Новый дворец (Потсдам)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Новый дворец
нем. Neues Palais
Тип здания дворец
Основатель Фридрих II
Строительство 17631769 годы
Состояние музей

Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан-Суси для официальных приёмов. Считается последним примером стиля барокко в Пруссии.

В качестве музея входит в «Фонд прусских дворцов и садов Берлина — Бранденбурга». Некоторые кампусы Потсдамского университета расположены в здании дворца.

История

Проект и место для дворца Фридрих II выбрал ещё до Семилетней войны. Предпочтение вместо фридерицианского рококо отдавалось палладианству. За основу взяты английский Замок Говард и голландский дом Кловенирсбюргваль[de] № 29, который в мирное время в Нидерландах впечатлил Фридриха[1]. Строительство началось после окончания войны, в память о которой напротив установлены 24-метровые триумфальные ворота[2]. Здание выполнено более сдержанно, без излишества скульптур и украшений, чтобы, по определению самого Фридриха, это не выглядело «Fanfaronade» (хвастовством и позёрством)[3]. Здание украшают три Грации: Аглая (красота), Евфросина (радость), Талия (изобилие). С апреля по октябрь приглашённые высокопоставленные гости и родственники короля посещали торжественные церемонии и внутренний театр[4] по случаю окончания строительства пышного дворца и демонстрации политической силы[5]. Незамужняя сестра короля Анна-Амалия выступила в качестве хозяйки дома, поскольку королева Елизавета Кристина, согласно желанию её супруга, не присутствовала[4].

После смерти короля Фридриха в 1786 году дворец редко использовался для официальных церемоний. В 1859 году кронпринц Фридрих Вильгельм, будущий император Фридрих III жил здесь в летние месяцы с семьёй. Во время своего 99-дневного правления (9 марта — 15 июня 1888) переименовал дворец во Фридрихскрон (нем. Schloß Friedrichskron) и велел выкопать вокруг него ров. Его сын последний император Вильгельм II оснастил дворец паровым отопление и электрическим освещением, в некоторых покоях устроены ванные комнаты, а в 1903 году у северной лестницы установлен лифт. До 1918 года дворец оставался летней резиденцией германского императора и его супруги Августы Виктории, и экскурсии были невозможны. После Ноябрьской революции 1918 года и отречения кронпринца Вильгельма в 1919 году дворец превращён в музей. После Второй мировой войны дворцу теперь вернули облик фридерицианского рококо.

Архитектура

Новый дворец

Фридрих Великий придерживался стиля барокко до конца своих дней, хотя в Европе набирал популярность классицизм, и потому в отличие от барочного дворца Сан-Суси он планировал строительство нового дворца в том же стиле, но с некоторыми новациями. Уже выстроивший Китайский чайный домик и Картинную галерею в Сан-Суси Йоханн Готтфрид Бюринг[de] получил заказ на проектирование гостевого дворца, в чём ему помогал Генрих  Людвиг Мангер[de]. Из-за разногласий проект передали Карлу фон Гонтарду, который заканчивал общий проект и оформление интерьеров.

В результате Новый дворец представляет собой трёхэтажное здание с фронтоном и фасадом протяжённостью 220 м и 55-метровым куполом. Его стиль можно определить как классицизирующее барокко переходного периода, что характерно для архитектуры Пруссии, Саксонии и Австрии того времени[6]. Пилястровый ордер и французские окна в сочетании с круглыми окнами третьего этажа, симметричная композиция из трёх ризалитов с курдонёром и многое другое усиливают образ классцистического здания[7].

Внешние стены имитируют красную кирпичную кладку за исключением южного крыла с королевскими покоями (Königswohnung), где стены выложены из натурального кирпича. Для украшения экстерьера дворца использовано 267 статуй[8] скульпторов Йоханна Петера Бенкерта[de], Готлиба Хаймюллера[de], братьев Йоханна Дэвида Рэнтца и Йоханна Лоренца Рэнтца.

Особенно интересны интерьеры дворца, оформленные в разных стилях: рокайльном, барочно-рокайльном и классицизирующем. Два плафона для Мраморного зала дворца написал французский живописец нидерландского происхождения Ш. А. Ф. ван Лоо: «Вознесение великого курфюрста на Олимп» (1751, потерян во время войны) и «Введение Ганимеда на Олимп» (1768) площадью 240 м². Это самая большая плафонная картина на холсте к северу от Альп[9].

Театр

Театр в Новом дворце

Изюминкой дворца является придворный театр XVIII века, занимающий два этажа отдельного крыла. Цветовая палитра красно-белая с позолотой и лепниной. Королевская ложа отсутствует, поскольку король Фридрих занимал место в третьем ряду. Он не любил немецкое искусство, отдавая предпочтение итальянскому и французскому зодчеству. Сегодня в театре ставятся представления.

Коммуны

«Коммуны» относятся сегодня к Потсдамскому университету.

В так называемых «коммунах» (Communs), скопированных с Гран Коммун[fr] в Версале, располагались жилые помещения для прислуги[en], кухни, прочие хозяйственные помещения. В 1769 году появились пристройки к зданию на юге для гвардии и на севере для кастелян. В северном крыле значительно позже разместилась Рейхская школа немецкой службы труда[de][10]. После Второй мировой войны здесь открыли Бранденбургский колледж (позже Педагогический колледж имени Карла Либкнехта) в Потсдаме. Сегодня здесь располагаются философский факультет, институт математики, физики и спорта Потсдамского университета.

Мопке

На внутреннем дворе дворца Мопке проводились масштабные фестивали и военные церемонии, куда открывался вид с лестниц и залов «Коммун». В 1896 году Вильгельм II построил под Мопке подземный проход между замком и павильоном.

Парк

Новый дворец расположен в западной части дворцового парка Сан-Суси, где заканчивается Большая аллея. В момент строительства он вписывался в барочный ландшафт, но претерпел изменения после работы Петера Йозефа Ленне. С тех пор у восточного крыла замка стоят Античный храм и Храм дружбы.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Hans-Joachim Giersberg. Friedrich als Bauherr. Studien zur Architektur des 18. Jahrhunderts in Berlin und Potsdam. — Berlin: Siedler, 1986. — ISBN 978-3-88680-222-7.
  2. Dittfeld, Hella. DasTriumphtor ist geöffnet, Potsdamer Neueste Nachrichten (12 сентября 2014). Архивировано 7 ноября 2017 года. Дата обращения 7 ноября 2017.
  3. Adrian von Butler, Marcus Köhler. Tod, Glück und Ruhm in Sanssouci. Ein Führer durch die Gartenwelt Friedrich des Großen.. — Ostfildern, 2012. — С. 132f.
  4. 4,0 4,1 Henriette Graf. Das Neue Palais König Friedrichs des Großen. Funktion, Nutzung, Raumdisposition und Möblierung, 1763–1784. In: Wie friderizianisch war das friderizianische Zeremoniell? Raumdisposition und Möblierung ausgewählter europäischer Schlösser am Ende des Ancien Régime. perspectivia.net. www.perspectivia.net (2.06.2012). Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  5. Karoline Zielosko. Verwandtenbesuch. Das Neue Palais als Bühne dynastischer Selbstinszenierung. In: Friedrich der Große und die Dynastie der Hohenzollern. perspectivia.net. www.perspectivia.net (30.09 / 1.10.2011). Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано 1 сентября 2017 года.
  6. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 167
  7. Sanssouci. Schlösser. Gärten. Kunstwerke. Potsdam-Sanssouci, 1974. S. 23-28
  8. Saskia Hüneke. „Net soli cedit“. Dekoration und Bauskulptur am Neuen Palais // Friederisiko. Friedrich der Große. Die Ausstellung. — München: Generaldirektion der Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin–Brandenburg, 2012. — С. 286ff.
  9. Bildindex [1] Архивная копия от 23 марта 2022 на Wayback Machine
  10. Frank Bauer, Hartmut Knitter, Heinz Ruppert. Vernichtet. Vergessen. Verdrängt. Militärbauten und militärische Denkmäler in Potsdam. — Berlin: Mittler, 1993. — С. 116. — ISBN 3-8132-0413-8.

Литература

  • Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. NEUES PALAIS НОВЫЙ ДВОРЕЦ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 702—703. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-038383-5.

Ссылки