Нормандская четвёрка

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Нормандская четвёрка», «нормандский формат» — группа руководителей четырёх стран (Германии, России, Украины и Франции) по урегулированию ситуации на востоке Украины[1] (2014—2022).

Участники

Главы государств и правительств

Главы МИД

Бывшие участники

История

Лидеры Нормандской четверки и Александр Лукашенко на переговорах в Минске 11 февраля 2015 года

Начало «нормандскому формату» было положено на встрече глав Германии, Франции, России и Украины 6 июня 2014 года в Шато-де-Бенувиль в Нормандии (Франция) во время празднования 70-й годовщины высадки союзников (1944). По словам тогдашнего президента Франции Франсуа Олланда, приступить к миротворческой миссии он решил после событий в Крыму и начала войны на востоке Украины. Олланд направил президенту России Владимиру Путину приглашение принять участие в праздничной церемонии и заручился поддержкой канцлера Германии Ангелы Меркель, которая согласилась поддержать его миротворческую миссию. Олланд пригласил в Нормандию и Петра Порошенко, который был избран президентом Украины 25 мая. Об этом он поставил в известность президента России[2].

Самая продолжительная встреча лидеров четырёх государств состоялась 11 — 12 февраля 2015 года в Минске. На переговорах, продлившихся 17 часов, был принят Комплекс мер по выполнению Минских соглашений и разработаны шаги по имплементации Минского соглашения[3][4].

2 октября 2015 года, встречаясь в Париже, лидеры «нормандской четвёрки» фактически сошлись на том, что выполнить минские соглашения за год не удастся, после чего соглашения были негласно продлены на 2016 год[5].

В августе 2016 года произошло резкое обострение отношений между Россией и Украиной, связанное с задержанием на территории Крыма двух групп украинских диверсантов[6]. Произошедшие инциденты дали повод для сверхжёстких заявлений с обеих сторон[7]. Владимир Путин заявил, что до «отказа от политики террора и провокаций» со стороны украинского руководства нет смысла проводить встречи в «нормандском формате» (очередную такую встречу планировалось провести в сентябре «на полях» саммита G20 в Китае)[8][9].

В конце сентября 2016 года Минской контактной группе удалось договориться о разведении сил на трёх участках линии разграничения, однако в начале октября процесс разведения сил был сорван фактически ещё до его начала, после чего военные вернулись на прежние позиции. После этого Ангела Меркель и пригласила лидеров «нормандской четвёрки» на очередную встречу в Берлин[10]. В результативности этих переговоров с самого начала были большие сомнения. В Париже и Берлине, однако, надеялись, что встреча лидеров «нормандской четвёрки» может способствовать перезапуску минского процесса. Но единственным, о чём договорились в Берлине, стало поручение главам МИДов представить лидерам на подписание «дорожную карту» по выполнению минских соглашений до конца ноября. По версии Украины, целью этого документа должна была стать передача неконтролируемого участка границы под контроль Украины. По версии России, участники переговоров договорились продолжить работу над принятием на Украине закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей[2].

Это была последняя совместная встреча лидеров четырёх государств при Порошенко. В 2018 году переговоры в Аахене прошли без Владимира Путина. После этого общение лидеров «нормандской четвёрки» ограничивалось контактами по телефону[11].

Контакты в «нормандском формате» осуществлялись и на уровне министров иностранных дел четырёх стран, и на экспертном уровне.

Контакты (2014—2019)

Дата Место Формат Содержание, итоги, документы
06.06.2014 Бенувиль (Франция) Президенты и представители МИД Обсуждение последствий противостояния в Донбассе и влияния кризиса на экономику Украины
16−17.10.2014 Милан (Италия) Президенты и федеральный канцлер Обсуждение закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»
12.01.2015 Берлин (Германия) Представители МИД Обсуждение ряда вопросов, связанных с запланированной встречей в Астане (Казахстан)[12]. Участники призвали к незамедлительной встрече лидеров «нормандской четвёрки». Позднее, однако, запланированная встреча в Астане была отменена.
21.01.2015 Берлин (Германия) Представители МИД Соглашение о линии разграничения на Украине; договорились о поддержке отвода вооружений и продолжении встреч Контактной группы[13]
09.02.2015 Берлин (Германия) Представители МИД. Россию представлял заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин Обсуждение вопросов подготовки к встрече в Минске[14]
11−12.02.2015 Минск (Беларусь) Президенты и представители МИД Встреча продолжалась 17 часов. Принята Декларация нормандской четвёрки по Донбассу и разработаны шаги по имплементации Минского соглашения[4][3]
19.02.2015 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсуждение вопросов по выполнению Минского соглашения
24.02.2015 Париж (Франция) Представители МИД Обсуждение ситуации в Дебальцеве и окрестностях Мариуполя. Совместного заявления не было
02.03.2015 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсуждение вариантов работы миссии ОБСЕ и вопроса об освобождении Надежды Савченко[15]
06.03.2015 Берлин (Германия) Представители МИД
13.04.2015 Берлин (Германия) Представители МИД Принято заявление, в котором все стороны призывают перейти к отводу танков и артиллерии калибром не менее 100 мм от линии столкновения.
30.04.2015 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсуждение вопроса о вводе миротворцев и расширения доступа ОБСЕ в зону конфликта.
10.06.2015 Париж (Франция) Представители МИД (политические директора) Подготовка к встрече глав МИД.
23.06.2015 Париж (Франция) Главы МИД.
17.07.2015 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсуждение хода реализации Минских договорённостей.
23.07.2015 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсуждение хода реализации Минских договорённостей. Договорились ускорить отвод вооружения калибром до 100 мм, демилитаризацию Широкина и заключение соглашения Украина — ЕС — Россия по поставкам газа из России на Украину.
20.08.2015 Берлин (Германия) Представители МИД (юридические эксперты). Обсуждение хода выполнения договорённостей и процесса конституционной реформы на Украине.
09.09.2015 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Договорились о личной встрече 2 октября в Париже. Договорились также о встрече глав МИД «нормандской четвёрки» 12 сентября в Берлине. Обсудили выполнение Минских соглашений.
12.09.2015 Берлин (Германия) Главы МИД Обсудили реализацию Минских соглашений. По итогам переговоров заявили, что довольны соблюдением режима прекращения огня в Донбассе.
02.10.2015 Париж (Франция) Главы государств и главы МИД Обсудили реализацию Минских соглашений и пути урегулирования ситуации на Украине[16][5], в том числе было принято решение об отводе всех вооружений калибра менее 100 мм обеими сторонами на расстояние 15 км от линии разграничения[17].
06.11.2015 Берлин (Германия) Главы МИД Обсудили реализацию Минских соглашений. Договорились о продлении соглашений на 2016 год[18].
30.12.2015 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсудили реализацию Минских соглашений. Договорились о продлении соглашений на 2016 год.
13.02.2016 Мюнхен (Германия) Главы МИД Обсудили реализацию Минских соглашений
03.03.2016 Париж (Франция) Главы МИД Обсудили реализацию Минских соглашений. Россия поддержала инициативу Германии и Франции о проведении местных выборов в Донбассе до конца 1-го полугодия 2016 года[19].
11.05.2016 Берлин (Германия) Главы МИД Обсудили реализацию Минских соглашений[20][21].
24.05.2016 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсудили возможность расширения полномочий специальной миссии ОБСЕ в Донбассе. В ходе телефонного разговора Владимир Путин призвал Вооружённые силы Украины прекратить обстрелы городов Донбасса[22].
19.10.2016 Берлин (Германия) Президенты и федеральный канцлер Обсудили реализацию Минских соглашений[23][24]. Была подтверждена важность выполнения Рамочного решения о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года на трёх «пилотных участках» — в Станице Луганской, Петровском и Золотом[25]. Была подтверждена согласованная во время Парижского саммита в октябре 2015 года «формула Штайнмайера».
29.11.2016 Минск (Беларусь) Главы МИД Обсудили реализацию Минских соглашений[26].
18.04.2017 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсудили реализацию Минских соглашений. В последний раз участвовал президент Франции Олланд[27].
24.07.2017 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсудили реализацию Минских соглашений. Впервые участвовал новый президент Франции Эмманюэль Макрон. Договорились о дальнейших контактах[28]
22.08.2017 Телефонная беседа Президенты и федеральный канцлер Обсуждение хода реализации Минских договорённостей[29].
29.03.2018 Совместное заявление Президенты и федеральный канцлер В совместном заявлении была подтверждена приверженность осуществлению Минских договорённостей в отношении всех его аспектов (безопасность, политические, гуманитарные и экономические вопросы). На фоне успешного обмена более 300 задержанных 27 декабря 2017 года лидеры «нормандской четвёрки» призвали к более активным усилиям по обмену оставшихся задержанных по формуле «всех на всех»[30].
10.05.2018 Аахен (Германия) Ангела Меркель, Эммануэль Макрон, Пётр Порошенко Обсуждение реализации Минских договорённостей, возможных параметров миротворческой миссии в Донбассе, гуманитарных проблем и возможности освобождения задержанных обеими сторонами[31].
11.05.2018 Телефонная беседа Владимир Путин, Ангела Меркель При обмене мнениями по внутриукраинскому кризису рассмотрены вопросы, касающиеся учреждения миссии ООН по охране наблюдателей ОБСЕ. Условлено активизировать работу в «нормандском формате». Меркель проинформировала об итогах совместной с президентом Франции Макроном встречи 10 мая в Аахене с президентом Украины Порошенко[32].
09.06.2018 Телефонная беседа Владимир Путин, Пётр Порошенко Обсуждение ситуации на юго-востоке Украины и хода реализации Минских соглашений. Особое внимание уделено вопросам гуманитарного характера, включая обмен удерживаемых лиц. Достигнута договорённость о посещении уполномоченными по правам человека обеих стран российских граждан, находящихся в заключении на Украине, и украинских — в России[33].
11.06.2018 Берлин Главы МИД Обсудили вопрос освобождения заключённых, а также гуманитарные проблемы и ход выполнения минских соглашений, а также перспективы развёртывания миротворческой миссии ООН в Донбассе[34].
21.06.2018 Телефонная беседа Владимир Путин, Пётр Порошенко Обсуждение хода реализации Минских договорённостей, обмен мнениями по вопросам реализации российской инициативы учреждения миссии ООН по содействию охране Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине[35].

Контакты (май 2019 года — февраль 2022 года)

2019

Приход к власти на Украине Владимира Зеленского способствовал активизации Минского процесса. Тем не менее, как отмечали СМИ, украинские власти понимали, что выполнение ими Минских соглашений превратит Донбасс в альтернативный, не подконтрольный украинскому руководству центр влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Отсюда вытекало упорное желание пересмотреть соглашения, «отредактировать» или «адаптировать» их, изменить последовательность шагов[36][37].

24 мая 2019 года вступивший в должность новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский обсудил по телефону с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель ситуацию на «временно оккупированных территориях Донбасса». Стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в активизации усилий с целью возвращения мира на Донбасс[38]. 29 мая Зеленский провёл переговоры с главами МИД Франции и Германии, на которых обсуждалось, в частности, как «оживить» минский формат[39].

17—18 июня Зеленский нанёс официальные визиты в Париж и Берлин. Одной из главных тем переговоров стало прекращение военного конфликта на востоке Украины. На встрече Зеленского с Меркель было принято решение провести новую встречу в «нормандском формате» с участием России в ближайшее время[40].

11 июля состоялся первый телефонный разговор Зеленского с президентом России Владимиром Путиным. Как сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, президенты обсудили ситуацию в Донбассе, а также работу «по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц». Позже пресс-служба президента Украины сообщила, что главной темой беседы было освобождение моряков, задержанных в районе Керченского пролива, а также «других граждан Украины, которые удерживаются на территории России»[41]. Телефонный разговор привёл к заметной активизации усилий по освобождению удерживаемых лиц. 12 июля в Париже состоялась встреча внешнеполитических советников и помощников лидеров стран «нормандской четвёрки», на которой была достигнута договорённость об обмене пленными, о так называемом «хлебном перемирии» на период сбора урожая, о разминировании в Станице Луганской[42].

6 августа Зеленский призвал лидеров стран «нормандской четвёрки» к скорейшему проведению встречи по Донбассу. Это обращение было вызвано гибелью четырёх украинских военнослужащих в районе Павлополя[43]. 7 августа Зеленский на пресс-брифинге сообщил о телефонном разговоре с президентом России Путиным: «Срочно ему позвонил, сказал, что это нас не приближает к миру. Я очень вас прошу повлиять на ту сторону, чтобы они прекратили убийство наших людей». Были также подняты вопросы разминирования территории вокруг моста в Станице Луганской и его восстановления, а также вопрос об обмене пленными. Пресс-служба президента России представила собственную, принципиально отличающуюся, версию содержания разговора: «Президент России подчеркнул, что для деэскалации конфликта необходимо, прежде всего, исключить дальнейшие обстрелы украинскими войсками населённых пунктов Донбасса, приводящие к жертвам среди мирного населения… Подтверждена также исключительная важность последовательной реализации Минских договорённостей, включая юридические аспекты предоставления ДНР и ЛНР особого статуса. В этом контексте отмечена необходимость конструктивного диалога между сторонами, в том числе в рамках минской Контактной группы»[44].

2 сентября на встрече в Берлине помощники лидеров стран-участниц «нормандской четвёрки» обсудили условия, при которых может состояться следующая встреча. Российская сторона в качестве условия для проведения встречи выдвинула выполнение договорённостей предыдущей встречи 2016 года (имеется в виду разведение сил в Петровском и Золотом), а также согласование «формулы Штайнмайера», касающейся вступления в силу закона об особом статусе Донбасса[45].

7 сентября после обмена удерживаемыми лицами между Россией и Украиной в формате «35 на 35» Зеленский и Путин провели телефонный разговор и договорились в ближайшее время обсудить дату проведения встречи в «нормандском формате». По сообщению офиса президента Украины, стороны подчеркнули, что «довольны результатом выполнения договорённостей в рамках первого этапа на пути к нормализации диалога». В пресс-службе Кремля подчеркнули, что освобождение и передача удерживавшихся лиц имеет «большое значение для нормализации и оздоровления двусторонних отношений». В ходе разговора была «подчёркнута важность соблюдения режима прекращения огня <в Донбассе>, а также последовательного разведения сил и средств на линии соприкосновения противоборствующих сторон». Путин отметил необходимость продолжения всесторонней подготовительной работы ко встрече «нормандской четвёрки», «чтобы очередная встреча … была результативной и реально способствовала выполнению имеющихся договорённостей на высшем уровне, прежде всего минского „комплекса мер“».

1 октября Контактная группа по Донбассу утвердила в письменном виде единую редакцию «формулы Штайнмайера» и согласовала разведение сил конфликтующих сторон в Петровском и Золотом, которое первоначально было запланировано на 7 октября[46].

10 октября в ходе пресс-марафона Зеленский заявил, что для него «нормандский формат» — «это ещё и возможность возвращения вопроса Крыма». Пресс-секретарь президента России Песков заявил, что в Москве «внимательно ознакомились с основными высказываниями президента Зеленского, особенно теми, которые касаются процесса урегулирования на юго-востоке Украины, Минских договорённостей и так далее… Что касается вынесения вопроса о Крыме на любой формат, будь то нормандский или ещё какой-то, то об этом не может быть и речи»[47]. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил по этому поводу, что Россия не допустит пересмотра договорённостей, достигнутых лидерами «нормандской четвёрки» на предыдущих встречах[48]. Как отмечали СМИ, Зеленский не скрывал намерения как можно скорее устранить все препятствия, мешающие созыву переговоров в «нормандском формате». В то же время глава МИД Украины Вадим Пристайко неоднократно заявлял о готовности властей Украины признать несостоятельность Минских соглашений и начать поиск других путей решения конфликта при помощи западных партнёров[49].

12 ноября было выполнено последнее условие, препятствовавшее проведению саммита в «нормандском формате»: стороны конфликта в Донбассе успешно развели войска на последнем пилотном участке — возле села Петровского[50]. Тем временем в Киеве заявляли, что основной задачей Зеленского в ходе планируемой встречи должен стать пересмотр Минских соглашений с учётом точки зрения украинской «патриотической общественности»[51]. 15 ноября было объявлено, что саммит в «нормандском формате» пройдёт 9 декабря в Париже[52].

Встреча в «нормандском формате». Париж, 9 декабря 2019 года

Встреча, состоявшаяся в Елисейском дворце, стал первой встречей лидеров в «нормандском формате» с 2016 года (как оказалось впоследствии, это была их последняя встреча в полном составе). В общей сложности переговоры продолжались около пяти с половиной часов, включая перерыв на двустороннюю встречу президентов Путина и Зеленского[53]. Как было заявлено в коммюнике, участники встречи:

  • подтвердили приверженность Минским соглашениям по Донбассу;
  • договорились поддержать Контактную группу в обеспечении полного прекращения огня до конца 2019 года и разведения сил в трёх новых пунктах к концу марта 2020 года;
  • договорились провести обмен пленными по формуле «всех на всех» до конца 2019 года;
  • выступили за внесение «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство, в соответствии с версией, согласованной в «нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе;
  • выразили заинтересованность в согласовании всех правовых аспектов особого статуса Донбасса с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе;
  • поддержали расширение миссии ОБСЕ с тем, чтобы она могла следить за режимом прекращения огня круглосуточно и без выходных;
  • поддержали предоставление Красному Кресту и другим международным организациям полного доступа ко всем задержанным лицам в Донбассе.
  • договорились провести новую встречу в «нормандском формате» в течение четырёх месяцев[54].

Украина отказалась вносить в итоговое коммюнике упоминание о разведении сил и средств противостоящих друг другу сторон по всей линии их соприкосновения, хотя в тексте, согласованном помощниками лидеров государств «нормандской четвёрки», это было предусмотрено. Нерешённым остался и ключевой политический вопрос, касающийся закрепления в украинской конституции особого статуса для республик Донбасса. На состоявшейся после переговоров совместной пресс-конференции Зеленский заявил, что Украина никогда не пойдёт на изменение конституции Украины с целью её федерализации: «Мы не допустим какого бы то ни было влияния на политическое управление Украиной. Украина — независимая страна, которая сама определяет свой политический путь»[55].

2020

2020 год украинское руководство начало с заявлений о необходимости пересмотра Минских договорённостей. Прежде всего Украину не устраивало положение, что передача ей контроля над неподконтрольным сегментом границы с Россией может начаться только после проведения на территории ДНР и ЛНР местных выборов. Украинская сторона настаивала вернуть контроль над границей и только после этого проводить выборы[56][57].

В феврале 2020 года новым переговорщиком от России в «нормандской четвёрке» вместо Владислава Суркова стал заместитель главы Администрации президента Дмитрий Козак, считавшийся сторонником компромиссов[58][59]. 12 марта Козак впервые принял участие в переговорах Трёхсторонней контактной группы в Минске[60].

Подводя в мае итоги первого года правления Владимира Зеленского, обозреватель издания «Коммерсантъ» Максим Юсин, указывая на ряд позитивных изменений в украинско-российских отношениях, отмечал, что урегулирования в Донбассе так и не наступило, а решения парижского саммита «нормандской четвёрки» так и остались на бумаге. Причина этого, по мнению обозревателя, заключалась в том, что Зеленский «боится конфликта с так называемым патриотическим лагерем — активным, часто экзальтированным, пассионарным меньшинством, которое не согласно ни на какие уступки, опирается на поддержку киевской и львовской национально ориентированной интеллигенции, монополизировало большую часть СМИ и готово при необходимости привлечь к акциям протеста радикальные группировки. Перед этим напором Зеленский и его команда оказались беспомощными и вынуждены идти на одну уступку за другой»[61].

Поначалу Дмитрий Козак и Андрей Ермак взаимодействовали успешно. В частности, они согласовали создание внутри Трёхсторонней контактной группы консультативного совета — площадки, на которой представители республик Донбасса и Киева могли бы напрямую вести диалог по самым разным вопросам. Но как только эта информация стала публичной, украинская оппозиция обвинила команду президента в измене, и Андрей Ермак свою подпись отозвал[58].

В начале июня украинская делегация посетила с рабочим визитом Берлин. В её состав вошли вице-премьер Алексей Резников, главы МИДа и Минобороны Дмитрий Кулеба и Андрей Таран, руководитель офиса президента Андрей Ермак и его заместитель Игорь Жовква. Главными вопросами переговоров стали отношения с Россией и урегулирование в Донбассе. Украинская сторона заняла даже более жёсткую позицию, чем при президенте Петре Порошенко, призвав Евросоюз усилить санкции против России и ввести эмбарго на поставки российских энергоносителей. Резников предложил заменить «нормандский формат» переговоров на «будапештский», при этом «на первых порах» даже без участия России (США, Великобритания, Украина). Украинская сторона вновь заявила о категорическом нежелании вести прямой диалог с представителями ДНР и ЛНР[62].

3 июля в Берлине состоялись переговоры политических советников лидеров «нормандской четвёрки», темой которых стало выполнение договорённостей по урегулированию на востоке Украины, достигнутых главами «нормандской четвёрки» в Париже в декабре 2019 года. После декабрьской встречи, однако, стороны в реализации Минских соглашений не продвинулись. Незадолго до берлинской встречи заместитель главы украинской делегации в ТКГ Александр Мережко заявил, что Минские соглашения якобы не накладывают никаких обязательств на Украину и рассматриваются ею лишь как «документ рекомендательного характера»[63].

В связи с этим Дмитрию Козаку в Берлине пришлось вернуться к обсуждению ключевых аспектов урегулирования — в первую очередь, будущего статуса Донбасса в соответствии с так называемой «формулой Штайнмайера», предусматривающей внесение изменений в Конституцию Украины. По его словам, прорыва по этому вопросу в Берлине не произошло — от Украины не удалось получить «чёткий, внятный ответ», когда будут подготовлены поправки к конституции в отношении децентрализации[63].

Позитивным итогом берлинской встречи стали договорённости о разработке дополнительных мер по обеспечению перемирия в Донбассе. Эти меры вступили в силу 27 июля. Они предполагали полный запрет ведения огня, размещения вооружения в населённых пунктах и вблизи них, наступательных и разведывательно-диверсионных действий. Кроме того, они предусматривали дисциплинарную ответственность за нарушение режима прекращения огня[64].

В октябре ДНР и ЛНР представили в ТКГ разработанную ими «дорожную карту» — «План действий по урегулированию конфликта в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины в соответствии с Минскими соглашениями», однако Украина отказалась её рассматривать[65][66] и предложила свой собственный «План совместных шагов участников Трёхсторонней контактной группы по выполнению Минских соглашений»[67].

Франция и Германия, чтобы вывести переговоры из тупика, вызванного отказом Украины от прямых переговоров с ДНР и ЛНР, предложили разделить Минские соглашения на так называемые кластеры. Идея состояла в том, чтобы согласовать последовательность действий сторон по реализации «Комплекса мер», а затем передать кластеры в ТКГ в виде рекомендаций для совместной разработки Украиной и Донбассом «дорожной карты» — окончательного мирного плана урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями. 12 ноября советники президента Франции и канцлера Германии Эммануэль Бонн и Ян Хеккер представили коллегам по «нормандскому формату» — Дмитрию Козаку и Андрею Ермаку — первый проект «Ключевых кластеров по реализации Минских соглашений». 20 ноября Франция и Германия уточнили свой проект, 25 ноября собственную их версию представила Россия, 1 декабря — Украина. Украинский проект ещё несколько раз дорабатывался до конца года[65].

2021

18 марта состоялась видеоконференция советников лидеров «нормандской четвёрки»[68].

30 марта президенты России и Франции Владимир Путин и Эмманюэль Макрон, а также канцлер ФРГ Ангела Меркель провели переговоры по видеосвязи. Центральной темой стала эскалация конфликта в Донбассе — постоянно обостряющаяся ситуация на линии разграничения. Как сообщили в Кремле, «с российской стороны была выражена серьёзная озабоченность в связи с провоцируемой Украиной эскалацией вооружённого противостояния на линии соприкосновения и фактическим отказом от выполнения согласованных в июле 2020 года в Контактной группе „Дополнительных мер по усилению режима прекращения огня“». Было указано также на важность налаживания Киевом «прямого диалога» с Донецком и Луганском. В сообщении Елисейского дворца было отмечено, что президент Макрон и канцлер Меркель считают, что «Россия должна решительным образом участвовать в стабилизации режима прекращения огня на Украине»[69].

По состоянию на конец марта на рассмотрении политических советников руководителей стран «нормандского формата» оставались три основных документа: украинский проект кластеров от 19 января, обновлённый проект Франции и Германии от 8 февраля и российские поправки к франко-германскому проекту от 16 февраля[70]. Дмитрий Козак передал советникам комментарии к украинскому документу от представителей народных республик[65]. В середине апреля была получена новая версия украинского проекта[71].

Франко-германский проект содержал 11 кластеров, озаглавленных буквами латинского алфавита от А до К и разделённых на две графы: «Безопасность/Гуманитарные» и «Политические/Экономические». Меры по обеспечению безопасности в зоне конфликта перемежались с политическими шагами:

  • А — полное прекращение огня, разминирование, отвод тяжёлого вооружения, разведение сил на новых участках линии соприкосновения, открытие дополнительных пунктов пропуска, освобождение и обмен задержанными, безопасный и надёжный доступ специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ по всей Украине;
  • В — включение «Формулы Штайнмайера» в украинское законодательство; одобрение «дорожной карты» руководителями стран «нормандской четвёрки»; согласование Украиной и народными республиками в ТКГ всех правовых актов, которые будут касаться народных республик; проведение Украиной конституционной реформы, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию и принятие законов об особом статусе народных республик, о местных выборах в народных республиках, об амнистии для участников событий на востоке Украины и об особой экономической зоне на территории народных республик;
  • С — начало вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наёмников из народных республик и начало разоружения всех незаконных группировок в народных республиках, за исключением народной милиции;
  • D — временное вступление в силу на Украине конституционной реформы, предполагающей децентрализацию, и законов о местных выборах в народных республиках и об особой экономической зоне на территории народных республик;
  • Е — завершение вывода иностранных формирований и процесса разоружения, описанных в блоке С; поддержание безопасности в народных республиках совместными патрулями украинской полиции и местной народной милиции при участии и посредничестве СММ ОБСЕ; расширение международного присутствия ОБСЕ вдоль границы Украины;
  • F — бессрочное вступление в силу закона о местных выборах в народных республиках;
  • G — проведение местных выборов в Донбассе и вступление в силу закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в ОРДЛО» (в 20:00 в день проведения местных выборов);
  • Н — начало восстановления Украиной полного контроля над своей границей;
  • I — временное вступление в силу закона об амнистии;
  • J — завершение восстановления Украиной контроля над границей;
  • К — вступление в силу на постоянной основе конституционной реформы, а также законов об особом статусе народных республик, амнистии и особой экономической зоне при условии, что выборы местной власти на этих территориях «в целом прошли в соответствии со стандартами ОБСЕ»[65].

Российские поправки к проекту исходили из её неизменной позиции: как зафиксировано в Минских соглашениях, война в Донбассе является внутриукраинским конфликтом, а разрабатываемые рекомендации представляют собой лишь посредническую помощь в мирном разрешении ситуации. Российская сторона жёстко придерживалась последовательности шагов, зафиксированной в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений», а также настаивала на необходимости прозрачного и надёжного механизма верификации (отсутствия) нарушений режима прекращения огня через Совместный центр по контролю и координации. В российской версии при перечислении специальных законов, которые требовалось принять, подчёркивалось, что они должны обеспечить функционирование особого статуса народных республик на постоянной основе. Российская сторона указывала также на необходимость отмены либо изменения законов Украины «Об образовании», «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» и прочих законов «по согласованному с ОРДЛО перечню»[65].

В середине апреля украинская сторона наконец-то представила новые поправки к франко-германскому проекту. В них, в частности, Украина настаивала, чтобы полный контроль над границей с Россией был восстановлен до проведения в народных республиках местных выборов. Украина отказывалась согласовывать с Донецком и Луганском предусмотренную «Комплексом мер» конституционной реформы, которая должна закрепить децентрализацию власти[71].

16 апреля Зеленский посетил Париж, где провёл переговоры с Макроном[72], после чего к их беседе присоединилась по видеосвязи [Ангела Меркель. Главным в повестке встречи был вопрос «присутствия российских военных вблизи восточной границы Украины». Все три стороны потребовали от России вывести свои войска из приграничных районов, а также из «нелегально аннексированного Крыма»[73].

20 апреля после закончившейся провалом видеоконференции политических советников лидеров «нормандской четверки»[74] Зеленский предложил Путину встретиться «в любой точке украинского Донбасса, где идёт война»[75][76]. Российский президент заявил, что готов принять Зеленского в Москве, но не для обсуждения Донбасса[77]. В ходе подготовки встречи президентов Украина поставила условие: обязательными темами переговоров должны стать проблемы Крыма и Донбасса[78]. 30 июня Владимир Путин во время прямой линии заявил, что не отказывается от предложения встретиться с украинским коллегой, но не видит, о чём с ним разговаривать: «Что встречаться с Зеленским? Если он отдал свою страну под полное внешнее управление. Ключевые вопросы жизнедеятельности Украины решаются не в Киеве, а в Вашингтоне. Отчасти в Берлине и в Париже. Ну и о чём разговаривать?»[79].

31 мая в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung было опубликовано интервью Владимира Зеленского. Зеленский дал понять Германии, что, несмотря на уже оказанную поддержку, Украина ждёт от неё «большего» — в том числе поставок вооружений и другой военной помощи. Глава МИД ФРГ Хайко Маас, однако, в ответ заявил, что поставки вооружений Украине не помогут завершить конфликт в Донбассе: Германия «не ставит право Украины на самозащиту» под сомнение, но конфликт в Донбассе можно урегулировать только дипломатическим путём. Выступая 31 мая на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон дал понять: наиболее эффективным способом урегулирования украинского конфликта остаётся «нормандский формат»[80]. Зеленский, однако, продолжал выдвигать идею некоего нового формата, к участию в котором были бы привлечены в числе прочих США и Евросоюз. В рамках этого гипотетического формата, по мнению Зеленского, можно было бы, помимо вопроса о ситуации на востоке Украины, поднять вопросы о Крыме, о трубопроводе «Северный поток — 2», о гарантиях безопасности и пр.[80]

23 июня глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук заявил в телеинтервью, что Украина ведёт консультации с США по вопросу их присоединения к переговорам «нормандской четвёрки», поскольку, по его словам, Франции и Германии недостаёт «твёрдости, системности и последовательности» в их давлении на Россию[81].

22 августа Зеленский в ходе переговоров с Ангелой Меркель в Киеве заявил, что повестка парижского саммита «нормандской четвёрки» сохраняет актуальность и «должна быть имплементирована». Зеленский дал понять, что рассматривает переговорный процесс по Донбассу исключительно как инструмент давления на Россию: «Наша позиция относительно необходимости проведения саммита „нормандской четвёрки“ неизменна. Пока отсутствует прогресс, давление на Россию должно сохраняться. Мы хотим видеть тут очень активные усилия наших партнёров»[82]. Меркель, со своей стороны, заявила, что считает Россию стороной конфликта, а поэтому поддерживает отказ Украины проводить прямые переговоры с «представителями сепаратистов»[83].

С августа, сразу же после визита немецкого канцлера Ангелы Меркель в Москву, политические советники лидеров Германии, России, Франции и Украины приступили к обсуждению вопросов, касающихся проведения до конца года очередной встречи в «нормандском формате». Переговоры, однако, зашли в тупик ввиду серьёзных разногласий практически по каждому пункту[84].

17 ноября МИД России опубликовал закрытую переписку главы МИД Сергея Лаврова с министрами иностранных дел Германии и Франции Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом[85]. В министерстве объяснили это решение искажением российской позиции по подготовке встречи глав МИД «нормандской четвёрки» и стремлением предотвратить дальнейшие спекуляции. Переписка была обнародована, когда Ле Дриан и Маас по итогам встречи с главой украинского МИД Кулебой призвали Москву «проявить сдержанность и прозрачно информировать о своей военной активности». Франция и Германия предупредили Россию о «тяжёлых последствиях» при «новой попытке подорвать территориальную целостность Украины»[86]. Из публикации стало окончательно ясно, что Россия не согласится ни на саммит «нормандской четвёрки», ни даже на встречу министров иностранных дел до тех пор, пока «партнёры» будут продолжать называть Россию стороной конфликта на востоке Украины или будут пытаться привлечь её к выполнению Минских соглашений[58]. Берлин назвал публикацию нарушением дипломатической практики, а Париж заявил, что такой подход противоречит дипломатическим правилам[87]. Выступая в Совете Федерации 1 декабря, Сергей Лавров заявил: «Киев становится всё более и более наглым… в своей агрессивности по отношению к минским договорённостям, по отношению к Российской Федерации и в своих попытках спровоцировать Запад на поддержку воинственных устремлений. Как нам иначе продолжать работать? Пускай все знают, что происходит на самом деле, что нам наши так называемые партнёры обещают и что у них на деле получается», — заявил он. Лавров допустил возможность «военной авантюры» со стороны Украины: «Но мы никогда не будем срываться и никогда не скажем: ну всё, умерла так умерла. Пусть они это скажут, а мы будем требовать выполнения резолюции Совета Безопасности ООН»[86].

7 декабря состоялись переговоры между Путиным и Байденом в формате видео-конференц-связи. В российском пресс-релизе по итогам переговоров говорилось, что «преобладающее место в разговоре заняла проблематика, связанная с внутриукраинским кризисом и отсутствием прогресса в выполнении Украиной минских договорённостей»: «Президент России на конкретных примерах проиллюстрировал деструктивную линию Киева, направленную на полный демонтаж Минских соглашений и договорённостей, достигнутых в „нормандском формате“, высказал серьёзную озабоченность по поводу провокационных действий Киева против Донбасса». В пресс-релизе, который появился на сайте Белого дома, говорилось, что Джо Байден обратил внимание Путина на «угрожающий» характер передвижений российских войск вблизи украинских границ[88].

В последующие дни тема Украины стала для США и их союзников центральной в их внешнеполитической деятельности. Признав ситуацию вокруг Украины главной угрозой безопасности в Европе, США и Запад несколько изменили свою стратегию в поддержке украинских властей. Продолжая заявлять об «ужасных последствиях» для России в случае её «агрессии», они при этом чётко давали понять, что вооружённым путём защищать Украину в случае российской «агрессии» они не будут. Одновременно, хотя и непублично, Запад требовал от Киева сдержанности и мирного решения проблемы. В частности, 10 декабря президент Франции Макрон провёл телефонный разговор с Зеленским, призвав его к возобновлению переговоров в «нормандском формате» «при посредничестве Франции и Германии»[89]. Перезапуск переговорного процесса по Украине стал главной темой поездки помощницы госсекретаря США по Европе и Евразии Карен Донфрид, которая 13—15 декабря посетила Киев и Москву, а после этого отправилась в Брюссель для консультаций с представителями ЕС и НАТО[89].

В начале декабря Украина распространила документ «Необходимые шаги для разблокирования работы Трёхсторонней контактной группы, „нормандского формата“, выполнения Минских соглашений и общих согласованных итогов Парижского саммита в „нормандском формате“ 9 декабря 2019 года», реализация которого с привлечением стран «нормандского формата» и США, по мнению Зеленского, помогла бы разблокировать мирный процесс по Донбассу во всех существующих форматах. Республики Донбасса и Россия, однако, назвали эти предложения имитацией мирного процесса[90].

Как отмечало в конце декабря 2021 года издание «Коммерсантъ», надежды на то, что переговоры по урегулированию конфликта в Донбассе могут закончиться прочными договорённостями (эти надежды появились, когда президентом Украины стал Владимир Зеленский, объявивший своей главной целью достижение мира), окончательно рухнули[58].

2022

19 января во время поездки в Киев госсекретарь США Энтони Блинкен заявил в интервью «Голосу Америки», что Минские соглашения не нуждаются в пересмотре и являются единственным путём урегулирования конфликта в Донбассе. Блинкен указал также на то, что Украине предстоит предпринять ряд шагов в этой связи[91].

После серии контактов Украины и США риторика команды Зеленского изменилась. Если ранее глава Офиса президента Украины Андрей Ермак заявлял, что Минские соглашения в нынешнем виде выполнить практически невозможно, то 24 января в эфире телеканала ICTV он назвал их «единственной платформой, на которой сегодня можно работать». Ермак сообщил, что все законы, прописанные в Минских соглашениях, могут быть приняты Верховной радой после согласования плана прекращения войны в Донбассе, но, по его словам, «мы будем выполнять минские договорённости исключительно в украинских интересах и исключительно в соответствии с нормами международного права»[91].

В тот же день из Верховной рады был внезапно отозван направленный туда в августе 2021 года законопроект «О государственной политике переходного периода», согласно которому Россию предлагалось именовать «государством-агрессором». Как сообщила со ссылкой на свои источники «Европейская правда», отзыв документа был условием, на котором российская сторона дала согласие на проведение встречи политических советников лидеров «нормандской четвёрки». По информации издания, требование России передали украинскому руководству представители Германии и Франции Йенс Плетнер и Эммануэль Бонн, которые действительно побывали в Киеве 11 января и провели переговоры с Владимиром Зеленским и Андреем Ермаком, а до этого 6 января посетили Москву, где их принял Дмитрий Козак[91].

26 января в Париже впервые с августа 2021 года встретились политические советники лидеров стран «нормандской четвёрки». Германию представлял внешнеполитический советник канцлера ФРГ Йенс Плётнер, Францию — советник президента Эмманюэль Бонн, Москву — замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, Киев — руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак[91]. После встречи Елисейский дворец опубликовал коммюнике, в котором было подтверждено, что Минские договорённости являются основой работы «нормандского формата», и сообщалось, что участники переговоров намерены уменьшить имеющиеся разногласия, чтобы двигаться вперед[92][93].

Встреча политсоветников лидеров стран «нормандской четвёрки», прошедшая 10 февраля, закончилась безрезультатно. Украина отказалась идти на прямой диалог с республиками Донбасса[94].

Эпилог

16 февраля ситуация на линии соприкосновения в Донбассе резко обострилась, стремительно увеличилось число зафиксированных нарушений режима прекращения огня[95][96]. На этом фоне Владимир Путин 18 февраля вновь призвал к началу прямых переговоров между Украиной, ДНР и ЛНР[97], но Владимир Зеленский заявил, что Украина не пойдёт на прямые переговоры.

18 февраля руководство ДНР и ЛНР, обвинив Украину в подготовке «глубокого прорыва» на их территории, объявило о начале экстренной эвакуации населения в Россию[98].

21 февраля Совет безопасности России обсудил обращения глав ДНР и ЛНР Дениса Пушилина и Леонида Пасечника к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой признать независимость республик[99]. Вечером того же дня Владимир Путин публично подписал в Кремле указы о признании независимости ДНР и ЛНР, после чего Владимир Путин, Денис Пушилин и Леонид Пасечник подписали договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Россией, ДНР и ЛНР.

24 февраля Владимир Путин в ответ на обращение руководителей народных республик Донбасса с просьбой о помощи объявил о начале специальной военной операции с целью демилитаризации и денацификации Украины.

В декабре 2022 года экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель, входившая в «нормандскую четвёрку» все восемь лет (2014—2021), заявила в интервью немецкой газете Die Zeit, что Минские соглашения были заключены, чтобы «дать Украине время» стать сильнее. «Она [Украина] также использовала это время, чтобы стать сильнее, как можно видеть сегодня. Украина 2014—2015 годов — это не современная Украина», — сказала Меркель. Подписание Минских соглашений, по её словам, дало Киеву «драгоценное время». Она обратила внимание, что в 2015 году уровень обороноспособности Украины был другим, и усомнилась, что страны НАТО могли в то время предоставить Киеву военную помощь в том объёме, в котором они оказывают её в ходе российской военной операции на Украине 2022 года[100]. Владимир Путин так прокомментировал заявление Ангелы Меркель: «Это разочаровывает. Я всегда исходил из того, что руководство ФРГ ведёт себя искренне и стремилось к урегулированию. То, что сейчас прозвучало, говорит о том, что мы всё правильно сделали с точки зрения СВО. Если и другие участники процесса нас обманывали… видимо, мы поздно сориентировались и раньше всё это надо было начинать».

30 декабря 2022 года Франсуа Олланд заявил в беседе с изданием Kyiv Independent, что Минские соглашения были попыткой дать Украине время на усиление вооружённых сил: «С 2014 года Украина усилила свой военный потенциал. Действительно, украинская армия стала совсем другой, чем в 2014 году. Стала лучше обучена и оснащена». По его словам, то, что Киев «получил такую возможность» — это «заслуга» Минских соглашений. Олланд отметил, что для Украины не была благоприятной геополитическая ситуация после 2014 года, а Западу была необходима передышка. Как указал Олланд, бывший канцлер Германии Ангела Меркель «была права», когда заявила, что Минские соглашения были подписаны Германией и Францией, чтобы дать Украине время, помочь ей стать сильнее перед возможным конфликтом[101].

См. также

Примечания

  1. Григорий Карасин — РБК: «Налицо опасная эскалация напряжённости» // РБК, 01.06.2018
  2. 2,0 2,1 От Нормандии до Берлина. 19 октября состоялась очередная встреча лидеров Германии, Франции, России и Украины // Журнал «Коммерсантъ Власть» № 42 от 24.10.2016
  3. 3,0 3,1 Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года. Администрация Президента РФ (12 февраля 2015).
  4. 4,0 4,1 На саммите в Минске идут переговоры об урегулировании ситуации на Украине. Коммерсант.ru (11.02.2015, 18:33). Дата обращения: 11 февраля 2015.
  5. 5,0 5,1 Четвёрка отработала на «тройку». По итогам встречи в Париже на исполнение минских соглашений осталась одна надежда // «Коммерсантъ» от 02.10.2015
  6. Следствие рассматривает все возможные диверсии. Число и планы подрывных групп в Крыму уточняются // «Коммерсантъ» от 12.08.2016
  7. Заявление МИД России, 11.08.2016
  8. Диверсионный след привёл к Сивашу. В Крыму пресекли подготовку терактов // «Коммерсантъ» от 11.08.2016
  9. Владимир Путин: из-за Украины встреча в «нормандском формате» сейчас бессмысленна // Коммерсантъ, 10.08.2016
  10. «Нормандский формат» хотят оживить завтра. Владимир Путин примет участие в переговорах в Берлине // «Коммерсантъ» от 18.10.2016
  11. «Президент мира» показал себя Европе. Владимир Зеленский изложил в Париже и Берлине свои планы урегулирования конфликта в Донбассе. Коммерсант.ru (19.06.2019).
  12. Хроника 12 января: «нормандские» переговоры, международный розыск Януковича и Азарова, РИА Новости Украина (13 января 2015). Дата обращения 25 февраля 2015.
  13. «Нормандская четвёрка» договорилась о линии разграничения на Украине. Lenta.ru, 22.01.2015.
  14. Представители «нормандской четвёрки» собрались в Берлине. РИА Новости, 09.02.2015.
  15. Меркель пригласила «нормандскую четвёрку» на переговоры в Берлин. РИА Новости (3 марта 2015). Дата обращения: 3 марта 2015.
  16. «Режим прекращения огня на востоке Украины в целом соблюдается». В Париже завершились переговоры «нормандской четвёрки» // Коммерсантъ. — 02.10.2015.
  17. ОБСЄ повинно мати безперешкодний доступ до всіх окупованих територій, включно з українсько-російським кордоном – Президент України про Паризькі домовленості (укр.). Офіційне інтернет-представництво Президента України Петра Порошенка. Дата обращения: 13 октября 2015.
  18. Четыре державы решили особо не минсковать. Соглашения по Донбассу продлят на 2016 год // Коммерсантъ. — № 205. — 07.11.2015.
  19. «Это была одна из самых сложных встреч». «Нормандская четверка» не смогла договориться о выборах в Донбассе // Коммерсантъ. — 04.03.2016.
  20. «Нормандская четверка» не пришла к единому мнению. Главы МИДов России, ФРГ, Франции и Украины не смогли договориться о выборах в Донбассе // Коммерсантъ. — № 81. — 12.05.2016.
  21. «Никакие выборы в Донбассе невозможны, пока не будет амнистии». Сергей Лавров встретился в Берлине с коллегами по «нормандской четвёрке» // Коммерсантъ. — 11.05.2016.
  22. Россия и Украина договорились о допуске полицейской миссии ОБСЕ в Донбасс и обсудили перспективы освобождения Надежды Савченко // Коммерсантъ. — 24.05.2016.
  23. Переговоры в «нормандском формате». 20 октября 2016 года
  24. «Нормандский формат» прописал Донбассу «дорожную карту». В Берлине завершились переговоры лидеров России, Германии, Украины и Франции // Коммерсантъ. — 20.10.2016.
  25. Григорий Карасин — РБК: «Налицо опасная эскалация напряженности». РБК, 01.06.2018.
  26. Сергей Лавров: встреча министров «нормандской четвёрки» прорывов не принесла // Коммерсантъ. — 29.11.2016.
  27. Телефонный разговор с Ангелой Меркель, Франсуа Олландом и Петром Порошенко. 18 апреля 2017 года
  28. Телефонный разговор с Ангелой Меркель, Эммануэлем Макроном и Петром Порошенко. 24 июля 2017 года
  29. Телефонный разговор с Ангелой Меркель, Эммануэлем Макроном и Петром Порошенко. 22 августа 2017 года
  30. Заявление Президента России Владимира Путина, Федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, Президента Франции Эммануэля Макрона и Президента Украины Петра Порошенко. 29 марта 2018 года
  31. «Нормандскую четвёрку» отформатировали до «тройки». Лидеры Украины, Германии и Франции обсудили Донбасс без Владимира Путина // Коммерсантъ. — 10.05.2019.
  32. Телефонный разговор с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель. 11 мая 2018 года
  33. Телефонный разговор с Президентом Украины Петром Порошенко. 09 июня 2018 года
  34. Министры «нормандской четверки» поработали на двойку. Им не удалось договориться по наиболее принципиальным вопросам // Коммерсантъ. — 12.06.2018.
  35. Телефонный разговор с Президентом Украины Петром Порошенко. 21 июня 2018 года
  36. Война не уходит одна. Почему шансы Украины вернуть Донбасс — минимальны // Коммерсантъ. — № 226. — 09.12.2019.
  37. Владимир Зеленский сделал ход Петром. Украинский президент перенимает тактику своего предшественника в вопросе Донбасса // Коммерсантъ. — 10.12.2019.
  38. Президент Украины провёл телефонный разговор с Федеральным канцлером Германии
  39. Украина допустила встречу в «нормандском формате» в июле // Коммерсантъ. — 30.05.2019.
  40. «Президент мира» показал себя Европе. Владимир Зеленский изложил в Париже и Берлине свои планы урегулирования конфликта в Донбассе // Коммерсантъ. — № 104. — 19.06.2019.
  41. Путин впервые поговорил с Зеленским. РБК, 11.07.2019.
  42. Страны «нормандского формата» договорились о перемирии и обмене пленными.
  43. Зеленский попросил ускорить проведение встречи в «нормандском формате». РБК, 06.08.2019.
  44. Взрыводонбассная ситуация. Сорванное перемирие на востоке Украины выстрелило в трёхстороннюю контактную группу // Коммерсантъ. — № 140. — 08.08.2019.
  45. «Нормандский формат» приближается к саммиту. Берлинские переговоры по Украине могут стать этапом на пути к встрече лидеров стран «четверки».
  46. «Москва выигрывает при любом сценарии». Максим Юсин — о последствиях согласования «формулы Штайнмайера». Коммерсантъ FM. — 02.10.2019.
  47. Кремль: Россия не будет обсуждать Крым в «нормандском формате» // Коммерсантъ. — 14.10.2019.
  48. Лавров: Россия не допустит пересмотра договорённостей «нормандской четвёрки».
  49. «Майданский формат» не просматривается. Планы Владимира Зеленского по Донбассу вызывают сопротивление, но не угрожают ему самому // Коммерсантъ. — № 187. — 14.10.2019.
  50. Петровское отметят нормандским. Разведение войск открыло путь к встрече Владимира Путина и Владимира Зеленского // Коммерсантъ. — № 208. — 13.11.2019.
  51. «Саммит вполне может оказаться бессмысленным». Максим Юсин — о встрече в «нормандском формате». Коммерсантъ FM. — 12.11.2019.
  52. «Что касается газа, тут столкнулось слишком много интересов». Обозреватель ИД «Ъ» Максим Юсин — о возможных решениях на саммите в «нормандском формате». Коммерсантъ FM, 15.11.2019.
  53. Зарубежные СМИ: Стала ли встреча в «нормандском формате» проверкой на прочность для мировых лидеров? Коммерсантъ FM, 10.12.2019.
  54. Совместно согласованные итоги Парижского саммита «Нормандского формата». 09.12.2019
  55. Саммит прошёл — война осталась. Встреча «нормандской четвёрки» не приблизила окончательное урегулирование конфликта в Донбассе. Коммерсантъ. — 10.12.2019.
  56. Донбасс на Манхэттене. Москва и Киев инициировали обсуждение в ООН конфликта на востоке Украины // Коммерсантъ. — № 27. — 14.02.2020.
  57. Вопрос накрылся Крымом. Владимир Зеленский хочет вернуть тему принадлежности полуострова в международную повестку // Коммерсантъ. — 15.02.2020.
  58. 58,0 58,1 58,2 58,3 Остросюжетная внешняя политика. Как Россия перешла в дипломатическое наступление и чем оно может закончиться // Коммерсантъ. — 30.12.2021.
  59. Дмитрий Козак собирается в новый подход на Украину. Как может измениться политика Москвы в отношении Киева и Донбасса после ухода Владислава Суркова // Коммерсантъ. — 25.01.2020.
  60. Контактная группа в Минске договорилась о разведении сил в Донбассе. РИА Новости (12.03.2020).
  61. «Зеленский боится конфликта с „патриотическим лагерем“». Максим Юсин — об итогах первого года правления Владимира Зеленского // Коммерсантъ. — 19.05.2020.
  62. Политические будапешки. Вместо минского формата урегулирования Киев предлагает будапештский // Коммерсантъ. — № 97. — 03.06.2020.
  63. 63,0 63,1 Донбасс ставят на берлинские рельсы. «Нормандская четвёрка» возобновила движение к урегулированию на востоке Украины // Коммерсантъ. — 05.07.2020.
  64. В ДНР переходят к полному бессрочному прекращению огня с 27 июля // Радио Спутник, 26.07.2020.
  65. 65,0 65,1 65,2 65,3 65,4 Переговоры по Донбассу ушли в декрет о мире. «Ъ» ознакомился с мирными инициативами и выяснил, почему не рождается единый план // Коммерсантъ. — № 50. — 24.03.2021.
  66. Донбассу ищут выход. Киев обязался представить «дорожную карту» урегулирования на востоке Украины // «Коммерсантъ» от 28.10.2020
  67. Донбасс и Киев разыграли дорожные карты. Мирное урегулирование в Донбассе пока останется без плана // Коммерсантъ. — 11.11.2020.
  68. На войну в Донбассе отправляют заявление. Киев призывает остановить стрельбу на востоке Украины добрым словом // Коммерсантъ. — № 48. — 20.03.2021.
  69. Донбасскому урегулированию четвёртого не дано. Лидеры России, ФРГ и Франции обсудили Украину в отсутствие представителей Киева // Коммерсантъ. — 31.03.2021.
  70. Ключевые кластеры по реализации Минских соглашений. Проект Германии и Франции от 08.02.2021 с российскими поправками.
  71. 71,0 71,1 Мы наш, мы новый Минск построим. Украина документально оформила изменение минских соглашений на свой вкус // Коммерсантъ. — № 83. — 19.05.2021.
  72. «Украина должна уже узаконить свои отношения с Евросоюзом». Корреспондент «Ъ FM» — о встрече Владимира Зеленского и Эмманюэля Макрона. Коммерсантъ FM, 16.04.2021.
  73. «Нормандский формат» позвали на все четыре стороны. Владимир Зеленский стремится возобновить разговор с Владимиром Путиным о Донбассе // Коммерсантъ. — № 68. — 17.04.2021.
  74. Нет Донбасса без огня. На Украине требуют разрыва дипотношений с Россией на фоне провала переговоров // Коммерсантъ. — 19.04.2021.
  75. Зеленский предложил Путину встретиться в Донбассе // Коммерсантъ. — 20.04.2021.
  76. «Господин Путин! Я готов предложить вам встретиться в любой точке украинского Донбасса». Владимир Зеленский пригласил российского лидера на переговоры // Коммерсантъ. — 20.04.2021.
  77. Путин готов принять Зеленского в Москве, но не для обсуждения Донбасса // Коммерсантъ. — 22.04.2021.
  78. Владимир Зеленский обозначил приоритеты. Как прошла пресс-конференция украинского лидера. Коммерсантъ FM, 21.05.2021.
  79. Путин: Зеленский отдал Украину под внешнее управление // Коммерсантъ. — 30.06.2021.
  80. 80,0 80,1 Яйца канцлера не учат. Владимир Зеленский решил-таки поучить Ангелу Меркель // Коммерсантъ. — № 93. — 02.06.2021.
  81. Киев подпитывается американской мечтой. Украина ждет от США усиленной поддержки // Коммерсантъ. — 23.06.2021.
  82. Канцлер вам не гетман. Уходя, Ангела Меркель ничего не обещала Украине, кроме Минских соглашений // Коммерсантъ. — 22.08.2021.
  83. Меркель констатировала застой в урегулировании конфликта в Донбассе. lenta.ru. Дата обращения: 23 августа 2021.
  84. Принеси то — не саммит что. Переговорщики «нормандской четвёрки» готовят встречу лидеров, но сами в неё не верят // Коммерсантъ. — 22.09.2021.
  85. Request Rejected
  86. 86,0 86,1 Лавров заявил о «более наглом» поведении Киева. РБК, 01.12.2021.
  87. Германия и Франция назвали публикацию переписки с Россией нарушением дипломатических правил // Коммерсантъ. — 18.11.2021.
  88. Кремль прокомментировал переговоры Путина и Байдена // Коммерсантъ. — 07.12.2021.
  89. 89,0 89,1 Меролюбивая позиция. США и союзники готовы защищать Украину только экономически // Коммерсантъ. — 13.12.2021.
  90. А я иду, шагаю по войне. Что предложил Киев для мира на востоке Украины // Коммерсантъ. — 24.12.2021.
  91. 91,0 91,1 91,2 91,3 Власти Украины разжигают мир. Угрозу большой войны отменили перед переговорами в «нормандском формате» // Коммерсантъ. — 25.01.2022.
  92. На ответ мы ответим ответом. Москва восприняла письмо из Вашингтона со сдержанным пессимизмом // Коммерсантъ. — 28.01.2022.
  93. По Донбассу поступили новые перевводные. «Нормандская четвёрка» договорилась перевести Минские соглашения на общий язык // Коммерсантъ. -- 27.01.2022.
  94. Киев взял Берлин. Переговоры в «нормандском формате» в Германии закончились безрезультатно в пользу Украины // Коммерсантъ. -- 11.02.2022.
  95. Ежедневный отчет № 37/2022, опубликованный Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ в Украине (СММ) 17 февраля 2022 года. www.osce.org. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  96. ОБСЕ. Ежедневный отчёт № 38/2022 от 18 февраля 2022 года
  97. Давлетшина Л. Путин призвал Украину к переговорам с представителями ДНР и ЛНР. Известия (18 февраля 2022).
  98. Испытание на прорыв. www.kommersant.ru (18 февраля 2022).
  99. Никонов: признание ДНР и ЛНР повлечет за собой комплекс межгосударственных соглашений. ТАСС. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  100. Меркель назвала Минские соглашения попыткой дать Украине время // Lenta.ru, 07.12.2022
  101. Олланд согласился с заявлением Меркель о Минских соглашениях. Газета.ру, 30.12.2022.

Ссылки