Онан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Онан
אוֹנָן
Пол муж.
Толкование имени Сильный
Имя на других языках греч. Αυνάν
лат. Onan
церк.-слав. Авна́нъ
Отец Иуда
Мать дочь Шуи

Она́н (др.-евр.אוֹנָן‏‎ — «сильный», греч. Αυνάν, церк.-слав. Авна́нъ) — персонаж Пятикнижия, второй сын Иуды, внук патриарха Иакова, который был наказан Богом смертью.

После гибели старшего сына Иуды Онан, согласно традиции левирата, был обязан взять в жёны его вдову Фамарь, дабы она смогла принести наследника, который считался бы сыном и первенцем её мужа. Онан, «когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт. 38:9), за что и заслужил смертную кару от Господа.

В богословской среде есть разные версии того, за что собственно был наказан Онан. Раннехристианские писатели утверждали, что Онан наказан за прерванный половой акт[1]. В более же позднее время появилось другое толкование, которое гласит, что Онан наказан за мастурбацию[2][3]. Некоторые современные богословы считают, что Онан наказан за нарушение обязанностей левиратного союза[4][5].

В раннем христианстве

Древние христианские писатели указывали на то, что Онан был наказан Богом за прерывание полового акта.

Святитель Епифаний Кипрский (315-403) выступил против практики прерывания полового акта[1]:

Некоторые из них – по виду монашествующие, а живущие с ними женщины на вид будто монахини. Тело у них истощенное: удовлетворяя своей похоти, они, выражусь скромнее, совершают дело сына Иудина, по имени Авнана (Быт. 38, 9). Ибо как он, когда телом соприкасался Фамари и удовлетворял похоти, не делал надлежащего для произведения потомства, сообразно с дарованным от Бога способом чадотворения, но самым способом худого действия совершал грех против себя самого: так и они пользуются мнимыми женами, совершая это незаконное дело... Они заботятся о том, чтобы женщина от растления не сделалась беременною, или чтобы не умножить чадородия в мире, или чтобы их не уличили люди, они хотят быть в чести за этот почитаемый у них, подвиг целомудрия, и однако же вот что делают. Другие же предпочитают совершать это самое срамное дело не посредством женщины, а иными способами, оскверняясь собственными руками. И в этом они подражают вышеупомянутому сыну Иуды, оскверняя землю своими преступными действиями и мерзкими каплями, и своими ногами растирая по земле свои истечения[6].

Также и в другом месте своих творений Епифаний осуждает тех, кто прерывает половой акт:

Ибо похотливость не знает у них сытости, но чем больше студодействует у них человек, тем больше похваляется ими. А девами называют тех, которые при законном брачном общении никогда не дожидаются, по естественному обычаю, принятия в себя семени, и хотя всегда сообщаются и блудодействуют, но прежде исполнения удовольствия удаляют от общения злотворного растлителя своего[7].

Такого же мнения придерживался Аврелий Августин (354-430)[1]:

Супружеское общение даже с законной женой является незаконным и злым, когда предотвращается зачатие потомства. Онан, сын Иуды, делал так, и Господь умертвил его за такой поступок.

В таком же оттенке грех Онана представляли и другие древние церковные писатели. Святитель Кирилл Александрийский (376-444) пишет о том, что Онан прервав половой акт нарушал закон деторождения:

«Затем отец убеждает Авнана сожительствовать с женою его брата и восстановить семя умершему. А тот, поскольку говорил, не ему принадлежать будет рождаемое, нарушал закон обыкновенного способа деторождения, проливая семя на землю, и не давал оного ей. Погиб вскоре и этот от Божественного гнева»[9].

Иероним Стридонский (342-420), описывая грех Онана, дает понять, что в древней церкви негативно относились к контрацепции:

«Приводит также Иуду и Фамарь, притягивает и Авнана, умерщвленного Господом за то, что не желая семени брату, уничтожал последствия брака… Но удивляюсь, зачем он представил нам в пример Иуду и Фамарь, если только он не услаждается блудницами, и Авнана, умерщвленного за то, что не хотел семени брату, как будто мы одобряли какое бы то ни было пролияние семени без произведения детей»[10].

Термин «онанизм» и современные толкования

В более позднее время грех Онана стал ассоциироваться непосредственно с мастурбацией. Впервые такая мысль прозвучала в 1716 году в анонимной брошюре Onania, распространявшейся в Лондоне и повествовавшей о вреде мастурбации. С этих пор появляется термин «онанизм»[2]. Мысль о том, что Онан наказан за мастурбацию, разделялась не только в католической, но и православной среде[3].

Есть и другое толкование истории с Онаном, согласно которому Онан наказан за нарушение традиции левирата. Такая мысль ярко выражена в библейской энциклопедии Брокгауза, в которой написано, что Онан «не захотел продолжить род своего брата, поэтому Господь умертвил его»[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 United States Congress Senate Committee on Government Operations Subcommittee on Foreign Aid Expenditures. Population Crisis: Hearings, Eighty-ninth Congress, Second Session. — U.S. Government Printing Office, 1966. — С. 403-404. — 1098 с.
  2. 2,0 2,1 Stolberg M. 2000a. Self-Pollution, Moral Reform, and the Venereal Trade: Notes on the Sources and Historical Context of 'Onania' 1716 // Journal of the History of Sexuality. — 2000. — No. 9. P. 37-61.
  3. 3,0 3,1 Никодим (Милаш). Правила православной Церкви с толкованием Никодима (епископа Далматинско-Истрийского) Том 2. — Отчий дом. — Москва, 2001. — С. 551.
  4. П. В. Добросельский. Супружеские отношения и грань греха. — Москва, 2009. — С. 118-119.
  5. 5,0 5,1 Библейская Энциклопедия Брокгауза - Фритц Ринекер, Герхард Майер - читать, скачать. azbyka.ru. Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  6. Епифаний Кипрский. Творения. Том 3. — Типография В. Готье. — Москва: Московская Духовная Академия, 1872. — С. 74. — 301 с.
  7. Епифаний Кипрский. Творения. Том 1. Панарий или Ковчег. О гностиках. — Типография В. Готье.. — Москва: Московская Духовная Академия, 1863. — С. 165-166.
  8. Jacques-Paul Migne. Patrologiae cursus completus ...: Series latina. — apud Garnier fratres, 1865. — С. 479. — 708 с.
  9. Кирилл Александрийский. Творения Кирилла Александрийского. Том 2. — Паломник. — Москва, 2001. — С. 192. — 799 с. Архивная копия от 8 августа 2021 на Wayback Machine
  10. Иероним Стридонский. Две книги против Иовиниана. — 1880. — С. 129, 159. Архивная копия от 8 августа 2021 на Wayback Machine