Обращение (музыка)
В теории музыки под обращением понимают результат выборочной звуковысотной инверсии по определённому правилу, различному для интервалов, аккордов и мелодий.
Обращение интервала
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
В обращении интервала нижний тон исходного сдвинут на октаву вверх (или верхний — на октаву вниз). Исходный интервал и его обращение способны дополнять друг друга до октавы.
Обращения больших интервалов являются малыми интервалами, малых — большими, увеличенных — уменьшенными, уменьшенных — увеличенными. А чистые остаются чистыми.
Обращение аккорда
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Первую систему аккордовых обращений составил Жан-Филипп Рамо в 1722 году.[1]
Обращения трезвучия
Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного вида трезвучия. Их различают три:
- основной (иногда обозначают 5
3) — трезвучие с основным тоном в нижнем голосе. - секстаккорд (или первое обращение трезвучия, обозначают 6
) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе.[2] - квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия, обозначают 6
4) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе и квартой в основании.[2]
В основном виде трезвучия интервалом между крайними звуками выступает квинта, а в секстаккордах и квартсекстаккордах — секста.
Обращение мелодии
В обращении мелодии все шаги меняют направление: шаг на интервал вверх (вниз) заменяется шагом на интервал вниз (вверх); например, вместо шага на терцию вверх выполняется шаг на терцию вниз, вместо квинты вниз — квинта вверх и так далее. Это нередко применяется в фугах и фугообразных жигах.
Примечания
- ↑ Аккорд . Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. — Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом. Дата обращения: 9 мая 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ 2,0 2,1 Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев. Аккорд, трезвучие, виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращения трезвучий. . 7not.ru. Дата обращения: 9 мая 2010. Архивировано 3 сентября 2011 года.
- ↑ Schuijer, Michiel. Analyzing Atonal Music. 2008. ISBN 978-1-58046-270-9. С.66.
Литература
- Обращение аккорда. Обращение интервала. Обращение темы // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 1073—1075. — 1104 с.