Оборона Лиепаи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Оборона Лиепаи
Основной конфликт: Прибалтийская стратегическая оборонительная операция, Великая Отечественная война
Оборона Лиепаи.jpg
Дата 22 — 29 июня 1941
Место Латвийская ССР, СССР
Причина Вероломное нападение нацистской Германии на СССР
Итог Победа нацистских сил
Противники

Флаг СССР СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Третий рейх

Командующие

Флаг СССР Н. А. Дедаев
Флаг СССР М. С. Клевенский Флаг СССР М.Я.Бука

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Курт Херцог

Потери

неизвестно

1413 человек, в том числе 445 человек убитыми и 106 пропавшими без вести в 291 пд, 196 человек (53 человека убитыми и пропавшими без вести в морском ударном батальоне и батальоне Биглера, 1 бронепоезд, 3 бомбардировщика Ju-88

Оборона Лиепаи 22 июня — 29 июня 1941 года — оборона города Лиепая (Либава) советскими войсками и рабочими отрядами, противостоявшими частям вермахта в Великой Отечественной войне и сумевшим продержаться на позициях пять дней, сорвав планы гитлеровцев и нанеся им значительный урон.

Историк войны А.В. Исаев считает сражение под Лиепаей подвигом, равнозначным обороне Брестской крепости: немецкое командование рассчитывало взять город не позднее 24 июня, а он продержался до 29 июня, при этом обороняющиеся нанесли наступающим серьёзные потери[1][2].

Силы сторон

Немецкие силы

22 июня 1941 года в направлении на город Лиепаю Латвийской ССР начала наступление немецкая 291-я пехотная дивизия (командир генерал-майор Курт Херцог), которая включала в себя 504-й, 505-й и 506-й пехотные полки. Дивизии были приданы два батальона морской пехоты, артиллерия и авиация[3], бронепоезд из состава 18-й немецкой армии генерал-полковника Георга фон Кюхлера группы армий «Север». Всего в сражении за Лиепаю участвовало около 20000 военнослужащих.

Задачей дивизии, которая в немецких документах преподносилась как одна из самых могучих, было очистить западную часть Латвии и выдвинуться на поддержку других подразделений вермахта. Однако в боях она себя проявила весьма средне[4].

В качестве слабых сторон немецкой группировки можно отметить, что подразделения мотоциклистов и велосипедистов не имели автоматического оружия, действовали при поддержке лишь бронетранспортёров и миномётов. Подразделениям морской пехоты не хватало тяжёлого вооружения, доставка которого задерживалась настолько, что приходилось использовать захваченное трофейное оружие. На 22 июня 291-ю пехотную дивизию поддерживало лишь 9 (возможно, чуть больше) бомбардировщиков Ю-88, однако они совершали свои вылеты с педантичной регулярностью. В первые дни войны на этом участке фронта истребители и фронтовые бомбардировщики не были выделены вовсе, и если и появлялись, то действовали спорадически и без согласования[4].

Советские силы

К началу войны в Лиепае базировалась Либавская военно-морская база Балтийского флота (командир базы капитан 1-го ранга М. С. Клевенский, около 4000 человек личного состава) в составе которой находились:

  • отдельный отряд торпедных катеров (ТКА-17, ТКА-27, ТКА-37, ТКА-47, ТКА-67);
  • отряд катеров охраны рейда (4 катера);
  • 4-й дивизион пограничных судов (9 катеров);
  • 23-я береговая батарея 130-мм орудий (командир — ст. лейтенант С. Е. Гордейчук)[5];
  • 27-я береговая батарея 130-мм орудий (командир — ст. лейтенант М. Н. Савин)[5];
  • 18-я отдельная железнодорожная батарея 180-мм орудий (командир — капитан В. П. Лисицкий, четыре орудия)[5];
  • 43-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (командир — майор В. Х. Русских)[5];
  • 84-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (командир — ст. лейтенант В. С. Сорока)[5];
  • 32-й отдельный местный стрелковый батальон[5];
  • мелкие подразделения ПВО и связи;
  • военно-морской госпиталь.
  • 43-я отдельная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского флота

В Лиепае базировались эсминец «Ленин» и 1-я бригада подводных лодок (до 15 единиц, проходившие капитальный ремонт[5]).

В городе и соседних городах дислоцировалась также советская 67-я стрелковая дивизия (командир — генерал-майор Н. А. Дедаев) в составе 56-го, 114-го и 81-го стрелковых полков, 94-го артиллерийского и 242-го гаубичного полков, отдельных противотанковых и зенитно-артиллерийского дивизионов, разведывательного, саперного и автомобильного батальонов. В дивизии наблюдался серьёзный некомплект технического снаряжения и человеческого ресурса. Более того, дивизия была рассредоточена: 114-й стрелковый полк с артиллерийским дивизионом дислоцировался в Вентспилсе, зенитный дивизион убыл на полигон под Ригой. В целом, по состоянию на 22 июня 1941 года, в дивизии имелось 5300 человек личного состава[6].

В окрестностях базировались 148-й истребительный авиационный полк ВВС Прибалтийского Особого военного округа (входил в состав 6-й сад), к 22 июня 1941 года имел на вооружении 69 самолетов И-153 (в том числе 14 неисправных))[7] и 43-я отдельная морская ближнеразведывательная эскадрилья (13 самолётов МБР-2). В Лиепае также размещались военно-морское училище противовоздушной обороны (начальник генерал-майор И. А. Благовещенский)[8]. Всего в обороне города приняло участие около 10—11 тысяч человек личного состава РККА и РККФ.

Предвоенная обстановка

В июне 1941 года обстановка в окрестностях Лиепаи накалялась: над военным городком и портом появлялись самолеты фашистской Германии, пограничники неоднократно задерживали «заблудившиеся» в наших водах немецкие катера, разведка обнаруживала подозрительные корабли без опознавательных знаков[9].

Бывший нарком ВМФ СССР, Герой Советского Союза Н.Г. Кузнецов в своей книге «На флотах боевая тревога» вспоминал, что Балтийский флот уже с 19 июня находился в готовности номер два. Действия немецкого флота против нашего были зафиксированы за несколько дней до войны, фашистские подлодки дежурили у наших берегов за два дня, а 21 июня немецкие и финские корабли начали ставить мины на вероятных путях движения советских кораблей в устье Финского залива. В 23 часа 35 минут 21 июня командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц получил устный приказ командования «перейти на готовность номер один и в случае нападения применить оружие»[10].

События 22 июня

Отчет участника обороны Иманта Судмалиса, 1943 год

В 3 часа 55 минут 22 июня состоялся первый авианалёт люфтваффе на Лиепаю. Бомбы были сброшены на военно-морскую базу, стоянки кораблей, а также аэродром. Объекты флота были прикрыты зенитными артдивизионами и пострадали немного[5], на аэродроме бомбовым ударом немецких Ju-88 были уничтожены 8 истребителей 148-го истребительного полка[11]. Благодаря тому, что Н.А. Дедаев, получив приказ о готовности номер один, приказал вывести личный состав из казарм и рассредоточить часть в 15-25 километрах от города, при при своем первом налёте на город и порт 22 июня 1941 года фашистская авиация бомбила пустые казармы[9].

Всего в первый день войны немецкая авиация совершила 15 авианалётов на Лиепаю, военно-морскую базу и аэродром[5], в которых участвовало до 135 самолётов (3 из них были сбиты)[12].

В 4 часа утра к югу от Лиепаи немецкими войсками был нанесён артиллерийский удар со стороны Мемеля, после чего они с боем перешли государственную границу. Началась Великая Отечественная война.

Части 10-й стрелковой дивизии РККА, располагавшиеся вблизи от границы, подверглись артобстрелу, основная сила которого пришлась на район Кретинги, где располагались соединения 62-го стрелкового полка. Между Кретингой и Палангой прорвались мобильные части немецких войск, продвигавшиеся в направлении Руцавы. Подразделения 10-й стрелковой дивизии вынуждены были прорываться из окружения и начали отход к Елгаве.

Путь на Лиепаю противнику оказался открыт, тем не менее немецкая 291-я дивизия им не воспользовалась, сосредоточив свои силы в районе Гробини, где попала под сильный артиллерийский огонь[4].

В оперативном отношении, 67-я стрелковая дивизия была подчинена командующему 27-й армии Северо-Западного фронта, а Либавская ВМБ находилась в подчинении командующего Балтийским флотом, единого командующего обороной города назначено не было. Поэтому командование всеми армейскими подразделениями, пограничниками и рабочими отрядами принял на себя Н. А. Дедаев, на М. С. Клевенского были возложены задачи обороны военно-морской базы и города с моря[5].

Командование 67-й стрелковой дивизии и военно-морских сил базы начало развёртывание боевых подразделений, город стали спешно готовить к круговой обороне, по решению генерала Дедаева были созданы три боевых участка, которые следовало подготовить в инженерном отношении, пока части 67-й дивизии будут сдерживать наступление немецких войск. Из экипажей ремонтировавшихся судов и береговых подразделений началось формирование отрядов морской пехоты[5], было создано 2 отряда и несколько отдельных рот общей численностью до 3 000 человек[13].

  • северный боевой участок занял флотский стрелковый батальон (командир — капитан Пышкин)[5];
  • восточный боевой участок занял батальон курсантов военно-морского училища (командир — полковник Томилин) и подразделения 56-го стрелкового полка РККА, артиллерийскую поддержку которым обеспечивали батареи 94-го лёгкого артполка, 27-я батарея 130-мм орудий, 841-я и 503-я зенитные батареи[5];
  • южный боевой участок заняли отряды из береговой базы подводных лодок и полуэкипажа, которые поддерживала 180-мм батарея и 502-я зенитная батарея[5].

Для предотвращения нападения со стороны Балтийского моря были высланы в дозор четыре подводные лодки (Л-3, М-79, М-81 и М-83 под общим командованием капитана 3 ранга А. К. Аверочкина). Следом за подлодками в разведку отправились торпедные катера под командованием капитан-лейтенанта С. Осипова. Вышел из гавани и базовый тральщик «Фугас», который в течение 22-23 июня установил в 10 километрах от суши 206[14] якорных мин[5].

Уже после падения обороны города на выставленных минах подорвались два немецких корабля:

  • 2 июля 1941 года — тральщик М-3134;
  • 10 июля 1941 года — охотник за подводными лодками UJ-113.

В полдень 22 июня 1941 года командующий Балтфлотом В. Ф. Трибуц отдал приказ вывести из Лиепаи в Вентспилс и Усть-Двинск «всё, что не было связано с обороной базы и имело возможность двигаться». В результате атаки немецких торпедных катеров была уничтожена подлодка С-3 (которая не могла по техническому состоянию погружаться под воду и шла в надводном положении), но танкер «Железнодорожник» и подлодки «С-9», «М-77», «Лембит» и «Калев» успешно прибыли в Рижский залив[5].

Незадолго до подхода немецких войск из Лиепаи успели отправить по железной дороге эшелон с семьями военнослужащих и 180-мм железнодорожную батарею[5].

Вечером 22 июня первые немецкие части достигли у Руцавы внешнего обвода обороны Лиепаи по реке Барта, в 17 км южнее города. Там вели бой части 12-го пограничного отряда, разведывательный батальон 67-й стрелковой дивизии и 281-й стрелковый полк (неполного состава) с двумя артиллерийскими дивизионами[5]. С этого момента ведётся отсчёт героической обороны Лиепаи.

За первый день войны лётчики 148-го иап совершили 162 вылета. К исходу 22 июня командир 6-й сад, ввиду приближения противника к городу, приказал вывести из-под удара 148-й иап и перебазировать его на ночь в Ригу, чтобы на следующий день использовать Лиепайский аэродром в качестве оперативного. Встречать и готовить самолёты к вылету должен был специально оставленный технический состав 101-го батальона аэродромного обслуживания (бао) 119-й авиабазы. К вечеру на аэродром в Риге перелетело 27 самолётов[15].

События 23 июня

В течение первого дня войны, несмотря на бомбардировки, в порту города под руководством начальника порта Г. П. Балквадзе продолжались погрузочные работы. В результате, ранним утром 23 июня из Лиепаи на Виндаву вышли пароходы Латвийского пароходства «Кандава», «Мееро», «Payна» и ещё пять судов, на которые по приказу штаба обороны города погрузили население. На исходе дня под обстрелом немецкой артиллерии из порта прорвались ещё два корабля торгового флота — транспорты «Амга» и «Майя»[16].

Атака немецких войск со стороны Барты

Утром 23 июня соединения немецких войск решили начать атаку на город с южной стороны вдоль побережья Балтийского моря, однако эта попытка закончилась неудачей, так как артиллеристы 67-й стрелковой дивизии и дальнобойных орудий 27-й батареи береговой обороны флота открыли интенсивный огонь по нападавшим и отбили их на исходные позиции. Отказавшись от последующих попыток прорвать линию обороны у Бернаты в районе устья реки Барта, немцы предприняли новую попытку прорваться к городу в юго-восточном направлении. Главные силы немцев — 504-й и 505-й полки — начали движение в направлении Приекуле. Этот небольшой населённый пункт, находившийся на направлении к Гробине, был взят немецкими частями во второй половине дня 23 июня. Тем самым город был полностью окружён. Начался его непрерывный артиллерийский обстрел. Воздушные бомбардировки практически не прекращались.

После захвата Приекуле и угрозы прорыва к Лиепае со стороны Гробини секретарь Лиепайского горкома Компартии Латвии Микелис Бука издал распоряжение о привлечении рабочих отрядов к участию в обороне города[17]. Первый рабочий батальон был создан на судоремонтном заводе «Тосмаре», в него записались 450 человек, командиром стал коммунист А. Петерсон. На заводе «Сарканайс металургс» сформирован отряд из 250 человек, во главе с руководителем парторганизации Муцениексом. Также были организованы отряды из рабочих и служащих порта, железнодорожной станции, лесопилки, отряд партийно-советского актива во главе с руководителем квартирного отдела горисполкома Дундуром[18].

23 июня был создан штаб МПВО, который возглавил председатель горисполкома Василий Билевич. В обязанности штаба МПВО входило сооружение траншей для укрытия жителей во время бомбардировок, организация поставок продовольствия и вооружения автотранспортом, перевозка пострадавших, обучение рабочих заводских предприятий и жителей нормам санитарной и противопожарной охраны.

Для действий на наиболее ответственных участках штаб обороны города создал ударный комсомольско-молодёжный отряд из активистов Осоавиахима и комсомольцев под командованием Иманта Судмалиса, его заместителями являлись секретарь горкома комсомола Борис Пелненc и работник уездного комитета комсомола Янис Янушка[5][18].

Заведующая городским Дворцом пионеров Лина Янсоне взяла на себя обязанность по созданию санитарного отделения Лиепаи и обеспечила его лекарственными средствами.

Рабочие батальоны начали занимать позиции на северной окраине города:

  • рабочий батальон судоремонтного завода «Тосмаре» занял позиции у фортов и вдоль канала[17];
  • рабочий батальон завода «Сарканайс металургс» занял позиции в районе рощи[17];
  • отряд партийно-советского актива и отряд И. Судмалиса (70 бойцов отряда и 10 литовских комсомольцев, прибывших из Палангского пионерского лагеря) заняли позиции от шоссе до Лиепайского озера[17];
  • отдельные группы ополченцев заняли оборону вдоль берега Лиепайского озера с целью воспрепятствовать возможному немецкому десанту[17];

Под вечер 23 июня немецкие мотоциклетные части начали подготовку прорыва к Лиепае с востока. Им удалось прорваться к городским окраинам, однако защитники города сумели отбить захваченный участок территории. Упорные бои между стрелковыми подразделениями и немцами разгорелись на южном участке у реки Барты.

В ночь с 23 на 24 июня 1941 года две 130-мм батареи береговой обороны уничтожили артиллерийские батареи противника, развёрнутые в районе Гробини, на Батском аэродроме и на шкедском направлении[11].

Из-за постоянно изменяющейся ситуации было сложно уследить за перемещениями вражеских боевых группировок, поэтому очень часто соединения защитников сталкивались с информационным вакуумом или получали непредумышленно недостоверные сведения о ходе боевых действий и перемещении вражеских группировок.

Военные действия 24 и 25 июня

Ранним утром 24 июня немецкая авиация вновь бомбардировала порт и военную гавань. С востока к городу подходили авангардные части немецких войск, их передовым подвижным подразделениям удалось захватить Лиепайские железнодорожные мастерские и окружить завод «Тосмаре». В связи с нехваткой времени на строительство укреплений этот участок обороны был самым слабым звеном в системе обороны города.

24 июня в гавань Лиепаи вернулась подлодка М-83, которая вела огонь из артиллерийского орудия по немецким частям, прорвавшимся к заводу «Тосмаре» до тех пор, пока не израсходовала все снаряды[5].

Уже под конец дня 24 июня защитники города предприняли контратаку, в результате которой передовые части гитлеровцев были отброшены к Ильгскому лесу, что позволило получить важную передышку. После того, как это наступление врага было остановлено, защитные отряды обосновались в старых фортах, которые перестали использоваться по назначению ещё до Первой мировой войны. Защитники смогли насыпать около них земляные валы. В этих фортах создали временную базу воины морских сил, части 56-го и 281-го стрелковых полков, подразделения пограничников и сформированные в предыдущий день оборонительные отряды лиепайских рабочих. Прикрытием обороняющимся служили батареи береговой обороны и зенитные установки, а также два дивизиона 94-го лёгкого и 242-го гаубичного артиллерийского полков 67-й стрелковой дивизии.

Днём 24 июня по приказу генерала Н. А. Дедаева была предпринята сильная контратака на Гробиню. Советским воинам и морякам удалось ворваться в нее, но продвинуться далее они не смогли. До вечера в Гробине шли ожесточённые уличные бои, после чего атакующие отошли на исходный рубеж.

В этот же день советская артиллерия произвела огневой налёт на железнодорожный разъезд Крустоюмс, где находился бронепоезд противника, и вывела его из строя[11].

Боевые действия 26 июня

Прорыв

26 июня 1941 года оборонявшимся было приказано выводить части из окружения. Было решено идти на прорыв двумя колоннами, на северном и восточном участках обороны.

  • на северном участке под командованием майора Кожевникова на прорыв по прибрежной дороге в сторону Шкеде в 10 часов утра 27 июня пошли в атаку подразделения 56-го стрелкового полка, 32-го местного стрелкового батальона, боевой расчёт 84-го зенитного артдивизиона и 23-й береговой батареи. В составе колонны двигались автомашины с ранеными. Советские войска сумели прорвать немецкие позиции, но затем попали под артиллерийско-миномётный обстрел и бомбардировки немецкой авиации[5].
  • на восточном участке под командованием полковника Бобовича на прорыв пошли силы, оборонявшие восточный и южный боевые участки, командование 67-й стрелковой дивизии и части Либавской ВМБ[19].
  • командование Либавской военно-морской базы предприняло попытку прорыва в Вентспилс на двух торпедных катерах (17, 47), но на переходе между Лиепаей и маяком Ужава они были атакованы немецкими катерами. В районе маяка Ужава советские корабли встретились с 6 большими торпедными катерами противника[20] Благодаря успешному маневрированию, советский торпедный катер ТКА № 47 увлёк за собой большую часть немецких катеров. Получив несколько прямых попаданий, он, всё же оторвался от преследования, но затем потерял ход. Соорудив из бензобаков катера плот, советские моряки высадились на берег в районе Вентспилса, где были пленены. Катер 47 погиб в бою, но катер 17 добрался до Рижского залива[5].

Последними, взорвав за собой мосты, отступали пограничники, бойцы рабочих отрядов, расчёт 27-й береговой батареи и противотанковая батарея[5].

К концу дня 27 июня значительная часть отступавших (в том числе М. Бука, Я. Зарс, командир 67-й стрелковой дивизии полковник Бобович, заменивший убитого 25 июня Дедаева, командир батальона курсантов училища ПВО полковник А. А. Томилов) погибли. Часть военнослужащих покинула шоссе и продолжили движение к линии фронта в составе малых групп или поодиночке. Другая часть отступивших соединилась с подразделениями 114-го стрелкового полка (отступавшего из Вентспилса) и предприняла прорыв на восток, в район Тукумса, для соединения с частями 8-й армии.

В дальнейшем часть защитников Лиепаи участвовала в обороне Риги.

Потопление санитарного судна «Виениба»

В госпитале Лиепаи находилось более 2000 раненых. Часть их и семьи военнослужащих эвакуировали на санитарном судне «Виениба» («Единство»). На транспорте имелись знаки Международного Красного Креста и был поднят флаг Красного Креста, на борту могло находиться, исходя из его тоннажа, до 350 человек[21]. На рассвете 27 июня судно вышло из Лиепаи[22] в сопровождении трёх торпедных катеров (27, 37 и 67)[23]. Судно «Виениба» было атаковано примерно в 10 милях от Лиепаи[24] двумя немецкими самолётами[25], проигнорировавшими чётко видимые при ясной погоде знаки Красного креста. Судно было повреждено и затонуло[26], бросившихся в море с тонувшего корабля людей немецкие лётчики расстреливали из пулемётов. В результате погибли сотни раненых, гражданских лиц (в том числе женщин и детей), медперсонала. Спаслось, по разным источникам, от 13[16] до 25 человек. Торпедный катер ТКА № 27 (командир А. С. Сафонов) также погиб во время этой бомбёжки[27][28].

О гибели корабля с сотнями раненых красноармейцев писала и местная нацистская пресса[29].

Современные латышские историки высказывают мнение, что «Виениба» вовсе не стала жертвой варварской бомбардировки, а в ветреную погоду «наскочила на мель, получила пробоину и затонула»[22].

Последние сражения 28 — 29 июня

На следующее утро немецкие подразделения начали наступление на позиции обороняющихся. Завязались ожесточённые уличные бои, немецкая артиллерия наносила массированные удары по домам, превращая улицы в руины. Оборонительные отряды, оставшиеся в городе, держали оборону у парка Райниса и в новозаселённых на тот момент районах северо-восточного предместья, а в окрестностях военной гавани оборону держали моряки.

В первой половине дня 28 июня по немецким подразделениям здесь был нанесён такой ощутимый удар, что, по признанию самих командиров вермахта, некоторые отряды морских пехотинцев «не могли уже вновь быть введены в бой». Под вечер бои переместились в район южнее так называемой Новой Лиепаи к каналу у торгового порта, который отделял район новостроек от старой части города. Мосты над каналом не могли быть уничтожены, так как обороняющиеся истратили все запасы взрывчатки. Поэтому подразделения обороняли старую часть города от вторжения немецких формирований всей живой силой, в том числе ночью и утром 29 июня.

В это время немцы предприняли попытку агитировать обороняющихся, и к берегу канала прибыл бронетранспортёр с репродуктором — немцы предлагали сдать город без лишних жертв и избежать неприятных последствий и грандиозных мучений. Брошенной гранатой бронетранспортёр был серьёзно поврежден, и пропаганда не возымела должного эффекта. Среди стойко оборонявшихся в период 28-29 июня можно назвать имена заводских рабочих А. Мурниекса, Эглитиса, отца и сына Укстиньшей, Дрейфелда, Эдольфа, А. Розенталя, Копштанса.

Последним защитникам Лиепаи под огнём противника удалось вырваться в южном направлении. Одна оборонительная группа сравнительно благополучно достигла границы с Литвой 28 июня (ей командовали А. Дундурс и капитан Соловьёв), а ряд других соединений прорывались с 27 по 29 июня в разных направлениях, но на пути отступления им удавалось нейтрализовывать литовские военизированные формирования и разобщённые части соединений вермахта. Одна из групп временно отбила у вермахта литовский город Скуодас.

Вечером 29 июня город был захвачен полностью. Существуют многочисленные свидетельства очевидцев, некоторые из непосредственных участников боевых действий оставили подробные описания кровавых расправ над населением города[источник не указан 1215 дней]. Погибли также некоторые руководители городской обороны — например, руководитель отряда рабочих предприятия «Тосмаре» Артур Петерсон, который был схвачен на пути к линии фронта.

Потери

Советский историк, доктор исторических наук В. И. Савченко на основании документов о захоронении немецких солдат центрального кладбища Лиепаи определил потери в ходе боев за Лиепаю 10-й немецкой дивизии — более, чем 2 тысячи убитыми и ранеными[30].

Память, отражение в культуре и искусстве

Почтовая марка СССР 1971 года. Памятник защитникам Лиепаи
Памятная стена защитникам г. Лиепая

Примечания

  1. Исаев, Алексей Валерьевич. Приграничное сражение 1941. Первая битва Великой Отечественной. — Москва: Яуза, 2020. — С. 7. — 704 с. — ISBN 978-5-00155-129-4.
  2. Егор Яковлев. Алексей Исаев про подвиги РККА и немецкие архивы. Цифровая история. Пучков, Дмитрий Юрьевич (9 мая 2018). Дата обращения: 20 февраля 2021. Архивировано 15 июня 2021 года.
  3. 50 лет Вооружённых сил СССР. — М.: Воениздат, 1968. — С. 257.
  4. 4,0 4,1 4,2 Juris Pavlovičs. Особенности смены оккупационной власти в Лиепае и её ближайших окрестностях (латыш.) = Okupācijas varu maiņas īpatnības Liepājā un tās tuvākajā apkārtnē // Latvija nacistiskās Vācijas okupācijas varā 1941-1945. Сборник трудов Комиссии историков при президенте ЛР. — Latvijas vēstures institūta apgāds, 2007. — S. 11. — L. 110. Архивировано 5 марта 2016 года.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 5,21 5,22 В. Ф. Трибуц. Балтийцы сражаются. — М.: Воениздат, 1985. — С. 23-28.
  6. Лиепая // Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 4. М., Воениздат, 1977. стр.644
  7. Авиаторы Второй Мировой/148-й истребительный Режицкий авиационный полк. Дата обращения: 6 сентября 2015. Архивировано 29 сентября 2015 года.
  8. Н. Г. Кузнецов. Курсом к победе. — М.: Воениздат, 1987. — С. 11.
  9. 9,0 9,1 Колегов Антон Леонидович, Баландин Алексей Александрович. ГЕРОИ ЛИЕПАИ (ЛИБАВЫ) (ПОСВЯЩАЕТСЯ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.) // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3 (47). — ISSN 2542-0291.
  10. Кузнецов, Н.Г. На флотах боевая тревога / Н.Г. Кузнецов. - Москва : Воениздат, 1971. - 320 с. - с. 12-13.
  11. 11,0 11,1 11,2 Орлов В. А. Моряки в обороне Либавы. // Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа, 1941—1945 гг. В 4-х кн. Кн. 1. Оборона Прибалтики и Ленинграда. — М.: Наука, 1990. — С. 56—67. — ISBN 5-02-007238-9
  12. Героическая оборона Лиепаи (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 15 мая 2013 года.
  13. Белоус Н. Действия морской пехоты в первом периоде войны. // Военно-исторический журнал. — 1976. — № 11. — С. 31.
  14. Гречанюк Н. М., Дмитриев В. И., Корниенко А. И. и др. Дважды Краснознамённый Балтийский флот. 3-е изд., испр. и доп. / Ред. Н. А. Ступников. — М.: Воениздат, 1990. — ISBN 5-203-00245-2
  15. Булдыгин С. Б. Оборона Лиепаи. — СПб.: Гангут, 2012. — С. 24. — ISBN 978-5-904180-46-1
  16. 16,0 16,1 Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1989. — ISBN 5-203-00312-2
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 П. В. Добров, А. Д. Колесник, Г. А. Куманев, Е. Я. Пашко. Народное ополчение защищает Родину. М., «Наука», 1990. стр.44-48
  18. 18,0 18,1 XI nodaļa. Latvijas PSR Padomju Savienības Lielā Tevijas kara laikā/ Латвийская ССР в годы Великой Отечественной войны Советского Союза // Latvijas PSR vēsture (латыш.) / K.Strazdiņš, академик. — Рига: Latvijas PSR zinātņu akadēmijas izdevniecība, 1959. — Т. III. — С. 419—421. — 664 с.
  19. Трибуц В. Ф. Балтийцы сражаются. — М.: Воениздат, 1985. — С. 23-28.
  20. Великая Отечественная — под водой. Оборона Либавы (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 октября 2014. Архивировано 21 октября 2014 года.
  21. L. Ūdriņa. «Vienības» pēdējais reiss. Последний райс "Виенибы" (латыш.). Периодика ЛНБ. Komunists (Liepāja), Nr.123 (26 июня 1975).
  22. 22,0 22,1 Rihards Rubīns. Kara sākums. Sestā Diena. Der Rote Strasse. Kurzemes-vards.lv. Дата обращения: 12 января 2013. Архивировано 21 января 2013 года.  (латыш.)
  23. Бушуев В. А. Торпедные катера в боях за Прибалтику. — Таллин, 1989. — С. 16, 17. — ISBN 5-450-00028-6
  24. «Он был солдатом». Архивная копия от 17 октября 2014 на Wayback Machine — Лиепая, 2009.
  25. Савченко В. И. Семь огненных дней Лиепаи. Архивная копия от 17 октября 2014 на Wayback Machine — Рига: Зинатне, 1985.
  26. «Виениба» (Vienība) Архивная копия от 31 марта 2014 на Wayback Machine // интернет-сайт «Морская энциклопедия»
  27. Исаев А. Иной 1941-й. От границы до Ленинграда. Архивная копия от 20 октября 2014 на Wayback Machine — М., 2011.
  28. Героическая оборона Лиепаи, 22-27.06.1941. // Морские памятные даты. — М.: Воениздат, 1987.
  29. V.B. Latviešu jūrnieki atgriežas no atbrīvotās Igaunijas (латыш.) // Tēvija. — 1941. — Num. 58. — L. 3.
  30. Савченко В. И. Семь огненных дней Лиепаи Архивная копия от 9 июля 2021 на Wayback Machine. — Рига: Зинатне, 1985.
  31. 31,0 31,1 Лиепая // Великая Отечественная война, 1941—1945 / редколл., гл. ред. М. М. Козлов. М., «Советская энциклопедия», 1985. стр.409
  32. В Лиепае под одобрительные возгласы латышей снесли памятник защитникам города
  33. Лиепая // Советский Энциклопедический Словарь / редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.710

Литература

  • И. Пинксис, Г. Фрейберг, В. Леинь. Революционная Лиепая. — Рига, 1956.
  • А. Ф. Лось, Р. А. Белевитнев. Защитники Лиепаи. — Рига: Латгосиздат, 1963.
  •  Белевитнев Р. А., Лось А. Ф. Крепость без фортов. — М., Воениздат, 1966.
  • В июне сорок первого… — Рига: Авотс, 1986. — 306 с.
  • Орлов В. А. Моряки в обороне Лиепаи (июнь 1941 г.) // Краснознамённый Балтийский флот в битве за Ленинград. — М.: «Наука», 1973. — С.21-33.
  • Хлебников Н. М. Под грохот сотен батарей. — М.: Воениздат, 1974.
  •  Савченко В. И. Героическая оборона Лиепаи. // «Вопросы истории». — 1981. — № 6.
  • В. Ф. Трибуц. Балтийцы сражаются. — М.: Воениздат, 1985. — С. 24—36.
  •  Савченко В. И. Семь огненных дней Лиепаи, 23-29 июня 1941. — Рига: «Зинатне», 1985. — 278 с.
  • Булдыгин С. Б. Оборона Лиепаи. — СПб.: Гангут, 2012. — 148 с.
  • Поляков Г. Слава и боль Либавы. // Морской сборник. — 1991. — № 6. — С.28—31.

Ссылки