Операция «Бенедикт»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Британские летчики на аэродроме Североморск-1

Операция «Бенедикт» (англ. Operation Benedict) — базирование осенью 1941 года на территории СССР (пос. Ваенга, ныне — Североморск) 151-го авиакрыла  (англ.) Королевских ВВС Великобритании общей численностью свыше 600 человек[1] с целью обеспечения ПВО советских северных морских портов, в которых должны были разгружаться арктические конвои союзников; демонстрации возможностей английских истребителей, которые англичане планировали поставлять в рамках союзнической помощи СССР; обучение советских лётчиков пилотированию, а советских техников — обслуживанию английских самолётов.

Предшествующие события

Вечером 22 июня 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль в своём выступлении по радио пообещал Советскому Союзу помощь в борьбе с общим врагом. Седьмого июля Черчилль направил соответствующее письмо И. Сталину и проинструктировал английского посла в Москве Стаффорда Крипса начать работу над подготовкой заключения договора о взаимопомощи. Двенадцатого июля в Москве было подписано англо-советское соглашение о совместном ведении войны и незаключении сепаратного мира с Германией[1]. В тот же день в Лондоне состоялась встреча советской делегации с представителями Королевских ВМФ и ВВС, на которой было принято решение разместить английские истребители на аэродроме Ваенга (Североморск) для защиты портов Мурманска, Архангельска и Полярного[2].

Первоначально в СССР планировалось отправить две эскадрильи истребителей Hawker Hurricane и по одной эскадрилье лёгких бомбардировщиков Bristol Blenheim и многоцелевых самолётов Bristol Beaufighter, однако впоследствии командование КВВС решило ограничиться 151-м истребительным авиакрылом под командованием подполковника[3] Невилла Рэмсботтом-Ишервуда  (англ.) в составе 81-ой  (англ.) и 134-ой эскадрильи КВВС  (англ.), вооружённых самолётами Hawker Hurricane Mk IIB.[4] Численность штаба авиакрыла составляла около 350 человек, а численность каждой эскадрильи — около 130 человек, включая не менее 30 лётчиков[1]. Большая часть личного состава авиакрыла и 15 полуразобранных истребителей отправились в СССР на корабле Llanstephan Castle в составе первого арктического конвоя[5]. Остальные 24 истребителя штатного состава были доставлены 6 сентября на борту авианосца «Argus», с которого они совершили перелёт на аэродром Ваенга[1] (место базирования 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного Флота)[6].

После размещения и обустройства личного состава авиакрыла, подготовки самолётов и разрешения проблемы с горючим[7] английские лётчики совершили первый вылет 11 сентября 1941 года для ознакомления с местностью[8].

Боевые действия и подготовка советского персонала

С 12 сентября начались боевые вылеты на патрулирование и прикрытие советских бомбардировщиков. К середине октября (всего за несколько дней лётной погоды) английские лётчики совершили 365 вылетов[9], сбив 15 немецких самолётов, потеряв при этом только один свой, и не позволив немецким истребителям сбить ни одного из сопровождаемых «Харрикейнами» бомбардировщиков Пе-2. Во время нелётной погоды производилось обучение советских лётчиков и техников. Большая часть советских лётчиков-истребителей были опытными пилотами, и их переподготовка не требовала больших усилий. Обучение техников и радистов шло медленнее, в основном из-за нехватки переводчиков, а также вследствие высоких требований и строгости английских инструкторов (средний балл обучаемого наземного персонала составил «80 из 100»)[1].

Передача истребителей выполнялась с 15 по 22 октября, а через четыре дня советским лётчиком, пилотировавшим английский истребитель, был сбит первый немецкий самолёт (Bf-110)[10]. К началу ноября советские лётчики и техники полностью овладели английской техникой и радиоаппаратурой и сами могли проводить обучение своих товарищей[1].

Возвращение в Британию

После передачи всех самолётов в состав 78-го истребительного авиаполка (под командованием майора Б. В. Сафонова) Ишервуд получил приказ о передислокации личного состава своего авиакрыла на Ближний Восток по железной дороге через территорию СССР. В ответном рапорте Ишервуд указал на длительность передислокации (не менее трёх месяцев) в условиях отсутствия у его подчинённых зимнего обмундирования и продовольствия. Кроме этого, он обратил внимание своего начальства на серьёзный риск оказаться в плену у быстро продвигающихся на восток немцев (к моменту получения приказа о передислокации Ишервуд уже знал об эвакуации английского посольства и военных миссий в Куйбышев (ныне – Самара). После этого приказ о передислокации был отменён, и авиакрыло было эвакуировано в Великобританию морем через Мурманск на борту крейсера Kenya, сопровождавшего конвой PQ3[5]. 27 ноября, уже на пути домой Ишервуд узнал о награждении его (а также обоих командиров эскадрилий и самого результативного лётчика) орденами Ленина — высшей государственной наградой СССР. За всё время Великой Отечественной войны такой награды от советского правительства больше никто из Союзников не получил[1]. Британское правительство наградило Ишервуда за его участие в операции «Бенедикт» Крестом «За лётные боевые заслуги» (Distinguished Flying Cross) — третьестепенной, в прямом смысле этого слова, наградой в КВВС Великобритании.

После своего завершения операция «Бенедикт» широко освещалась как в советских, так и в британских средствах массовой информации. Присланные из СССР кино- и фотоматериалы, предоставленные английским Министерством авиации представителям прессы и киностудий, вызвали большой общественный интерес, немало удививший самих героев событий. Однако впоследствии эта операция стала типичным примером «малоизвестного исторического факта»[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Golley, John. Hurricanes over Murmansk (англ.). — Wellingborough, Northamptonshire: P. Stephens, 1987. — 215 p. — ISBN 085059832X, 9780850598322.
  2. Richards, Denis. Royal Air Force, 1939-1945. — [Rev. ed.]. — London: H.M.S.O, 1974—1975. — 3 volumes с. — ISBN 0117715921, 9780117715929, 011771593X, 9780117715936, 0117715948, 9780117715943.
  3. Wing Commander
  4. Mellinger, George. Soviet lend-lease fighter aces of World War 2. — Oxford: Osprey, 2006. — 96 pages с. — ISBN 9781846030413, 1846030412.
  5. 5,0 5,1 Woodman, Richard, 1944-. The Arctic convoys, 1941-1945. — Pbk. ed. — London: John Murray, 1995, ©1994. — xx, 532 pages, [16] pages of plates с. — ISBN 0719557526, 9780719557521.
  6. Как британские летчики воевали на советском Севере. Дата обращения: 12 июня 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  7. Советские самолеты использовали авиабензин с октановым числом 87, английским был нужен бензин с октановым числом 100.
  8. В СССР отсутствовали привычные для английских летчиков наземные радары наведения.
  9. Stalin's British heroes: A forgotten medal reveals the extraordinary courage of the RAF aces, Mail Online. Архивировано 14 февраля 2020 года. Дата обращения 27 сентября 2018.
  10. Harkins, Hugh. Hurricane iib combat log : 151 wing raf - northrussia 1941.. — 01. — [Place of publication not identified]: Centurion Publishing, 2013. — ISBN 1903630460, 9781903630464.

Ссылки