Новосибирский трамвай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Новосибирский трамвай
Novosibirsk tram 2210 2018-12.jpg
Описание
Страна  Россия
Расположение Coat of Arms of Novosibirsk.svg Новосибирск
Дата открытия 26 ноября 1934 года
Владелец Мэрия Новосибирска
Эксплуатант МКП "ГЭТ"
Годовой пассажиропоток 21 млн
Сайт http://www.get-nsk.ru/
Маршрутная сеть
Число маршрутов 10
Число остановок 250
Длина сети 150 км. о. п.
Длина маршрутов 121 км
Подвижной состав
Число вагонов 190
Основные типы ПС КТМ-5М3, ЛМ-99К, ЛМ-99КЭ, 71-619КТ, 71-619К, 71-623, АКСМ-60102, АКСМ-62103, Tatra KT4DM, 71-608.
Число депо 2
Технические данные
Ширина колеи 1524 мм.
Стоимость проезда 25 рубля
Электрификация 640В

Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года. В настоящее время в Новосибирске действуют 10 маршрутов трамвая, которые обслуживаются двумя депо: Левобережным (до объединения в 2000 г. — Ленинское депо и Кировское депо) и Правобережным (до объединения в 2001 г. — Дзержинское депо и Октябрьское депо).

С 15 декабря 2021 года стоимость проезда в новосибирском трамвае составляет 25 руб., по Единой транспортной карте — 24 руб., по картам школьника и студента — 12.5 руб.

Эксплуатационная длина трамвайных путей в городе 74 км двойного пути. В 2020 году трамваем было перевезено 20 млн человек (для сравнения: в 1980 г. трамваем в Новосибирске было перевезено 183,3 млн пассажиров). При этом доля трамвая в общегородских перевозках общественным транспортом составила около 8 %, среди муниципального транспорта — 13 %.

В 2021 году пассажиропоток составил 20 миллионов человек.[1]

История

Первая идея о создании трамвайных линий возникла ещё до революции и начала Первой мировой, в 1914 году. Идею предложило Русское Восточно-Сибирское общество электрических трамваев. Даже началась подготовка проекта и сметы строительства. Через 2 года Министерство внутренних дел Российской империи, для сооружения в городе трамвая и реконструкции электрической станции, даёт разрешение на выпуск облигаций. Однако, затраты оценивались в 4,2 млн рублей, а облигационный заём составлял всего 1,5 млн рублей. Кроме того, тратились большие средства на ведение войны. А после её окончания началась революция и дело было уже не до решения транспортных проблем. Тем не менее росли и городская территория, и количество жителей. И проблема перевозок вскоре вновь встала острой.[2]

Подготовка к строительству Новосибирского трамвая началась с августа 1931 года, а с июня 1933 года началось строительство 1-й линии. Её сооружением занимался трамвайный трест. Помощь оказывали трудящиеся многих предприятий. Открытие первой линии состоялось утром 26 ноября 1934 года[2] и трамвай оставался основным общественным транспортным средством в миллионном городе до середины 1980-х годов (до момента пуска первого участка новосибирского метрополитена).

Трамвайные пути с зигзагами, оставшимися после закрытия ответвлений

Первый трамвайный маршрут связал железнодорожный вокзал с центром города. Трамвайные линии прокладывались на участках Вокзал — Ипподромская площадь, Ипподромская площадь — трамвайный парк, Ипподромская площадь — Центр. Питание подстанции осуществлялось от ТЭЦ-1.[3]

Протяжённость первой линии составляла чуть больше четырёх километров. Работало на ней шесть моторных и восемь прицепных вагонов. Моторные были локомотивами, которые вели прицепные вагоны, где и размещались пассажиры. До 1940 года в Новосибирске использовались только трамваи Мытищинского завода.[4]

30 апреля 1941 года открылось движение на левом берегу города. Первый и единственный на тот момент в левобережье маршрут «А» работал с 5 часов утра до 2 часов ночи и проходил по современным улицам Троллейной, Широкой, Станиславского и Титова, следуя мимо железнодорожной станции «Кривощёково», где размещалось трамвайное депо[5].

Великая Отечественная Война отразилась на развитии трамвая в Новосибирске. Началось невыполнение плана по перевозке пассажиров, сокращение маршрутов и вагонов, вызванное износом рельсов и подвижного состава. Не было завершено строительство ещё одного трамвайного парка.[6]

Тяжёлым оказался 1947 год. Сорвался по вине ряда новосибирских заводов капитальный ремонт вагонов, в неудовлетворительном состоянии находилось путевое хозяйство, из-за чего был поставлен печальный рекорд аварийности — 382 сходов трамваев с рельсов. В 1948 году новосибирский трамвай входил без ремонтной базы, с недокомплектом штата и отсутствием нужных деталей и материалов. Тем не менее именно в 1947 году наступил перелом в жизни новосибирского трамвая и начался его подьъём. Стали строить правобережное депо. Восстановили движение по маршруту №1 от вокзала до завода «Труд». В 1948 году удалось увеличить протяжённость трамвайных путей на три километра и отремонтировать четыре вагона силами правобережного парка. В том же 1948 году развернулось стахановское движение за восстановление трамвайного хозяйства. Трамвайный парк в 1948 году распределялся следующим образом: 68 пассажирских вагонов на правом берегу и 13 на левом.[7]

20 октября 1955 года было запущено движение трамвая через Коммунальный мост, в результате чего разобщённые сети левого и правого берегов Новосибирска объединились в одну[5].

В ноябре 1964 года сдаётся в эксплуатацию Октябрьское трамвайное депо. В 1972 году его серьёзно реконструировали. Улучшились условия труда и качество обслуживания подвижного состава, что способствовало повышению его эксплуатационных показателей. В 1971 году Левобережное трамвайное депо разделилось на Кировское и Ленинское. Ленинское депо осталось на территории бывшего Левобережного депо, а Кировское переехало во вновь отстроенные помещения.[8]

В 1960-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60 % общего пассажиропотока. В 1970-х годах трамвай продолжал играть такую же важную роль в городе, как и в предыдущем десятилетии. По состоянию на 1975 год, в Новосибирске длина трамвайного пути (в однопутном исчислении) составляла 189 км[9]. Однако в 1980-х годах участь многих городов СССР по уменьшению роли трамвая достигла и Новосибирска. Были демонтированы линии со многих крупных центральных улиц: Красный проспект, Гоголя, Кошурникова. В 1987 году была достигнута максимальная протяжённость трамвайных путей — 191,4 км.; в дальнейшем происходит сокращение трамвайной сети Новосибирска — уже в 1989 году она снижается до 181 км.[10]

В начале 1990-х годов, по причине перегруженности автотранспортом Октябрьского моста через реку Обь, было принято решение о ликвидации трамвайного движения по вышеуказанному мосту. С этого момента в Новосибирске образовались две независимые, не связанные друг с другом, трамвайные системы на обоих берегах Оби (такая ситуация уже была в городе с 1940 года по 1955 год, до открытия движения через Октябрьский мост).

Трамвайная система Новосибирска (2009)

По данным на 2012 год, в городе насчитывается порядка 145—150 км трамвайных путей (в однопутном исчислении)[9]. Из них 48 км находится в аварийном состоянии[11].

В 2014 году наступил переломный момент в развитии новосибирского трамвая, сокращение сети прекратилось, выполнен масштабный ремонт путей на улицах Мичурина, Троллейной, проспекте Дзержинского, запланированы новые ремонты (в том числе на конечных станциях), восстановлено кольцо на площади Маркса.

В июле 2015 года был построен правый поворот с ул. Сибиряков-Гвардейцев на ул. Вертковскую по направлению от площади Маркса, а также в обратном направлении. Это позволило организовать короткий маршрут № 16 до площади Маркса от Юго-Западного ж/м[12].

Новая линия (2018)

В 2015-2016 линия по улице Титова была продлена до нового микрорайона «Чистая Слобода» от конечной станции «Пос. Южный»[13]. Активное строительство велось с июля по октябрь 2016 года. Для работы на новой линии создан короткий маршрут № 2, который соединил микрорайон с метро, а старый маршрут № 8 попробовали соединить с маршрутом № 16[14]. Через 2 месяца маршрут № 2 переведён из пикового на постоянный график, а маршрут № 8 возвращён на старую трассу.

Карта трамвайных маршрутов Новосибирска на 2016-2020 годы, до закрытия кольца ТЭЦ

Маршруты

Карта трамвайных маршрутов (2022)

На июль 2021 года в городе эксплуатируются 10 трамвайных маршрутов:

  • № 2 Метро «пл. Маркса» — улица Вертковская — мкр. «Чистая Слобода»
  • № 3 Метро «пл. Маркса» — Молкомбинат (Маршрут восстановлен с 7 августа 2015 года, ранее был закрыт с 1 декабря 2006 года. Но был Возвращён в 2020 из-за ликвидации 9 маршрута)
  • № 8 Мкр. «Чистая Слобода» — улица Титова (Площадь Маркса) (До 1 июля 2021 года мкр. «Чистая Слобода» — ТЭЦ-2)
  • № 10 Бугринская роща — Хлебозавод (Кольцевой маршрут)
  • № 11 Сосновый бор — Золотая горка (До 3 апреля 2018 года ходил пл. Калинина — Золотая горка) В настоящее время из-за особенностей графика некоторые вагоны совершают рейсы “Сад мичуринцев-Сосновый бор" и "Сад Мичуринцев-Золотая горка"
  • № 13 Ул. Писарева — Гусинобродское шоссе
  • № 14 Пл. Калинина — Сад Мичуринцев (До 3 апреля 2018 года ходил Сосновый бор — Сад Мичуринцев)
  • № 15 Бугринская роща — Юго-Западный жилмассив
  • № 16 Метро «пл. Маркса» — Юго-Западный жилмассив (Ранее ПКиО «Берёзовая роща» — Сад Мичуринцев)
  • № 18 Ул. Петухова (Пос. Чемской) — Юго-Западный жилмассив

Депо

Филиал № 4 МКП ГЭТ

(до 2007 — Левобережное трамвайное депо). Организовано путём объединения в 1999 г. Ленинского и Кировского трамвайных депо.

  • Обслуживает маршруты № 2, 3, 8, 10, 15, 16, 18.
  • Подвижной состав: 57% — АКСМ-62103 (БКМ-62103), 21% - КТМ-5 (в т.ч. модернизированные 71-605РМ-11). Кроме того эксплуатируются один ЛМ-99К (длительное время не выходит на линию из-за неисправности) и два ЛМ-99КЭ, до конца 2007 эксплуатировались три вагона РВЗ-6М2, с 2008 — два КТМ-19КТ, а также модернизированные КТМ-5. В 2015 году закуплены пять вагонов Tatra KT4DM из Германии, прошедших капитальный ремонт (в исправном состоянии находятся 3), в 2016 куплены 10 подержаных КТМ-8КМ из Москвы (эксплуатируются 8).
  • С 2017 года проводится модернизация вагонов КТМ-5 на местном предприятии "БКМ-Сибирь" (фактически от старых вагонов остаются лишь отдельные элементы тележек; вагоны поступают из Белоруссии в виде машинокомплектов (кузовов) и на месте оснащаются оборудованием местного производства). По состоянию на январь 2022 года модернизировано 37 вагонов. В течение 2022 года ожидается модернизация ещё 5 вагонов.
  • Нумерация вагонов: 2006-2212. До объединения — 4001-4221

В составе депо две площадки (бывших депо): Ленинская (на ул. Троллейная) и Кировская (на ул. Сибиряков-Гвардейцев). На территории Кировской площадки депо до 2015 года был Музей Новосибирского электротранспорта.

Филиал № 5 МКП ГЭТ

(до 2007 — Правобережное трамвайное депо). Организовано путём объединения в 1998 г. Октябрьского и Дзержинского (старейшего в городе) трамвайных депо. В 2008 году рельсовая связь с Дзержинской площадкой уничтожена.

  • Обслуживает маршруты № 11, 13, 14
  • Подвижной состав: 71-605, 71-605А, 71-605РМ-11, 71-619К, 71-619КТ, 71-623 (с октября 2019 не эксплуатируется по причине поломки тележки). По состоянию на январь 2022 года введены в эксплуатацию 4 единицы 71-619А, прибывших из Москвы.

В Правобережном депо помимо классических КТМ-5 эксплуатируется модернизированный КТМ № 3019, построенный в 2004 г. силами специалистов Завода «Сибэлтранс» и Правобережного трамвайного депо на основе старого кузова КТМ-5. Начиная с 2007 года в обоих депо производится модернизация вагонов КТМ-5. В ходе модернизации заменяется обшивка кузова, увеличивается высота окон, заменяется интерьер (см. фото). С 2008 г. на модернизированные вагоны устанавливается тяговый привод на IGBT-транзисторах. По состоянию на 2011 год модернизирован 21 вагон.

За всё время существования трамвая в Новосибирске эксплуатировались следующие типы пассажирских вагонов:

Тип вагона Начало эксплуатации Окончание эксплуатации Общее количество
Х/М 1934 ?
Ф и БФ 1962 ? 65
КП и С ? ? 80
МС и ПС 1955 ? 89 и 122
КТМ/КТП-1 1952 1965 46 и 49
КТМ/КТП-2 1961 1965 3 поезда
МТВ-82 1950 1969 103
Tatra K2SU 1968 1976 36
РВЗ-6 1961 2007 903
РВЗ-7 1983 1988 7
КТМ-5М3 1987 по настоящее время 90
ЛМ-99К 2001 по настоящее время 1
ЛМ-99КЭ 2003 по настоящее время 2
КТМ-19КТ 2008 по настоящее время 4
АКСМ-60102 2011 по настоящее время 1
71-623 2012 по настоящее время 1
АКСМ-62103 2014 по настоящее время 48
Tatra KT4DM 2015 по настоящее время 5
КТМ-8КМ 2016 по настоящее время 10
КТМ-19К 2019 по настоящее время 20

Динамика изменения числа пассажирских вагонов в Новосибирске:

Год Количество
1934 17 ?
1940 60
1943 75
1954 119
1965 400
1991 423
1995 282
2000 207
2001 202
2002 197
2003 196
2004 194
2005 188
2006 182
2007 177
2009 159
2011 144
2013 124
2016 135
2017 135
2018 139
2020 159
2022 169

Обозначение трамваев в депо на 2003 год: 3001-3118,2003-2219 - пассажирские вагоны,работающие на маршрутах. КВ - контактные вышки, Г - грузовые вагоны, МП - моторные платформы, РТ - рельсотранспортёры, ПРМ - сварочные вагоны, С - щёточные снегоочистители, СД - вихревые снегоочистители, П - поливомоечные вагоны, ЭВК - экскурсионные вагоны, У - учебные вагоны.

Перспективы

С 80-х годов, когда после начала строительства метро трамвайная сеть города приобрела близкий к современному облик, выдвигались различные предложения по её развитию, однако большая их часть осталась нереализованными, и все последующие годы протяжённость сети, число вагонов и маршрутов только сокращались.

Например, в «наследство» от предложения перенести при строительстве метро трамвай с ул. Сибиряков-Гвардейцев на ул. Ватутина на мосту через р. Тула сохранился никогда не эксплуатировавшийся отрезок рельсов. Существует более правдоподобная версия, что рельсы являются просто элементом силовой конструкции этого «моста» и не предназначались для трамвайного движения.

Другой подобный артефакт ещё несколько лет назад можно было встретить на пересечении ул. Писарева и Ипподромская. Это свидетельство планов по соединению трамвайного кольца на ул. Писарева с линиями по пр. Дзержинского либо ул. Богдана Хмельницкого.

В настоящее время обсуждаются следующие проекты:

  • Перенос трамвайного кольца за Оперным театром к пересечению улиц Зыряновская и Гурьевская. В другом варианте проекта предлагается в рамках строительства развязки у Октябрьского моста расположить трамвайное кольцо непосредственно в расширении улицы Восход возле окончания бульвара.
  • Расширение улицы Зыряновской и превращение её в дублёр Большевистской на участке от Южной площади до Коммунального моста. При этом трамвайная линия маршрута № 13 будет перенесена ближе к линии железной дороги. По словам специалистов «Новосибгражданпроекта», сначала будут построены новые трамвайные пути, а лишь затем демонтированы старые, чтобы не прерывалось движение трамваев. Однако при этом не вполне ясным остаётся вопрос об организации нормального пересечения трамвайных путей и улицы Восход[15].
  • Предпроектные проработки будущих линий скоростного трамвая. Определены 4 приоритетных направления:
    • Площадь Маркса — пос. Чемской — Краснообск — ОбьГЭС;
    • Площадь Калинина — ул. Учительская — ж/м Снегири и Родники;
    • Центр — ул. Орджоникидзе — ул. Лескова — ул. Выборная — Плющихинский ж/м — Гусинобродское шоссе;
    • Ул. Котовского — ул. Широкая — ул. Порт-Артурская.

Примечания

  1. «Это преступление перед городом»: Михаил Никулин — о трамваях, тарифах, парковках в центре и разрушении системы транспорта. ngs.ru (17 ноября 2021). Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Что лучше: трамвай или автобус? 70 лет назад в Новосибирске появился трамвай — газета «Вечерний Новосибирск», 17.11.2004. Дата обращения: 2 декабря 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  3. История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. / Главный редактор А. Ф. Косенков. — Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006. — Т. 2. — С. 166. — ISBN 5-94020-234-7.
  4. История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. / Главный редактор А. Ф. Косенков. — Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006. — Т. 2. — С. 167. — ISBN 5-94020-234-7.
  5. 5,0 5,1 70 лет назад трамвай пришел на левый берег Новосибирска. Комсомольская правда.. Дата обращения: 23 июня 2022. Архивировано 8 декабря 2011 года.
  6. История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. / Главный редактор А. Ф. Косенков. — Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006. — Т. 2. — С. 176. — ISBN 5-94020-234-7.
  7. История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. / Главный редактор А. Ф. Косенков. — Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006. — Т. 2. — С. 185. — ISBN 5-94020-234-7.
  8. История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. / Главный редактор А. Ф. Косенков. — Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006. — Т. 2. — С. 193. — ISBN 5-94020-234-7.
  9. 9,0 9,1 Черти рогатые — НГС.НОВОСТИ, 08.12.2012. Дата обращения: 9 декабря 2012. Архивировано 10 декабря 2012 года.
  10. История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. / Главный редактор А. Ф. Косенков. — Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006. — Т. 2. — С. 200. — ISBN 5-94020-234-7.
  11. Треть трамвайных путей в Новосибирске пришла в негодность — НГС.НОВОСТИ, 31.05.2012. Дата обращения: 9 декабря 2012. Архивировано 4 сентября 2012 года.
  12. Запускается новый трамвайный маршрут до площади Маркса — НГС.НОВОСТИ, 29.07.2015. Дата обращения: 31 июля 2015. Архивировано 1 августа 2015 года.
  13. Власти заказали строительство трамвайных путей до «Чистой Слободы» — НГС.НОВОСТИ, 20.04.2015. Дата обращения: 15 июня 2015. Архивировано 2 июля 2015 года.
  14. До «Чистой слободы» пустят два трамвайных маршрута Источник: http://sibkray.ru/news/1/883791/. Дата обращения: 26 октября 2016. Архивировано 26 октября 2016 года.
  15. Зыряновский автобан — НГС.НОВОСТИ, 31.07.2013. Дата обращения: 1 августа 2013. Архивировано 1 августа 2013 года.

Ссылки