Ода (балет)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ода
Ode
Композитор Н. Д. Набоков[1]
Автор либретто Б. Е. Кохно[1]
Источник сюжета «Вечернее размышление о Божием величестве» М. В. Ломоносова (1743)
Хореограф Л. Ф. Мясин[1]
Дирижёр-постановщик Р. Дезормьер[1]
Сценография П. Ф. Челищев
П. Шарбонье[1] (проекции)
Количество действий 2[1]
Первая постановка 6 июня 1928
Место первой постановки Театр Сары Бернар, Париж

«О́да» (фр. Ode) — балет в двух актах Леонида Мясина на музыку Николая Набокова по сценарию Бориса Кохно; первое серьёзное произведение композитора. В основе сценария лежит духовная ода Михаила Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743).

Оформление Павла Челищева и Пьера Шарбонье (проекции).

Премьера состоялась 6 июня 1928 года в исполнении Русского балета Дягилева в Париже на сцене Театра Сары Бернар.

Премьера

  • 1928, 6 июня — «Ода», представление в двух актах. Сценарий Б. Е. Кохно по оде М. В. Ломоносова. Музыка Н. Д. Набокова, хореография Л. Ф. Мясина, декорации и костюмы П. Ф. Челищева[2], освещение Пьера Шарбонье[3], дирижёр Р. Дезормьер, режиссер С. Л. Григорьев[1][4]
Роли и исполнители

С. Л. Григорьев указывал, что балет состоял из 2-х актов[1], у Лесли Нортон значится 1 акт[3], но встречаются данные о балете-оратории из 3-х актов[4].

В 1955 году Тамара Карсавина, описывая подготовку спектакля, отметила исключительную роль Дягилева в организации процесса: «Дягилев на первый взгляд, совершенно отстранился от участия в постановке. Однако она, великолепная во всех своих составных частях, проявляла печальные признаки того, что её тянут в разных направлениях. В ней было не больше координации, чем в оркестре без дирижёра. За пять дней до премьеры постановка всё ещё представляла собой бесформенную массу несогласованных между собой частей. Музыка, декорации и танец не связывались в одно целое. И в этот момент Дягилев взял на себя бразды правления. Он всех загнал, но больше всех себя самого. Высококомпетентный во всех вопросах искусства, он в последний час свёл воедино музыку, хореографию, освещение и даже руководил изготовлением костюмов. После дней и ночей лихорадочной работы, поощрения и тиранизирования занавес поднялся над удачным спектаклем»[11].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Григорьев, 1993, Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 332.
  2. Суриц, 2009, с. 413.
  3. 3,0 3,1 Norton, 2004, Ode, p. 118.
  4. 4,0 4,1 Ode.
  5. Norton, 2004, Ode, p. 119: «The Poet and the Light Fleck».
  6. Суриц, 2009, с. 285.
  7. Григорьев, 1993, Чистякова. Комментарий к стр. 197, с. 375.
  8. Norton, 2004, Ode, p. 119: «Belianina».
  9. Ode: «Ira Belianina».
  10. Norton, 2004, Ode, p. 119.
  11. Блудный сын Сергей Павлович Дягилев. СПб., 2009. С. 32—33.

Литература

Ссылки