Новая политическая экономия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Новая политическая экономия (новая политэкономия) — школа современной экономической теории, изучающая функционирование политической системы и поведение политиков и избирателей. Для новой политэкономии характерно, что по сути её определяет, активное использование методов и результатов нового институционализма (теории контрактов или теории оптимальных механизмов (дизайн механизмов), которую создали Л. Гурвич, Э. Маскин и Р. Майерсон) для анализа традиционных вопросов политологии. Новая политэкономия исходит из модели, когда принятие политических решений делегируется особой группе индивидов (то есть политикам), что обусловлено необходимостью.

Основные представители: Джеймс Бьюкенен, Гордон Таллок.

История появления и развития

Новая политическая экономия считается результатом синтеза теории общественного выбора и макроэкономики[1]. Также новая политическая экономия учитывает современные модели микроэкономики.

Методология школы

Свою задачу новая политическая экономия, в частности, видит в анализе влияния политических процессов на особенности функционирования экономического рынка. В рамках данной теории рассматриваются:

  • чиновники и политики, которые призваны реализовывать интересы граждан, но, помимо этого, преследуют и собственные интересы;
  • граждане, институты гражданского общества, СМИ, которые тоже имеют свои интересы и пытаются через чиновников и политиков их реализовать;
  • государство — сложная структура, которая устроена как система противовесов и сама по себе является неким источником неэффективности.

Новая политическая экономия отказывается от доктрины идеального государства и правительства, которое заботится о гражданах. Государственные институты могут иметь разные интересы, например, интересы чиновников, составляющих государственный бюрократический аппарат, и политиков, которые избираются, могут кардинально отличаться. Возникают ситуации, когда политики и чиновники, в терминах институционализма — «агенты», преследуя свои интересы, договариваются между собой, зачастую, игнорируя интересы избирателя. Коррупция может быть частным проявлением этих противоречий.

Основные представители

См. также

Примечания

  1. Полтерович В. М. Элементы теории реформ. — М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2007. — ISBN 978-5-282-02803-4

Ссылки

  • Besley T. (2005) The New Political Economy. The Keynes Lecture in Economics, delivered at the British Academy on October 13th 2004. // Proceedings of the British Academy. Vol. 131. Pp. 371−395. pdf
  • Таллок Г. Общественные блага, перераспределение и поиск ренты / Пер с англ. Л.Гончаровой. — М.: Изд. Института Гайдара, 2011. — ISBN 978-5-93255-332-9.
  • История экономических учений (современный этап): Учебник / под общ. ред. А. Г. Худокормова. — М.: Инфра-М, 2009. — ISBN 978-5-16-003584-0.
  • История экономических учений: Учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2009. — ISBN 978-5-16-002550-6.
  • Лаффон Ж.-Ж. Стимулы и политэкономия / пер. с англ. Н. В. Шиловой; под науч. ред. В. П. Бусыгина, М. И. Левина. — 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 311 с. — ISBN 978-5-7598-0607-3, ISBN 0-19-829424-7.