Обращение (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

В теории музыки под обращением понимают результат выборочной звуковысотной инверсии по определённому правилу, различному для интервалов, аккордов и мелодий.

Обращение интервала

Обращение: три пары интервалов, где секунда переходит в септиму, терция — в сексту (№ 2), кварта — в квинту (№ 3)

В обращении интервала нижний тон исходного сдвинут на октаву вверх (или верхний — на октаву вниз). Исходный интервал и его обращение способны дополнять друг друга до октавы.

Обращения больших интервалов являются малыми интервалами, малых — большими, увеличенных — уменьшенными, уменьшенных — увеличенными. А чистые остаются чистыми.

Обращение аккорда

Первую систему аккордовых обращений составил Жан-Филипп Рамо в 1722 году.[1]

Обращения трезвучия

Основной вид, первое и второе обращения трезвучия До мажор (основной тон выделен красным)
Играть основной вид 
Играть первое обращение 
Играть второе обращение 

Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного вида трезвучия. Их различают три:

  1. основной (иногда обозначают 5
    3
    ) — трезвучие с основным тоном в нижнем голосе.
  2. секстаккорд (или первое обращение трезвучия, обозначают 6
    ) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе.[2]
  3. квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия, обозначают 6
    4
    ) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе и квартой в основании.[2]

В основном виде трезвучия интервалом между крайними звуками выступает квинта, а в секстаккордах и квартсекстаккордах — секста.

Обращение мелодии

В обращении мелодии все шаги меняют направление: шаг на интервал вверх (вниз) заменяется шагом на интервал вниз (вверх); например, вместо шага на терцию вверх выполняется шаг на терцию вниз, вместо квинты вниз — квинта вверх и так далее. Это нередко применяется в фугах и фугообразных жигах.

Примечания

  1. Аккорд. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. — Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом. Дата обращения: 9 мая 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
  2. 2,0 2,1 Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев. Аккорд, трезвучие, виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращения трезвучий.. 7not.ru. Дата обращения: 9 мая 2010. Архивировано 3 сентября 2011 года.
  3. Schuijer, Michiel. Analyzing Atonal Music. 2008. ISBN 978-1-58046-270-9. С.66.

Литература