Транспорт Крыма

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Новороссийск — Севастополь»)

Транспорт Крыма — крупная отрасль экономики Крыма. В Крыму действуют все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный и воздушный.

История

XIX век

Во время Крымской войны была построена Балаклавская железная дорога, но после войны она была разобрана. Первый поезд пришёл в Симферополь в 1874 году. В 1892 году было закончено строительство железной дороги от Джанкоя до Феодосии, а в 1900 году — до Керчи.

XX век

В 1920 году был введён в эксплуатацию участок железной дороги Джанкой — Армянск.

В 1936 году был построен симферопольский аэропорт[1].

В 1944 году было открыто движение по железнодорожному мосту на Кубань, но вскоре этот мост был разрушен.

В 1950 году было завершено строительство автомобильной дороги Москва — Симферополь. В 1951 году после 5-летней реконструкции был открыт Симферопольский железнодорожный вокзал, ставший одним из главных архитектурных символов столицы Крыма.

В 1975 году электрификацией участка Мелитополь — Севастополь был завершён перевод на электротягу всей железнодорожной магистрали Москва-Курская — Севастополь.

XXI век

После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года в транспортном комплексе полуострова начались коренные изменения. Почти все транспортные связи с Украиной были разорваны в 2014—2015 годах по инициативе украинской стороны, сохранилось только легковое автомобильное движение. В Крыму произошла переориентация грузовых и пассажирских потоков, при этом резко возросла роль Керченской паромной переправы и симферопольского аэропорта.

С целью модернизации транспортной инфраструктуры Крыма и её интеграции с остальной частью России началась реализация ряда крупных инвестиционных проектов. В 2015 году стартовало строительство автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив. В декабре 2016 года был введён в эксплуатацию магистральный газопровод, соединивший Крым с Единой системой газоснабжения России. В мае 2017 года началось строительство федеральной автомобильной дороги «Таврида» от Керчи до Севастополя[2]. В апреле 2018 года был введён в эксплуатацию новый терминал аэропорта «Симферополь». 16 мая 2018 года открылось автомобильное движение по Крымскому мосту, Крым получил прямую сухопутную связь с остальной частью России[3]. 29 декабря 2018 года было открыто движение по первому участку новой автомобильной дороги «Таврида»[4].

23 декабря 2019 года состоялось открытие железнодорожной части Крымского моста[5]. Как следствие, в сентябре 2020 года Керченская паромная переправа приостановила свою работу из-за отсутствия спроса[6].

10 марта 2022 года глава Крыма Сергей Аксёнов заявил о восстановлении железнодорожного сообщения Крыма с Херсоном[7].

В сентябре 2023 года в России было объявлено о начале проектирования железнодорожной ветки, которая соединит Крым с Ростовской областью через Запорожскую область и ДНР по побережью Азовского моря. Это один из самых масштабных инфраструктурных проектов с момента вхождения в состав России нескольких регионов. «Сухопутный мост» улучшит транспортное обеспечение Крыма и окажет влияние на развитие новых регионов. Как рассказал в интервью ТАСС министр экономического развития Запорожской области Юрий Гуськов, ветка свяжет между собой «Мелитопольский узел, Бердянск с выходом на Ростов». Проект реализует предприятие «Железные дороги Новороссии», строительство должно завершиться в течение нескольких лет. Федеральное государственное унитарное предприятие «Железные дороги Новороссии» с головным офисом в Донецке было создано по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина и объединило железные дороги Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Появление железной дороги, которая свяжет Мариуполь, Волноваху и Донецк с Россией, позволит транспортировать военные и гражданские грузы в обход Крымского моста. Новая железная дорога будет проходить практически параллельно автомобильной трассе. Автодорога из Ростова в Крым протянется через Таганрог, Бердянск, Мариуполь, Мелитополь, Геническ, Чонгар, Джанкой и Симферополь, огибая Азовское море. Строительство дорожного кольца планировали завершить до конца 2024 года, но в августе вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что эту дорогу, длина которой составит 1,4 тыс. километров, достроят через пять лет[8].

Виды транспорта

Сухопутный

Рельсовый

Железнодорожный

В 2013 году объём перевозок составил 6,8 млн т (60 % от общего объёма), грузооборот — 4910 млн т·км[9].

Железнодорожная сеть Крыма связана с сетью железных дорог «материковой» части России благодаря Крымскому мосту, запуск железнодорожной части которого состоялся 23 декабря 2019 года[10]. В июне 2020 года по мосту запустили железнодорожное грузовое движение[11].

Трамвайный

Единственная в Крыму трамвайная система функционирует в Евпатории[12].

Автомобильный

Крымский мост. 23 декабря 2019 года
Дороги

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования составляет 6 266,8 км[13]. Основным нормативным требованиям, таким как ровность, сцепление и прочность покрытия, в 2015 году соответствовало только 20 % дорог Крыма[14].

Протяжённость коммунальных автомобильных дорог составляет 8504,7 км[13].

Автобусный транспорт

Автобусы из Симферополя, Ялты, Севастополя идут практически до всех крупных украинских городов (Киев, Харьков, Днепр, Херсон, Одесса, Николаев), но границу эти автобусы с 27 декабря 2014 года не пересекают. Они довозят пассажиров до границы, которую тем приходится пересекать по пешеходной зоне пограничного и таможенного контроля, после чего на украинской территории они продолжают поездку на украинском автобусе[15].

Внутри Крыма сеть автобусов охватывает все города (в том числе и некурортные), сообщение регулярное. Также существует регулярное сообщение с рядом городов материковой России.

В 2015 году были запущены «Аэроэкспрессы» — скоростные автобусы от Симферопольского аэропорта до Ялты[16].

Троллейбусный транспорт
Троллейбусы «Мегаполис» в парке. 2018 год

Крымский троллейбус представляет собой уникальную междугородную систему, связывающую Симферополь с курортами Южного берега Крыма и включает в себя самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут Симферополь — Алушта — Ялта протяжённостью 96 км. Билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в железнодорожных кассах крупных городов: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе.

Система включает также линии городских и пригородных троллейбусных маршрутов. Предприятие «Крымтроллейбус» основано в 1959 году. Изначально «Крымтроллейбус», кроме троллейбусных маршрутов, обеспечивал работу симферопольских трамваев, вплоть до их ликвидации в ноябре 1970 года.

В настоящее время в Крыму действуют только одна трамвайная система в Евпатории

Трубопроводный

В Крыму действует система магистральных газопроводов. Она связана с «материковой» газопроводной сетью России благодаря газопроводу «Краснодарский край — Крым».

Воздушный

Новый терминал аэропорта Симферополь

Основным аэропортом Крыма является международный аэропорт Симферополь. До 2014 года аэропорт считался международным с долей иностранных рейсов в 72 %, но при этом 80 % этих рейсов соединяли Крым с российскими аэропортами. В результате, после присоединения Крыма к России, большинство международных рейсов стали фактически внутрироссийскими, а пассажиропоток лишь увеличился[17]. По итогам 2014 года аэропорт показал рекордные показатели роста, увеличив пассажиропоток в 2,3 раза по сравнению с 2013 годом — до 2,8 миллионов пассажиров[17][18], аэропорт принял 11,6 тыс. рейсов. С 2015 года аэропорт перевозил по 5 млн человек в год. За первое полугодие 2021 года аэропорт поставил собственный рекорд, впервые в своей истории обслужив более 2,5 млн пассажиров[19].

Официальные международные рейсы не осуществляются, что связано с международными санкциями, последовавшими после воссоединения Крыма с Россией, и правовым статусом полуострова[20].

Кроме аэропорта Симферополь, есть ещё два действующих аэропорта: Бельбек, который планируется использовать для чартерных рейсов, и Заводское, способный принимать вертолёты и самолёты 4-го класса (Л-410, Ан-2).

Севастопольский аэропорт Бельбек имеет полосу протяжённостью более 3 км, но она не рассчитана на частое использование тяжёлыми среднемагистральными самолётами.

Морской

Маршруты

Транспортные маршруты
Вид
перевозки
Направление
Легковые автомобили Кавказ — Крым
Грузовые автомобили Кавказ — Керчь
Новороссийск — Керчь
Темрюк — Керчь
Новороссийск — Севастополь
Контейнеры Новороссийск — Севастополь
Вагоны Кавказ — Крым
Кавказ — Керчь
Танкеры и сухогрузы Волго-Дон — Крым

Морской транспорт обеспечивает автомобильно-пассажирские перевозки (RoPax) с материковой частью России и с Турцией. Из паромных линий наибольший объём перевозок выполняет Керченская переправа: в январе 2015 года она обеспечила перевозку 140 тысяч пассажиров, 2 тыс. автобусов, 10 тыс. грузовых и 31 тыс. легковых машин[21]. До открытия автодорожной части Крымского моста для общественного транспорта через паромную переправу осуществлялись перевозки по единому билету.

Каботаж

см. Комета 120М[22]

Контейнерные

Перспективным направлением является переход от автомобильных Ро-ро перевозок к транспортировке контейнеров.

В апреле 2014 года «Трансконтейнер» выступил с предложением о доставке контейнеров по железной дороге до Краснодара с последующей перевалкой на автотранспорт и доставкой в Крым через Керченскую переправу [1].

Летом 2014 года по железной дороге через Керченскую переправу была отправлена первая партия контейнеров. До этого перевозки контейнеров в Крыму по железной дороге не выполнялись[23][24].

Контейнеровоз «Сильный» проекта 19620 совершает семь круговых рейсов в месяц. Для перевозки принимаются 20 и 40 футовые контейнеры с максимальной загрузкой до 26 и 28 тонн соответственно, а также опасные грузы в упаковке. Построен в Рыбинске в 1986 году[25]. Вместимость — до 62 контейнеров[26]. В октябре 2015 года был выполнен 70-й круговой рейс[27].

7 сентября 2014 год из Новороссийска в Севастополь был отправлен первый контейнеровоз[28]. Регулярными перевозки стали в декабре 2014 года. На линии используются терминалы «НУТЭП» в Новороссийске и «Авлита» в Севастополе[28]. Для доставки контейнеров в Крыму задействованы тягачи с полуприцепами и железнодорожные платформы[28]. При открытии линии контейнеровоз совершал круговой рейс за неделю, спустя шесть месяцев — интервал был сокращён до 4 дней.

За первый год объём перевозок составил 4000 груженых контейнеров[29]. Также оператором была введена в работу регулярная линия Коми — Новороссийск[30].

Река — море

В 2015 году некоторые из российских производителей рассматривают возможность доставки своей продукции по маршруту Волга — Крым[31].

12 июня 2015 года грузовой теплоход «Байкальск» класса «река-море» отправился в первый рейс из Волгограда в Севастополь[32]. На борт теплохода были погружены 2 тыс. тонн сухих строительных смесей ВОЛМА. Отправку через речной порт компания произвела впервые, ранее компания использовала только два способа доставки — автомобильный и железнодорожный транспорт. Одним из ключевых моментов стало определение дистрибьютора, способного единовременно принять весь объём груза[33].

Специализация портов

В Крыму пять крупных морских портов — Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинский. В 2013 году их суммарный грузооборот составил 11,3 млн тонн[34]. В 2013 году на Керчь и Севастополь: приходилось почти 70 % грузооборота портов полуострова[34]. В 2013 году на транзит, который составляли в основном российские грузы, приходилось 43 % грузооборота крымских портов[34]. В Керчи доля транзитных грузов составляла 87 %, в Феодосии — 78 %[34]. В Севастополе 90 % грузооборота составлял украинский экспорт[34]. В Ялтинском порту весь грузооборот формировали каботажные перевозки[34]. Евпатория специализировалась на перевалке автотранспорта. В 2013 году через Евпаторию прошла практически половина украинского грузопотока автотранспорта, в месяц порт обрабатывал 22-23 судна типа ро-ро[34].

Важную роль в обеспечении жизнедеятельности Крыма играют специализированные порты:

Также есть два рыбных порта: Керченский и Севастопольский. Через Керченский рыбный порт проходит один железнодорожный и два автомобильных паромных маршрута.

Больше всего портов территориально относятся к городу Керчь: Керченский торговый, Керченский рыбный, Крым и Камыш-Бурун. Камыш-Бурун был построен и функционировал как подразделение Камыш-Бурунского железорудного комбината. В настоящее время специализируется на генеральных грузах.

После воссоединения Крыма с Россией практически оказались перекрыты грузопотоки с Украины в сторону крымских портов, без которых порты в краткосрочной перспективе оказались недозагружены и можно было рассчитывать в основном на вывоз из этих портов продукции, произведённой в Крыму, и на поставки грузов, ориентированных на потребление Крыма. В связи с этим Министерством РФ по делам Крыма изучалась концепция круизно-туристической переориентации крымских портов[35]. Международный круизный туризм с заходом пассажирских лайнеров в порты Крыма, по всей видимости, не может быть возобновлён: в соответствии с введёнными санкциями, с декабря 2014 года европейским компаниям запрещено оказывать туристические услуги в Крыму, а иностранным судам — заходить в крымские морские порты. Крупные круизные компании официально объявили, что отказываются от морских круизов по Чёрному морю в связи с «ситуацией на Крымском полуострове»[36][37], кроме аварийных случаев[38][39].

В марте 2014 года было создано ГУП «Крымские морские порты», в состав которого вошли Керченские торговый и рыбный порты, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский торговые порты[40].

Позиция Украины

4 июля 2014 года Государственная инспекция по безопасности на морском и речном транспорте Украины сообщила о закрытии для международного судоходства морских портов Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта[41]. Сообщение не имело никакой реакции на реальные порты Республики Крым, которые в тот момент уже контролировались Россией. Отмечались сотни нарушений украинских запретов[42].

Примечания

  1. Международный аэропорт Симферополь. Досье
  2. В Крыму дали официальный старт строительству «Тавриды», РИА Крым.
  3. Открылось движение грузовиков по Крымскому мосту. По нему уже проехало более 700 фур. ТАСС.
  4. Путин открыл движение по трассе «Таврида» в Крыму. vedomosti.ru.
  5. Строительство железнодорожной части Крымского моста официально завершено. РБК.
  6. Паромная переправа в Керчи приостановила работу из-за отсутствия заказов. rbc.ru. Дата обращения: 29 сентября 2020.
  7. Глава Крыма сообщил о восстановлении железнодорожного сообщения с Херсоном
  8. У Крымского моста появится сухопутная альтернатива // Взгляд, 27.09.2023
  9. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Крым в 2013 году (недоступная ссылка). РЕСКОМПРИРОДЫ КРЫМА. Дата обращения: 29 мая 2015. Архивировано 27 апреля 2015 года.
  10. Строительство железнодорожной части Крымского моста официально завершено. rbc.ru. Дата обращения: 18 декабря 2019.
  11. По Крымскому мосту запустили железнодорожное грузовое движение. Коммерсантъ. Дата обращения: 30 июня 2020.
  12. Власти Евпатории заключили контракт на поставку 27 новых трамваев. iz.ru. Дата обращения: 14 января 2021.
  13. 13,0 13,1 Транспортный комплекс. Министерство экономического развития Республики Крым. Дата обращения: 22 апреля 2015. Архивировано 26 января 2015 года.
  14. Подведены итоги второго Крымского транспортного форума. Регнум (29 июня 2015). Дата обращения: 9 июля 2015.
  15. Транспортная блокада Крыма: самолеты не летают и не ходят поезда // РИА Крым, 11.10.2015
  16. Аэроэкспресс FLY&BAS _ Аэропорт Симферополь _ Новый терминал
  17. 17,0 17,1 «У аэропорта Симферополя международных рейсов нет и магазинов Duty Free нет», «Газета.ру»
  18. Итоги деятельности Международного аэропорта «Симферополь» за 2014 год (недоступная ссылка). Международный аэропорт "Симферополь" (2015). Дата обращения: 9 июля 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  19. Впервые в истории: аэропорт Симферополь обслужил 2,5 млн человек. crimea.ria.ru. Дата обращения: 6 июля 2021.
  20. Частные инвесторы облетают Крым. Коммерсантъ. Дата обращения: 29 сентября 2015.
  21. В январе 2015г. Керченской переправой воспользовались порядка 140 тыс. пассажиров. РБК (3 февраля 2015). Дата обращения: 27 декабря 2020.
  22. В Крыму сообщили о планах соединить крупные города морским сообщением // РИА Новости, 26 апр 2019
  23. Завод Дмитрия Фирташа возобновил экспорт соды из Крыма, используя ж/д и Керченскую переправу. Морской транспорт (1 августа 2014). Дата обращения: 18 мая 2015.
  24. Первые контейнеры в Крыму — при Украине этого не случалось. Infranews (1 августа 2014). Дата обращения: 18 мая 2015.
  25. 19 декабря 2014 года Керченская переправа закрыта из-за тумана. korabli.eu. Дата обращения: 26 апреля 2015.
  26. Прямые перевозки в Крым без рисков паромной переправы (недоступная ссылка). Мангуст. Дата обращения: 26 апреля 2015. Архивировано 4 мая 2015 года.
  27. Расписание контейнеровоза. Мангуст. Дата обращения: 26 апреля 2015.
  28. 28,0 28,1 28,2 У Керченской переправы появилась альтернатива – контейнерная линия. Логирус (9 сентября 2014). Дата обращения: 18 мая 2015.
  29. Контейнерная линия компании «Мангуст» в новейшей истории Крыма
  30. Большой груз — не всегда большие проблемы. Специалисты справляются с задачей «на раз»
  31. Компания "ВОЛМА" закроет дефицит стройматериалов в Крымском федеральном округе. Крыминформ (20 апреля 2015). Дата обращения: 22 апреля 2015.
  32. Грузовой теплоход класса «река-море» совершил первый рейс из Волгограда в Севастополь. Волга-Медиа (19 июня 2015). Дата обращения: 22 июня 2015.
  33. ВОЛМА. Новый путь в Крым. Крыминформ (30 июня 2015). Дата обращения: 1 июля 2015.
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 34,5 34,6 Порты Крыма: состояние и перспективы. Морские порты (№2 (2014)). Дата обращения: 24 апреля 2015.
  35. У крымских портов проблемы из-за перекрытия грузопотоков из Украины. Новости Крыма — крымская служба новостей, 13.05.2014
  36. Крым под санкциями: что изменилось за полтора года // РИА Крым, 7.10.2015
  37. Дубровин, Д.. Евросоюз призвал страны ООН ввести ограничительные меры в отношении Крыма, ТАСС (16 марта 2015).
  38. Crimea and Sevastopol: Further EU sanctions approved (англ.) (недоступная ссылка). Европейский совет (18 декабря 2014). Дата обращения: 25 августа 2015. Архивировано 29 июня 2015 года.
  39. МИД: Санкции против Крыма - коллективное наказание народа, Грани.ру (20 июня 2015).
  40. ГУП «Крымские морские порты»: Основные фонды крымских портов изношены на 99,3 %. PortNews, 25.06.2015.
  41. Украина официально закрывает морские порты Крыма. Газета.Ru
  42. После аннексии Крыма в порты заходили украинские суда. Odnako.su

Ссылки

}}