Оболенский, Леонид Егорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леонид Егорович Оболенский
Род деятельности поэт, прозаик, философ, публицист, издатель

Леони́д Его́рович Оболе́нский (18451906) — русский писатель, поэт, философ и публицист, критик, издатель.

Биография

Родился 9 (21) марта 1845 года[1] в Малоархангельске Орловской губернии. Учился в Орловской гимназии, из которой перешёл в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским. С 1862 года Оболенский слушал лекции в Санкт-Петербургском университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, а затем в Московском университете — по юридическим наукам и по философии.

В 1866 году с целью ближе стать к народу, Оболенский поступил на службу секретарём Калужской земской управы, но через 3 месяца, из-за близости к некоторым каракозовцам был арестован; полгода провёл в Петропавловской крепости. Затем был выслан в Буй под надзор полиции, затем переехал в Варнавин. В 1870 году, после смерти отца, получил разрешение вернуться в Орёл, где занимался адвокатурой, по-прежнему под полицейским надзором.

В 1878 году добился разрешения поселиться в Петербурге, где совместно с профессором Н. П. Вагнером основал журнал «Свет», переименованного в 1881 году в «Мысль». В 1883 году Леонид Оболенский приобрёл в собственность журнал «Русское Богатство» и издавал его до 1891 года. С середины 1880-х годов он сблизился с Львом Толстым, впоследствии много с ним полемизировал. В журналах Оболенского беллетристика занимала сравнительно мало места; зато научный и особенно философский отдел давали читателю много живого материала. Самому издателю принадлежало большое число статей разнородного содержания, а также повестей и рассказов.

Позже сотрудничал в «Новостях», «Одесском Листке» и «Новом слове» (ред. С. Н. Кривенко), а также занимался редактированием целого ряда сочинений по философии: Фулье, Селди, Кирхмана, Маудсли, Тарда, Гефдинга.

В 1900-х годах Оболенский работал в газетах «Россия», «Бессарабская жизнь», «Приднепровский край».

Умер в Санкт-Петербурге 21 сентября (4 октября1906 года. Похоронен на Волковском православном кладбище[1].

Поэзия Оболенского

Первые стихи он опубликовал ещё в гимназические годы, но началом своей литературной деятельности считал 1868 год. В 1866 году опубликовал свои стихотворения в «Деле». Свою поэзию собрал в сборнике «Стихотворения (1868—1878) (СПб., 1878)»; второй том вышел в 1887 году — «Стихотворения (1879—1884)».

Философия Оболенского

Леонид Оболенский не относил себя ни к какой партии или движению. Он пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи, причём сам, по-видимому, считал свои философские статьи самой важной частью своего литературного наследия.

По мнению Оболенского, этика воздвигается на психологической основе.

  • Первичные чувствования боли, путём сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля.
  • Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности.
  • Кроме того, есть ещё альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи — получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния.
  • На чуствованиях, происшедших путём эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими.
  • Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения.
  • Первичный альтруизм — то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это — сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а её проявление для нас.
  • Симпатия — голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога.
  • В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном — только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого.

Многочисленные философские статьи Оболенского, появившиеся до 1890 года включительно, перечислены в приложении к русскому переводу «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце; в 1891 и 1892 годах они отмечались в библиографических перечнях журнала «Вопросы философии и психологии», в 1893 и 1894 годах — в «Философском Ежегоднике» за эти годы.

Семья

Примечания

  1. 1,0 1,1 Петербургский некрополь. Дата обращения: 11 февраля 2019. Архивировано 30 ноября 2018 года.

Литература