «Елена Египетская» (1928 г.) и «Арабелла» (1933 г.), а также «Доктор Фауст» Ферруччо Бузони (1925 г.), «Протагонист» Курта Вейля (1926 г.) и «Кардильяк» Пауля Хиндемита (1926 г.). В 1933 году Фриц Буш был смещён с занимаемой должности национал-социалистами[6].

В 1934 г. место директора и главного дирижёра занял Карл Бём. Под его руководством были поставлены оперы Штрауса «Молчаливая женщина» (1935 г.) и «Дафна» (1938 г.).

Опера продолжала работать и во время Второй мировой войны. Только 31 августа 1944 года работа театра была остановлена. Последней постановкой стал «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера[6]. Во время бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945 года, при которой был практически полностью разрушен центр города, сильно пострадало и здание оперы, целыми остались лишь наружные стены и некоторые скульптуры.

«Третье» здание оперы

Дрезденская опера сегодня
Дрезденская опера во время наводнения 2005 г.

После войны, во время сноса полуразрушенных зданий и расчистки города от завалов, руины театра снесены не были, а в 1952 году их даже укрепили, что в дальнейшем облегчило реставрационные работы, которые начались только 24 июня 1977 года. Реставрация велась под руководством архитектора Вольфганга Хэнша. Планировка здания была изменена в соответствии с современными требованиями к оперному театру. Количество зрительских мест сократилось до 1300. С обратной стороны было пристроено здание, используемое ныне для репетиций и в качестве офисов администрации.

Реставрационные работы были завершены через восемь лет после своего начала. Ещё одно, символическое, открытие театра состоялось в день 40-летия бомбардировки Дрездена — 13 февраля 1985 года показом опер «Волшебный стрелок» Карла Марии Вебера и «Кавалер розы» Рихарда Штраусса. Помимо этого, одними из первых постановок во вновь открытом театре стали премьеры оперы «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Зигфрида Маттуса и балета Удо Циммермана «Пылающий мир»[6].

В 1986 году в стенах Дрезденской оперы впервые состоялся концерт Саксонской государственной капеллы. Во время концерта в память о разрушительной бомбардировке Дрездена был исполнен «Реквием» Иоганна Брамса.

Последним «испытанием» для театра было наводнение в августе 2002 года, когда уровень воды в Эльбе поднялся выше нормального на 9,40 метра, ущерб составил 27 млн евро. После трехмесячных восстановительных работ театр вновь был открыт для зрителей. Открытие театрального сезона состоялось, вместо запланированного 13 августа, только 9 ноября показом балета «Иллюзии как Лебединое озеро». После объединения Германии Дрезденская опера официально стала называться «Саксонской государственной оперой» (нем. Sächsische Staatsoper).

Позади исторического здания Дрезденской оперы со стороны Эльбы было построено кубовидное здание, в котором разместилась малая сцена оперы (нем. Semper 2). Основное предназначение здания — проведение репетиций, однако возможно использование здания и для постановок спектаклей. Здание обладает всем необходимым для театра набором помещений и оборудования, включая зрительский зал на 200 человек. Особенностью малой сцены является отсутствие оркестровой ямы, что позволяет создать более камерную атмосферу во время спектаклей и представлений[10].

Внешний вид и внутреннее убранство

Фриз над сценой

Фриз авансцены театра

File:Dresden — Main auditorium Semper Opera House — 2531.jpg

Свод авансцены Дрезденской оперы украшен фризом, на котором изображены персонажи известных драм и спектаклей. Ниже приведён перечень фигур, изображённых на фризе (слева направо): Папагено, мэр, Коломбина, Пьеро, Базилио, цирюльник, самум, Макс, Агата, Тангейзер, Фенелла, Мазаньелло, водовоз, Флорестан, Дон Жуан, Каменный гость, Донна Анна, Ифигения, Эвтерпа, Комо, Юстиция, Эвменида, Антигона, Эдип, Мельпомена, Отелло, Дездемона, Мефистофель, Гретхен, Фауст, Натан, Валленштейн, Донна Диана, Пук, скряга, Калибан, Капуцин, паж и Фальстаф.

Нижняя галерея

Верхняя галерея

Зал театра

Часы над сценой

До сегодняшнего дня установленные над сценой Дрезденской оперы пятиминутные цифровые часы продолжают показывать точное время. По циферблату этих часов, изготовленных часовщиком Королевского двора И. Х. Ф. Гюткесом и его помощником Ф. А. Ланге, легко определить время и с задних рядов зрительного зала даже при приглушённом во время представления освещении.

Премьеры

В здании Дрезденской оперы состоялись премьеры следующих произведений:

В стенах «деревянного балагана» состоялась премьера:

В здании второй Дрезденской оперы (Semper 2) состоялись премьеры следующих произведений:

В здании восстановленной (третьей) Дрезденской оперы состоялись премьеры:

Руководители театра (выборка)

  • Николаус Граф фон Зебах (годы управдения 1894—1919)
  • Макс Герд Шёнфельдер (1984—1990)
  • Кристоф Альбрехт (1991—2003)
  • Герд Юккер (2003—2010)
  • Ульрика Хесслер (2010—2012)
  • Петер Тайлер (с 2018)

Известные люди

Дирижёры

За годы существования Дрезденской оперы в её стенах работали следующие известные дирижёры:

Известные солисты

Галерея

Примечания

  1. Полётова Л. А. Дрезденская опера // Большая российская энциклопедия. Т.9. Москва, 2007, с.347.
  2. Дрезденская опера // Цодоков Е. Оперный словарь. Москва, 1999, с.132.
  3. Дрезденская государственная опера Архивная копия от 15 июля 2016 на Wayback Machine // www.belcanto.ru, 12 января 2011
  4. Главная страница (недоступная ссылка). www.semperoper.de. Дата обращения: 19 января 2012. Архивировано 15 марта 2012 года.
  5. 5,0 5,1 Berthold, Dietmar. Дрезден. Саксонская резиденция немецких монархов. — B&V Verlag. — С. 24. — ISBN 978-3-938220-05-4.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Ильзедоре Райнсберг. История Оперы Земпера (недоступная ссылка). www.semperoper.de. Дата обращения: 18 января 2012. Архивировано 15 марта 2012 года.
  7. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 574—575
  8. Пожар королевского театра в Дрездене // Всемирная иллюстрация. — СПб., 1869. — № 45. — С. 294—295.
  9. Власов В. Г. «Неоренессанс» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 190—191
  10. Semper 2 (недоступная ссылка). www.semperoper.de. Дата обращения: 22 января 2012. Архивировано 15 марта 2012 года.

Литература

  • Milde K., Borchert Ch., Czechowski H. Semperoper Dresden: Bilder einer Baulandschaft. 3. Aufl. Dresden, 1987. ISBN 3-364-00019-0 (фотоальбом)
  • Hänsch W. Die Semperoper. 2. Aufl. Berlin, 1988. ISBN 3-345-00017-2.
  • Höntzsch W. Opernmetropole Dresden. Leipzig, 1996. ISBN 90-5705-003-X.
  • Magirius H. Die Semperoper zu Dresden. 2. Aufl., Leipzig, 2000. ISBN 3-361-00515-9
  • Streller F. Die Dresdner Staatsoper und das neue Musiktheater // (Hrsg.): Dresden und die avancierte Musik im 20. Jahrhundert. Teil III: 1966—1999, hrsg. v. Matthias Herrmann u. Stefan Weiss. Laaber, 2004. ISBN 3-89007-511-8, S. 171—180.

Ссылки