Опасные гастроли

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опасные гастроли
Опасные гастроли
Плакат О. Васильева к фильмуПлакат О. Васильева к фильму
Жанр Героико-приключенческий
музыкальный
Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Автор
сценария
Михаил Мелкумов
В главных
ролях
Николай Гринько
Владимир Высоцкий
Ефим Копелян
Оператор Федор Сильченко
Композитор Александр Билаш
Кинокомпания Одесская киностудия
Длительность 83 мин.
Страна  СССР
Год 1969
Ссылки
IMDb ID 0064765

«Опа́сные гастро́ли» — героико-приключенческий музыкальный фильм советского кинорежиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

Сюжет

Историко-революционный водевиль.

В основу сценария положены реальные события, описанные Александрой Михайловной Коллонтай в её дневниках:

Сценарий Михаил Мелкумов писал по воспоминаниям Александры Коллонтай о том, как они с Максимом Литвиновым с 1909 по 1915 год ввозили оружие в царскую Россию. Основываясь на этих воспоминаниях, Мелкумов написал лихую историю о том, как в дореволюционной Одессе якобы французский виконт открывает кабаре, которое финансируется большевиками, коварно использующими столь несерьёзное учреждение культуры во вполне серьёзных целях подготовки свержения государственной власти и так же лихо дурящими шефа жандармов И. Т. Бобруйского-Думбадзе.[1]

Из интервью Г. Юнгвальд-Хилькевича:

Картина делалась по воспоминаниям Коллонтай, как она вместе с Литвиновым в начале века ввозила в Россию оружие. У нас все эти сцены убрали: власти меняли историю, как хотели. Мне сказали — большевики должны везти из-за границы только листовки, то есть готовить идеологическую революцию. «Смотрите, — говорю, — сама Коллонтай пишет, что оружие в Россию ввозилось с 1905 по 1911 год под видом какой-то театральной мишуры». Мне ответили категорично: «Что могла написать эта старая дура?».[2]

По сюжету фильма, действие происходит в Одессе в 1910 году, когда по заданию загранбюро РСДРП в город приехал под видом французского лесопромышленника видный большевик-подпольщик Андрей Максимович (прототип Максим Максимович Литвинов), который должен организовать доставку в Россию через Одесский порт нелегальной литературы. Задание удается выполнить. В Одессе был создан театр варьете, который, получив известность, гастролировал по России и получал из Франции «театральный реквизит»…

Иван Тариэлович Бобруйский-Думбадзе — шеф жандармов в Одессе — увлёкся танцовщицей Софи (первоначально эта роль была обещана Маргарите Тереховой). Одновременно он ищет канал распространения нелегальной литературы, подозревая, в числе прочих и артистов варьете. События приводят главного жандарма за кулисы варьете, где происходит смертельная схватка враждующих героев.

Роль куплетиста Николя Бенгальского (а также куплеты и романсы) с присущим ему блеском исполнил Владимир Высоцкий. Чиновники Госкино долго не хотели утверждать его на главную роль. Но режиссёр был непреклонен: роль изначально писалась на Высоцкого. И все актёры, приглашаемые на эту роль, не решаясь напрямую отказаться в пользу Высоцкого, выдавали на пробах «киксу». Из интервью Г. Юнгвальд-Хилькевича:

В «Опасных гастролях» на роль, которую сыграл Володя, пробовались ещё Юра Каморный, Слава Шалевич и Рома Громадский. Но они знали, что я хочу видеть в кадре только Высоцкого и поэтому всячески мне в этом помогали. Да, мне дали список, кого надо попробовать и заявили, что Высоцкий сниматься не будет. Но я упёрся рогами. Володю я обожал. Картина делалась ради него.[2]

В результате режиссёр победил, решено было утвердить на роль Высоцкого.

Фильм был встречен официальными критиками крайне враждебно: «святое дело революции» в головах номенклатурных партийных работников не совмещалось с канканом и эстрадными куплетами. «Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию»,— возмущался Дзиган на страницах журнала «Искусство кино»[3].

Тем не менее фильм посмотрели 36,9 миллиона зрителей[4].

На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».

В ролях

В картине снимался ансамбль хореографических миниатюр; художественный руководитель — Тамара Голованова.

Съёмочная группа

Факты

  • Хотя съёмки фильма проходили в Одессе и пригороде, некоторые фоновые кадры сняты в Ленинграде. Т.к. в рамках гастролей театр выступает в Санкт-Петербурге. В конце фильма показаны виды Ленинграда: набережная реки Мойки, разводной мост через Неву[5]. Завершают же фильм виды Чёрного моря с берега. Вероятно пляж "Отрада" (Одесса).

Примечания

  1. «Опасные гастроли» в кабаре, автор Элла Фурманская. Дата обращения: 4 октября 2009. Архивировано 24 декабря 2013 года.
  2. 2,0 2,1 Георгий Юнгвальд-Хилькевич: Я никому не лизал задницу // Экспресс-газета : газета. — 2001. — № 27 (337) от 12 июля.
  3. "Опасные гастроли" в кабаре » Портал интересных статей. ynik.info. Дата обращения: 28 октября 2021. Архивировано 8 сентября 2019 года.
  4. Сергей Кудрявцев. Своё кино. — Дубль-Д, 1998. — 492 с.
  5. О Владимире Высоцком вспоминает Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич. Дата обращения: 25 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.

Литература

  • Дзиган Е. Как же появилась эта картина? // Искусство кино. — 1970. — № 5. — С. 100—106.

Ссылки