Окуневская культура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Окуневская культура
Ранний бронзовый век
Солнечное божество.jpg
Стела окуневской культуры, найденная у с. Онахов, хранится в Хакасском краеведческом музее
В составе уйбатский этап, черновский этап, разливский этап
Географический регион Южная Сибирь Хакасия Тыва Красноярский край
Локализация Хакасско-Минусинская котловина
Типовой и другие памятники Тас-Хааза, Черновая VIII, Бельтыры, Уйбат III, Уйбат V
Датировка XXVIXVII вв. до н. э.
Тип хозяйства скотоводство, охота, рыболовство, металлургия
Исследователи С. А. Теплоухов, Г. А. Максименков, А. Н. Липский, М. Н. Комарова, А. В. Поляков, И. П. Лазаретов
Преемственность
Афанасьевская

Ямная
Катакомбная
Бойсмановская

Карасукская

Андроновская
Лу­гав­ская куль­ту­ра

Окуневская культура — южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века была распространена в Минусинской котловине, на среднем и верхнем Енисее. Сложилась в результате миграций преимущественно мужского позднеямного-раннекатакомбного населения из Северо-Западного Прикаспия на территорию Южной Сибири и его смешения с местным неолитическим женским субстратом [1]. Памятники распространены на территории современной Хакасии, на тер­ри­то­рии Ты­вы и южной части Красноярского края [2].

Названа по местности улуса (аала) Окунев Усть-Абакан­ского района на юге Хакасии с ле­вого бе­рега реки Аба­кан, где в 1928 г. С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала металлургия, животноводство, а также охота на диких животных и рыболовство. Плотно взаимодействовала с культурами андроновского круга[3].

Известные памятники окуневской культуры — менгир Тас Хыз, а также Улуг Хуртуях тас.

История изучения

Первоначально погребения из Окунева Улуса относились С. А. Теплоуховым к андроновской культуре[4]. На основании находок сосудов, похожих на афанасьевские и андроновские, он считал население, оставившее этот могильник, переходным вариантом между этими культурами. Это давало основания говорить об их преемственности. Пер­вые рас­коп­ки в начале 1920 проводила А. П. Ер­мо­лае­ва. В 1947 г. М. Н. Комаровой памятники были выделены в ранний окуневский этап андроновской культуры[5].

В ходе массовых раскопок окуневских могильников А. Н. Липским в 1955-57 гг. впервые были обнаружены окуневские каменные плиты с изображениями в составе каменных ящиков, в которых совершались захоронения. Липский, который был профессиональным этнографом, а не археологом, предполагал что окуневские памятники являются доафанасьевскими и относил их к эпохе палеолита, так как считал окуневцев предками американских палеоиндейцев, опираясь на параллели в искусстве и антропологии. Раскопки могильника Черновая VIII, погребения которого не были нарушены поздними вторжениями и не содержали афанасьевской керамики, проведённые Г. А. Максименковым в начале 1960-х гг., позволили ему выделить самостоятельную окуневскую культуру[6].

Различают 4 пе­рио­да раз­ви­тия Оку­нев­ской куль­ту­ры согласно Л. А. Со­ко­ло­вой.

Дифференцируют ранний Уйбатский этап, поздний Черновский этап, финальный Разливский этап в Окуневской культуре Типичные памятники Тас-Хааза, Бельтыры, Уйбат III, Уйбат V (в бассейне реки Уйбат), Черновая VIII, Черновая X, Разлив, Стрелка.

Датировка

Радиоуглеродная AMS-датировка 50 Окуневских образцов относится к 26001700 до н.э. Согласно этим исследованиям, Уйбатский период датируется 26002300 до н.э., Черновой – 22001900 до н.э.[7]

Географическая протяженность

Поселения Окуневской культуры были расположены в Минусинской котловине, на среднем и верхнем Енисее.

Све гора-крепость Чебаки расположенное на правом берегу реки Чёрный Июс к северо-востоку от села Чебаки Ширинского района Республики Хакасия.

К западу от аала Анхаков и к северо-Западу от реки Абакан в Хакасии, где нашли Улуг Хуртуях тас.

Озеро Чёрное к северо-востоку от горы Хызыл хас и севернее улуса Патанков, Ширинского района, где нашли Хыс тас №36.

В верховьях устья реки Есь Могильник Ар - Хая рядом с поселком Полтаков Аскизского района по дороге в село Таштып, где нашли Хыс тас №96.

На реке Есь в 2 км к западу от современного села Усть-Есь, Аскизского района, где нашли Есинскую стелу Хыс тас.

В районе села Сарала Орджоникидзевского района Хакасии, где нашли Саралинское изваяние Хыс тас.

На территории Хакасии могильник Верхний Аскиз I, Аскизский район, курган в долине ключа Юр , Усть-Абаканский район.

В юго-западной части региона, в предгорьях Абаканского хребта в узких горных долинах Хызыл хая и Хуртуях хола, на берегах теперь уже пересохших ручьёв, на современной территории музея-заповедника «Казановка» Аскизского района, где находятся петроглифы Окуневского периода.

На правом берегу реки Тубы, правого притока Енисея, против села Тесинского к юго-востоку от деревни Ильинки между логами и реки Шушь к юго-западу от села Шалаболино Курагинского района Красноярского края находится Шалаболинская писаница , где так же представлены Окуневские памятники наскального искусства.

В двух километрах от затопленного при строительстве Красноярской ГЭС села Сыда в Сыдо-Ербинской котловине на одной из соседних гор рядом с Сыдинской писаницей Н. В. Леонтьевым было открыто изображение личины и быка.

В Идринском районе восточнее села Большой Телек [8].

В Краснотуранском районе на левом берегу реки Бирь под горой Козлихой, на берегу реки Сыды [8].

В Курагинском районе в селе Новопокровка [8].

Све гора-крепость Чебаки расположенное на правом берегу реки Чёрный Июс

В Минусинском районе на берегу реки Тубы недалеко от села Кавказского, возле заимки Майдаши, вблизи села [8].

На берегу озера возле одноименной деревни Малый Кызыкуль при раскопках в окуневском слое археологи в 1973 обнаружили остатки обгоревшего бревенчатого сооружения и фрагменты керамической посуды [8].

На 1 км к югу от Минусинска на северной окраине соснового бора были раскопаны пять погребений в ящиках из плит [8].

Поселения

Окуневские поселения были не очень долговременными, с небольшим культурным слоем и их находят редко [9]. Окуневскую культуру обнаружили на небольших каменных укреплениях, расположенных на горах, хакасы называют их Све, что означает Гора-Крепость. На тер­ри­то­рии Ха­ка­сии обнаружено около 45 Све с фор­ти­фи­кационными со­ору­же­ния­ми, которые рас­смат­ри­ва­ют­ся в основном как куль­товые ком­плек­сы. Крепость Чебаки одно из первых археологически изученных Све.

На тер­ри­то­рии Ту­вы из­вест­ны се­ли­ща [2].

Погребения

Окуневская культура представлена ​​в основном погребальными курганными сооружениями под западной ча­стью не­боль­шой зем­ля­ной или ка­мен­ной на­сы­пи с небольшими прямоугольными поверхностными оградами из каменных плит, вертикально вкопанных в землю высотой до 50 см, час­то квад­рат­ные от 2,5 × 3 м , иногда встречаются погребальные комплексы размером 40 × 40 м. Внутри этих ограждений находились могилы, также облицованные каменными плитами, дно вы­ло­же­но мел­ки­ми плит­ка­ми, пе­ре­кры­тие – из плит, ре­же – из брё­вен и свер­ху плит, в не­глу­бо­ких грун­то­вых ямах на ран­нем и позд­нем эта­пах. Ог­ра­да на мо­гиль­ни­ке близ аала Ма­лый Спи­рин в Ши­рин­ском районе Ха­ка­сии, ок­ру­же­на по кру­гу диа­метром около 84 м мен­ги­ра­ми. В настоящее время изучено 62 окуневских кургана, состоящих из более 500 погребений и 60 одиночных погребений [7].

Могильники окуневской культуры располага­ются, как правило, неподалеку от афанасьевских и насчитывают от 2 до 10 курганов, как ис­клю­че­ние 14 кур­га­нов на мо­гиль­ни­ке Чер­но­вая VIII. Количество могил внутри ограды быва­ет различным — от 1 до 10 и даже 20, ред­ко бо­лее 20 по­гре­бе­ний. Помимо одиноч­ных погребений встречаются парные, обыч­но «ва­ле­том», и реже коллек­тивные. Практически в каждом могильнике нахо­дятся погребения мужчины с двумя женщинами. По­ло­же­ния на спине, ча­ще го­ло­вой на за­пад, с сильно согнутыми в коленях ногами и вытянутыми вдоль туловища руками [8]. Есть за­хо­ро­не­ния лю­дей в скор­чен­ном на бо­ку по­ло­же­нии или нич­ком, си­дя; че­ре­пов со сле­да­ми тре­па­на­ции. На ли­цо умер­ших на­но­си­ли ох­рой по­пе­реч­ные по­ло­сы, под го­ло­ву кла­ли ка­мень или плит­ку с вы­ем­кой. Ямы с че­ре­па­ми и кос­тя­ми жи­вот­ных счи­та­ют сле­да­ми по­ми­наль­ных об­ря­дов.

На плитах погребальных курга­нов склепов встречаются выбитые, гравированные и кра­шеные рисунки антропоморфных личин в головных уборах, существ в ритуальных костюмах, фантастических существ , реалистически выполненные изображения животных быков, лосей и других животных. Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов.[[Файл:Cerámica2 cultura Okunev Ermitage.JPG|слева|мини|Керамика окуневской культуры Енисейской Сибири. Первая половина II тысячелетия до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Хозяйство

Ка­мен­ные на­ко­неч­ни­ки стрел, то­по­ры, бу­ла­вы, тёс­ла, бу­сы.

Кос­тя­ные гар­пу­ны, иголь­ни­ки и иг­лы, под­вес­ки из зу­бов жи­вот­ных.

Окуневцы обладали развитой металлургией на ру­дах Сая­но-Ал­тай­ской гор­но-ме­тал­лур­гической об­лас­ти. Использовалась «чис­тая» медь, и оло­вян­ная (ред­ко мышь­я­ко­вая) бронза. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Обнаружены брон­зо­вые ви­соч­ные коль­ца, че­реш­ко­вые но­жи-кин­жа­лы, вкла­ды­ше­вые но­жи, но­жи-брит­вы, ши­лья, на­ко­неч­ник ко­пья, то­пор.

Основой хозяйственной деятельности было пас­ту­ше­ское скотоводство, рыболовство и охота на диких животных - лось, олень, ко­су­ля, ма­рал, ка­бар­га, мед­ведь. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот, ло­шади, быки (волы) для транспорта. Повозки были двух- и четырехколесные. Это обеспечивало подвижность населения, необходимую для сезонной смены пастбищ.

О земледелии свидетельствуют находки каменных мотыг, плит-зернотерок и пестов, жатвенных серпов (лезвие из меди, рукоять роговая) [9].

К находкам Окуневской культуры относятся богато украшенные баночные сосуды, кувшинообразной и конической формы, встречаются также курильницы с внутренней перегородкой. Окуневская керамика типично плоскодонная, на ран­нем эта­пе - круглодонная. Окуневская керамика отличается сплошной орнаментацией тулова, часто орнаментируется дно, края венчика и его внутренняя сторона. Ор­на­мент сплош­ной или зо­наль­ный, от­пе­чат­ки гре­бен­ча­то­го и глад­ко­го штам­па, ям­ки, жем­чу­жи­ны, зиг­за­ги. Керамические стили окуневской керамики более сопоставимы с более поздней резной грубой посудой, формально и неоднозначно с андроновской керамикой. Как отмечают исследователи, неповторимость каждого из них является важной особенностью Окуневской культуры [10].

Ка­мен­ные и кос­тя­ные жез­лы, под­вес­ки в ви­де фи­гу­рок мед­ве­дя, го­лов ло­ся, птиц, ан­тро­по­морф­ные скульп­ту­ры, ми­ниа­тюр­ные пла­стин­ки с изо­бра­же­ни­ем жен­ско­го ли­ца счи­та­ют ат­ри­бу­та­ми ша­ма­нов, жре­цов или лич­ны­ми аму­ле­та­ми.

Колесный транспорт

В наскальном искусстве Минусинской котловины распространены изображения ранних (вторая половина III тысячелетия до н. э.) двухколёсных повозок с составным дышлом из двух сходящихся под углом жердей, которые одновременно образуют каркас кузова. Конструкция повозок и профильная манера изображения указывают на связь не с Восточной Европой, а с западными районами Центральной Азии и, опосредованно, с Передней Азией[11].

Контакты с другими культурами

Окуневская культура имеет некоторые общие элементы материальной культуры, включая гончарное дело, с ме­ст­ным не­оли­тический суб­страт, усть-бель­ский ке­ра­мический ком­плекс, с рядом местных культур из соседних областей, таких как Самусская, Елунинская, Каракольская и Кротовская культуры Западной Сибири и Алтая, погребения Канайского типа в Восточном Казахстане и Окуневская культура Тывы [7]. За­пад­ные тра­ди­ции Афа­нась­ев­ской куль­ту­ры, сыг­рав­ший ре­шаю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии Окуневской культуры. Вос­точ­ные нео­ли­ти­че­ские куль­ту­ры Даль­не­го Вос­то­ка бойс­ма­нов­ская куль­ту­ра, свя­зан­ные с тра­ди­ция­ми куль­тур, рас­про­стра­нён­ных на тер­ри­то­рии Северной Ко­реи, юга российского Даль­не­го Вос­то­ка, при­мы­каю­щим к ним час­тям Ки­тая.

Контакты с афанасьевской культурой

Типологический горизонт между развитием афанасьевской и окуневской степных культур Минусинской котловины и развитием более позднего андроновского типа очень тонок [9].

Связи афанасьевской и окуневской культур прослеживаются довольно сложно. Период их взаимодействия длился всего около ста лет [12], на некоторых территориях отмечается сосуществование[13]. Археологами было выявлено много комплексов, содержащих признаки как окуневского, так и афанасьевского происхождения. Однако генетических следов афанасьевцев в окуневском генотипе практически не выявлено[14]. Это говорит о вытеснении афанасьевского населения пришлым окуневским[1].

Тра­ди­ции Окуневской культуры не по­лу­чи­ли пря­мо­го раз­ви­тия, но про­яви­лись в куль­ту­рах позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка Ми­ну­син­ской котло­ви­ны.

Антропологический тип

Антропологический тип населения этой эпохи был смешанного европеоидно - монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Как отмечает А. В. Громов, бросается в глаза их морфологическая разнородность — встречаются как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные, не обнаруживающими никаких следов монголоидной примеси. По его мнению, облик Окуневцев сложился в результате смешения местного неолитического населения с Афанасьевцами - выходцами из территории Средней Азии и Казахстана [15]. [[Файл:Admixture analysis of ancient steppe populations.png|мини|Упрощенная схема результатов анализа ADMIXTURE для древних степных популяций кочевников Евразийской степи (от Урала до Алтая), в том числе представителей Окуневской культуры.Голубым отмечен нганасанский компонент (самодийцы), синиим - европейские охотники-собиратели,

желтый - восточно-азиатский компонент, заленым - кавказские охотники-собиратели. (см. полную версию результатов [16] количество предковых популяций К варьируется от 2 до 15) . ]] По мнению А. Г. Козинцева, облик окуневцев варьирует в зависимости от региона. Окуневцы Минусинской котловины были потомками местного неолитического населения, отличавшегося значительным своеобразием на фоне рас первого порядка. У окуневцев Тувы сильно выражены связи с Ямниками и ранними Катакомбниками Украины [17].

По мнению А. В. Полякова, культура сложилась в результате миграции в Минусинскую котловину из Прикаспия группы мужчин-скотоводов брахикранного европеоидного типа, отличного от долихокранных Афанасьевцев. Вытеснив Афанасьевцев, они брали в жёны местных монголоидных женщин, в результате чего произошла метисация [18].

В то время как некоторые авторы предполагают, что Окуневцы, возможно, произошли от более северных племен, которые заменили афанасьевские культуры в этом регионе, другие считают, что окуневская культура была результатом контактов между местными неолитическими охотниками-собирателями и западными скотоводами [7].

Палеогенетика

У представителей окуневской культуры преобладает Y-хромосомная гаплогруппа Q1a (субклады Q1a1b1, Q1a2a1c, Q1a2b)[19].

У одного представителя окуневской культуры определили субклад R1b1a2-M269 Y-хромосомной гаплогруппы R1b[20] [21].

У образца RISE664 (4409—4156 л. н., Okunevo_EMBA) определили Y-хромосомную гаплогруппу Q1b1a3a1~-Y18330*.

У образца RISE674 (4300—3850 л. н., Okunevo_EMBA) определили Y-хромосомную гаплогруппу Q1b2b1~-Y2679*[22] и митохондриальную гаплогруппу A-a1b3*[23][19].

У представителей окуневской культуры из могильника Сыда V (Минусинская котловина) определили разнообразие вариантов митохондриальной ДНК[24]. Окуневцы принадлежали к западноевразийским (U, H, J и T) и восточноевразийским (A, C и D) к субветвям гаплогрупп [25].

Результаты анализа происхождения древних степных популяций кочевников Евразийской степи (от Урала до Алтая), включая представителей окуневской культуры бронзового века из Саяно-Алтая показал, что образцы содержали компоненты, максимально выраженные у европейских охотников-собирателей, кавказских охотников-собирателей из Грузии и также происходят от компонента, который максимально выражен у нганасан (самодийцы) и широко распространен среди различных современных людей из Сибири и Центральной Азии. Среди более ранних степных жителей, наследственный компонент, который максимально выражен в популяциях Восточной Азии, встречается в следовых количествах [16].

По последним исследованиям, к представителям окуневской культуры генетически близки современные коренные американские индейцы, что подтверждает предыдущие краниометрические исследования. Их общие предки, вероятно, происходят от населения позднего палеолита из кластера охотников-собирателей Мальта́ (Mal’ta Cluster) [26] (стоянки Мальта́ в Прибайкалье и Афонтова гора в Красноярске) [16] [27][21].

Шалаболинские (тесинские) наскальные изображения. Эстампаж А. В. Адрианова 1907 - 1910

Искусство

Памятник окуневского искусства, зарисованный экспедицией Аспелина 1897, в настоящее время каменные изваяния экспонируются в Минусинском региональном краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова [28]
Ландшафтный музей-заповедник «Казановка», Петроглиф «Личина». Окуневская культура, конец третьего тысячелетия до н. э.

Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. Ха­рак­тер­ные пи­са­ни­цы и ка­мен­ные из­вая­ния по­лу­чи­ли из­вест­ность со вре­ме­ни пу­те­ше­ст­вия Д. Г. Мес­сер­шмид­та в 1722–1723 и по­сле­дую­щих Ака­де­ми­че­ских экс­пе­ди­ций. Наскальные изображения памятники изучаются и открываются новые, которые были не изучены предыдущими исследователями [29] [30].

Каменные менгиры распространены на территории современной Хакасии и южной части Красноярского края. Коллекция Окуневских каменных стел представлена ​​в Хакасском национальном краеведческом музее в Абакане, в Минусинском региональном краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова, Историко-архитектурном музее под открытым небом Новосибирска [31] и коллекция керамики в Эрмитаже в Санкт-Петербурге [32].

Антропоморфные изображения

Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. На территории Минусинской котловины их исследо­вано более 300. На правом берегу Енисея известно только 10 памятников. Изваяние обычно представляет собой высокий камень доходящие до 6 метров в высоту (песчаник или гранит) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С неё на зрителя смотрит фантастическая личина: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда — быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала, символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии.

Обсуждалось, что вертикальные стелы могут быть использованы древними как инструмент ориентирования в пространстве - времени - мильные камни и гномоны - солнечные часы, календари солнечных часов. Графический рисунок вертикальных солнечных часов виден в расходящихся лучах на обращенной к солнцу стеле, где зубец является ориентиром для точного определения полудня. [33]

Миниатюрные костяные пластинки с изображением женщины из погребений, счи­та­ют ат­ри­бу­та­ми ша­ма­нов или жре­цов или лич­ны­ми аму­ле­та­ми.

Художественные черты изображений

Выделяют следующие художественные черты:

  • свободный разброс фигур в изобразительном поле;
  • присутствие антропоморфных масок;
  • удлиненные пропорции стилизованных фигур;
  • разнообразные фантастические животные;
  • антропоморфные существа с птичьими и звериными головами;
  • священная (мировая) гора в виде треугольника, разделенного на части;
  • триадные композиции, в которых изображение женского божества или её символа фланкировано двумя фигурами человека или животного;
  • изображения божеств в островерхих шапках и с бычьими рогами;
  • изображения янусовидных антропоморфных божеств;
  • изображения антропоморфных фигур с двумя орлиными головами;
  • изображения птиц и орнитоморфных фигур со спиральным «хохолком» на голове;
  • фигуры человека с ногами и головой, развернутыми в профиль, а туловищем — в фас;
  • изображения персонажей под аркой «небосвода»;
  • «солярный» знак.

См. также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 Лазаретов И. П. Хронология и периодизация окуневской культуры: современное состояние и перспективы (рус.) // Теория и практика археологических исследований. — 2019. — Т. 2, № 4. — С. 15-50. Архивировано 9 октября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 ОКУНЕВСКАЯ КУЛЬТУРА • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 14 декабря 2022.
  3. Ковтун И. В., Андроновский орнамент (морфология и мифология). − Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2016. − 547 с.
  4. Теплоухов С. А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края (рус.) // Материалы по этнографии. — 1929. — Т. 2, № 2. Архивировано 9 октября 2021 года.
  5. Комарова М. Н. Погребения Окунева улуса (рус.) // Советская археология. — 1947. — № 9. — С. 47-60.
  6. Максименков Г. А. Окуневская культура: Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Новосибирск, 1975. 40 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Alan K. Outram, Andrey Polyakov, Andrei Gromov, Vyacheslav Moiseyev, Andrzej W. Weber, Vladimir I. Bazaliiskii, O. I. Goriunova. Archaeological Supplement B To Damgaard Et Al. 2018: Discussion Of The Archaeology Of Central Asian And East Asian Neolithic To Bronze Age Hunter-Gatherers And Early Pastoralists, Including Consideration Of Horse Domestication.. — 2018-05-09. — doi:10.5281/ZENODO.1240521.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Окуневская культура. Эпоха ранней бронзы — Интернет-энциклопедии Красноярского края. my.krskstate.ru. Дата обращения: 16 декабря 2022.
  9. 9,0 9,1 9,2 Окуневская культура | Генофонд РФ (рус.) ?. Дата обращения: 19 декабря 2022.
  10. Andrey Poliakov. Поляков А.В. К вопросу об особенностях памятников окуневского типа Верхнего Енисея // Древние и средневековые культуры Центральной Азии (становление, развитие и взаимодействие урбанизированных и скотоводческих обществ). – СПб.: ИИМК РАН, 2020. – C. 93–96..
  11. Esin Yu. N. The Most Ancient Images Of Wheeled Vehicles Of Minusinsk Basin | Yury Esin - Academia.Edu
  12. Поляков А. В., Святко С. В. 2009-2019: новые данные по радиоуглеродной хронологии эпохи бронзы Минусинских котловин. (рус.) // Древности Восточной Европы, Центральной Азии и Южной Сибири в контексте связей и взаимодействий в евразийском культурном пространстве (новые данные и концепции): Материалы Международной конференции, 18–22 ноября 2019 г., Санкт-Петербург. Т. II. Связи, контакты и взаимодействия древних культур Северной Евразии и цивилизаций Востока в эпоху палеометалла (IV–I тыс. до н. э.). К 80-летию со дня рождения выдающегося археолога В. С. Бочкарёва. : статья в сборнике. — 2019. — Т. 2. — С. 18-20. Архивировано 9 октября 2021 года.
  13. Людмила Соколова (2009), Формирование Окуневского культурного комплекса Архивная копия от 18 декабря 2017 на Wayback Machine dissercat.com
  14. Поляков А. В. Обзор результатов начального этапа палеогенетических исследований населения эпохи бронзы Минусинских котловин (рус.) // Теория и практика археологических исследований. — 2019. — № 2 (26). — С. 91-108. Архивировано 31 января 2022 года.
  15. Громов А. А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997.
  16. 16,0 16,1 16,2 Martina Unterländer, Friso Palstra, Iosif Lazaridis, Aleksandr Pilipenko, Zuzana Hofmanová, Melanie Groß, Christian Sell, Jens Blöcher, Karola Kirsanow, Nadin Rohland, Benjamin Rieger, Elke Kaiser, Wolfram Schier, Dimitri Pozdniakov, Aleksandr Khokhlov, Myriam Georges, Sandra Wilde, Adam Powell, Evelyne Heyer, Mathias Currat, David Reich, Zainolla Samashev, Hermann Parzinger, Vyacheslav I. Molodin, Joachim Burger. Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe // Nature Communications. — 2017-03-03. — Т. 8. — С. 14615. — ISSN 2041-1723. — doi:10.1038/ncomms14615.
  17. Козинцев А. Г. О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейской проблемой) Архивная копия от 21 июня 2018 на Wayback Machine // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 4 (40). С. 134.
  18. Поляков А. В. Проблема сложения окуневской культуры в свете современных научных данных // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2020. № 1 (25). С. 3-6.
  19. 19,0 19,1 Peter de Barros Damgaard et al. The first horse herders and the impact of early Bronze Age steppe expansions into Asia Архивная копия от 12 июня 2021 на Wayback Machine, 29 Jun 2018
  20. Hollard C. Peuplement du sud de la Siberie et de l’Altai a l’age du Bronze: apport de la pfleogenetique Архивная копия от 25 декабря 2019 на Wayback Machine, 2014
  21. 21,0 21,1 Clémence Hollard, Vincent Zvénigorosky, Alexey Kovalev, Yurii Kiryushin, Alexey Tishkin. New genetic evidence of affinities and discontinuities between bronze age Siberian populations (англ.) // American Journal of Physical Anthropology. — 2018. — Vol. 167, iss. 1. — P. 97–107. — ISSN 1096-8644. — doi:10.1002/ajpa.23607. Архивировано 8 августа 2021 года.
  22. Q-Y2679 YTree. Дата обращения: 12 июня 2021. Архивировано 21 декабря 2020 года.
  23. A-a1b3 MTree. Дата обращения: 12 июня 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  24. Разнообразие вариантов митохондриальной ДНК у носителей окуневской культуры из могильника Сыда V (Минусинская котловина), 2022
  25. Афанасьевская и окуневская археологические культуры Южной Сибири генетически различны | Генофонд РФ (рус.) ?. Дата обращения: 21 декабря 2022.
  26. Qiaomei Fu, Cosimo Posth, Mateja Hajdinjak, Martin Petr, Swapan Mallick, Daniel Fernandes, Anja Furtwängler, Wolfgang Haak, Matthias Meyer, Alissa Mittnik, Birgit Nickel, Alexander Peltzer, Nadin Rohland, Viviane Slon, Sahra Talamo, Iosif Lazaridis, Mark Lipson, Iain Mathieson, Stephan Schiffels, Pontus Skoglund, Anatoly P. Derevianko, Nikolai Drozdov, Vyacheslav Slavinsky, Alexander Tsybankov, Renata Grifoni Cremonesi, Francesco Mallegni, Bernard Gély, Eligio Vacca, Manuel R. González Morales, Lawrence G. Straus, Christine Neugebauer-Maresch, Maria Teschler-Nicola, Silviu Constantin, Oana Teodora Moldovan, Stefano Benazzi, Marco Peresani, Donato Coppola, Martina Lari, Stefano Ricci, Annamaria Ronchitelli, Frédérique Valentin, Corinne Thevenet, Kurt Wehrberger, Dan Grigorescu, Hélène Rougier, Isabelle Crevecoeur, Damien Flas, Patrick Semal, Marcello A. Mannino, Christophe Cupillard, Hervé Bocherens, Nicholas J. Conard, Katerina Harvati, Vyacheslav Moiseyev, Dorothée G. Drucker, Jiří Svoboda, Michael P. Richards, David Caramelli, Ron Pinhasi, Janet Kelso, Nick Patterson, Johannes Krause, Svante Pääbo, David Reich. The genetic history of Ice Age Europe (англ.) // Nature. — 2016-06. — Vol. 534, iss. 7606. — P. 200–205. — ISSN 1476-4687. — doi:10.1038/nature17993.
  27. Allentoft M. E. et al. Population genomics of Bronze Age Eurasia. (англ.) // Europe PMC. — 2015. — doi:10.1038/nature14507. Архивировано 9 мая 2020 года.
  28. Коллекции Мартьяновского Музея. Дата обращения: 15 декабря 2022.
  29. Е. А. Миклашевич. Личины Моховского Лога и памятники окуневской культуры в горах Оглахты // Теория и практика археологических исследований. — 2022-04-02. — Т. 34, вып. 1. — С. 47–74. — ISSN 2712-8202. — doi:10.14258/tpai(2022)34(1).-03.
  30. Е. А. Миклашевич. NEW ROCK ART SITE AT THE RIVERSIDE CLIFFS IN THE OGLAKHTY MOUNTAINS (KHAKASIA) (англ.) // Теория и практика археологических исследований. — 2022-09-27. — Vol. 34, iss. 3. — P. 40–54. — ISSN 2712-8202. — doi:10.14258/tpai(2022)34(3).-03.
  31. Историко-архитектурный музей под открытым небом, Новосибирск. archaeology.nsc.ru. Дата обращения: 19 декабря 2022.
  32. Черепки от стенок окуневских сосудов, сплошь орнаментированные - Четыре пер. пол. I тыс. до н.э.. collections.hermitage.ru. Дата обращения: 19 декабря 2022.
  33. Alina Paranina. Reflection of Space-Time in Ancient Cultural Heritage of Urals // OALib. — 2016. — Т. 03, вып. 08. — С. 1–7. — ISSN 2333-9705 2333-9721, 2333-9705. — doi:10.4236/oalib.1102888.

Ссылки