Олби, Эдвард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдвард Олби
Edward Albee
Фотография Карла Ван Вехтена (1961)Фотография Карла Ван Вехтена (1961)
Место рождения Вашингтон, США
Род деятельности прозаик, драматург
Годы творчества 1958—2016

Э́двард О́лби (англ. Edward Albee; 12 марта 1928, Вашингтон — 16 сентября 2016, Монток) — американский драматург.

Биография

Эдвард Олби родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне. Через две недели и спустя после рождения был усыновлен семьёй богатого владельца театральных залов, Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, служил клерком, барменом, продавцом книг и пластинок, работал для радио, хотя материально был обеспечен. Жил в Гринвич-Виллидж, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959 году, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение Олби-Барр-Уайлдер.

В 1960 году выпустил первый сборник пьес, обозначив в предисловии к нему установку на «Необычное. Невероятное. Неожиданное».

Является представителем так называемого «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни.

В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признаёт, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу «Неустойчивое равновесие» (англ. A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (англ. Seascape, 1975), в 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (англ. Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.

Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?» (англ. Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (англ. Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (Box — Mao — Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.

Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (англ. The Zoo Story, 1959), «Смерть Бесси Смит» (англ. The Death of Bessie Smith, 1960), «Фэм и Йем» (Fam and Yam, 1960), «Американская мечта» (The American Dream, 1961), «Дама из Дюбука» (англ. The Lady from Dubuque, 1977) и «Человек с тремя руками» (англ. The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невесёлом кабачке» (англ. The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» (англ. Malcolm) по роману Дж. Парди, «Завтрак у Тиффани» (англ. Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Трумена Капоте, переработка пьесы английского драматурга Джайлза Купера «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и «Лолита» (англ. Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова, «Пьеса про младенца» (англ. The Play About the Baby, 2000) и другие. Одно из последних произведений Олби — «Me, myself and I» (с англ. — «Я, я сам и моя персона») было поставлено в Нью-Йорке в 2010 году[1].

Эдвард Олби скончался 16 сентября 2016 года после непродолжительной болезни в своём доме в пригороде Нью-Йорка[2]. Ему было 88 лет.

Личная жизнь

С 1971 года Эдвард Олби жил с канадским скульптором, Джонатаном Томасом, который скончался в 2005 году[3]. Олби не скрывал своей гомосексуальности. В то же время он открещивался от таких ярлыков, как «писатель-гей». В своей речи, получая награду от ЛГБТ-организации под названием Lambda Literary Foundation, Олби, в частности, заявил, что он «не писатель-гей, а писатель, который оказался геем»[4].

Пьесы

  • Что случилось в зоопарке (The Zoo Story, 1958; на русском языке пьеса публиковалась в переводе Н. К. Тренёвой[5])
  • Смерть Бесси Смит (The Death of Bessie Smith, 1959; на русском языке пьеса публиковалась в переводе Н. К. Тренёвой[5])
  • Песочница (The Sandbox, 1959)
  • Фэм и Йем (Fam and Yam, 1959)
  • Американская мечта (The American Dream, 1960)
  • Кто боится Вирджинии Вулф? / «Не боюсь Вирджинии Вулф» Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1961—1962; на русском языке пьеса публиковалась в переводе Н. А. Волжиной[5])
  • Баллада о невесёлом кабачке (The Ballad of the Sad Cafe, 1963; по повести Карсон Маккалерс)
  • Крошка Алиса (Tiny Alice, 1964)
  • Малкольм (Malcolm, 1965; по роману Джеймса Парди)
  • Неустойчивое равновесие (A Delicate Balance, 1966)
  • Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany’s, 1966; по роману Трумена Капоте)
  • Всё в саду (Everything in the Garden, 1967)
  • Ящик и цитаты из председателя Мао Цзэдуна (Box and Quotations from Chairman Mao Tse-Tung, 1968)
  • Всё кончено (All Over, 1971; на русском языке пьеса публиковалась в переводе Н. М. Демуровой[5])
  • Морской пейзаж (Seascape, 1974)
  • Слушая (Listening, 1975)
  • Подсчитывая пути (Counting the Ways, 1976)
  • Дама из Дюбюка (The Lady from Dubuque, 1977—1979)
  • Лолита (Lolita, 1981; по роману Владимира Набокова)
  • Человек с тремя руками (The Man With Three Arms, 1981)
  • Найдя солнце (Finding the Sun, 1983)
  • Пьеса о браке (Marriage Play, 1986—1987)
  • Три высокие женщины (Three Tall Women, 1990—1991)
  • Пьеса Лорки (The Lorca Play, 1992)
  • Фрагменты (Fragments, 1993)
  • Пьеса о младенце (The Play About the Baby, 1996)
  • Оккупант (Occupant, 2001)
  • Коза, или Кто такая Сильвия? (The Goat, or Who Is Sylvia?, 2002)
  • Тук! Тук! Кто там!? (Knock! Knock! Who’s There!?, 2003)
  • Питер и Джерри (Peter & Jerry, 2004). Акт первый: Домашняя жизнь; Акт второй: Что случилось в зоопарке (с 2009 — Дома в зоопарке / At Home at the Zoo)
  • Я как таковой и я (Me Myself and I, 2007)

Награды

  • «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962), премия «Тони»
  • За пьесу «Неустойчивое равновесие» (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967)
  • В 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (Seascape, 1975)
  • В 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами
  • В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь
  • В 1997 президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства
  • В 2000 году пьеса «Коза, или Кто такая Сильвия?» была выдвинута на премию «Тони»

Экранизации

Примечания

  1. Edward Albee on his new play. Дата обращения: 11 сентября 2010. Архивировано 10 сентября 2010 года.
  2. Умер американский драматург Эдвард Олби. Дата обращения: 17 октября 2021. Архивировано 17 октября 2021 года.
  3. Edward Albee: Still playing in the zoo (англ.). The Independent (29 января 2004). Дата обращения: 14 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  4. Playwright Albee Defends 'Gay Writer' Remarks (англ.). National Public Radio (6 июня 2011). Дата обращения: 14 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Эдвард Олби. Пьесы. — М.: Прогресс, 1975. — 312 с.

Литература

Ссылки