Никольский единоверческий монастырь

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Монастырь
Московский Никольский единоверческий монастырь
Ансамбль Никольского Единоверческого монастыря.  Объект культурного наследия РФАнсамбль Никольского Единоверческого монастыря.
Герб Объект культурного наследия РФ
Страна  Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип мужской
Дата основания 1866
Дата упразднения 1923 год
Статус Охраняется государством
Сайт nikola-edinover.ru

Московский Никольский единоверческий монастырь — бывший мужской единоверческий монастырь Русской православной церкви, располагавшийся на окраине Москвы — в районе Преображенской слободы. Сегодня бывший монастырь расположен в районе Преображенское Восточного административного округа города Москвы, а его территория относится к Воскресенскому благочинию Московской епархии.

Монастырь знаменит тем, что в нём служили несколько известных миссионеров, специализировавшихся на работе со старообрядцами. Именно в этом монастыре проходили первые съезды так называемых епархиальных противораскольнических миссионеров. Монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники и трудники монастыря стали священниками на единоверческих приходах во множестве епархий Русской православной церкви.

История открытия монастыря

В XVIII веке на месте монастыря существовала Преображенская община старообрядцев-беспоповцев (до сих пор существует на части своей прежней территории).

В 1854 году Преображенская соборная часовня беспоповцев, считавшихся нелояльными государству, была у них отнята и передана единоверцам как Никольский единоверческий храм.

В конце 1865 года митрополит Филарет (Дроздов) обратился к императору с ходатайством учредить мужской единоверческий монастырь на московском Преображенском кладбище, на месте мужской половины Преображенской общины беспоповцев, и получил положительный ответ через обер-прокурора.

Игумен Филарет (Захарович) в «Исторической записке об основании Никольского монастыря» по этому поводу писал:

В решении этом между прочим сказано, чтобы призреваемые в зданиях мужского отделения Преображенского богаделенного дома до 25 беспоповцев переведены были в свободные здания женского отделения Преображенского богаделенного дома с предоставлением занимаемого ими помещения и вновь воздвигаемого флигеля единоверческому монастырю, но с тем, чтобы за эти здания, согласно мнению Министра внутренних дел и министра финансов, было назначено беспоповцам соответственное денежное вознаграждение, за строящийся флигель единоверцами, а за занимаемые призреваемыми беспоповцами помещения, если сами единоверцы не признают возможности приобрести оные покупкою на собственные средства, из сумм государственного казначейства, по предварительной оценке, и в размере, не превышающем 25 тысяч рублей. Там же сказано, что для скорейшего окончания дела, обращающего на себя особенное внимание Государя Императора, комитет министров положил, чтобы «ныне же, и не ожидая оценки, передать единоверцам для устройства монастыря здания, занимаемые беспоповцами на мужском отделении Преображенского богаделенного дома в Москве, с переводом призреваемых в тех зданиях в помещения женского отделения означенного богаделенного дома». Его Императорское Величество 12 ноября Высочайше изволил положить на журнале комитета министров собственноручную резолюцию: «Исполнить»[1].

Торжественное открытие состоялось 16 мая 1866 года, но сам Филарет по болезни присутствовать на открытии не смог и послал своего викария Леонида, епископа Дмитровского[2].

Вид на Никольский монастырь со стороны главных ворот, 1895 год

Поводом к открытию монастыря послужила политика Российского правительства, направленная на подталкивание старообрядцев к переходу в единоверие. Непосредственной причиной основания монастыря был переход в единоверие нескольких представителей старообрядческого духовенства Белокриницкого согласия. Это были три епископа — Онуфрий (Парусов), Пафнутий (Овчинников) и Сергий, один иеромонах — Иоасаф, два архидиакона — Филарет (Захарович) и Кирилл (Загадаев), и два иеродиакона — Мельхиседек и Феодосий, а также некоторое количество простых монахов[3].

Вскоре к единоверию присоединился ряд видных прихожан Преображенской беспоповской общины: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и др. Эти прихожане на свои средства благоустроили монастырский храм.

Монастырь по прошению всех московских единоверцев с императорского разрешения был назван Никольским в память о скончавшемся до вступления на престол цесаревиче Николае Александровиче (сыне Александра II), который посещал это место в 1856 году вместе с братьями Александром (будущим императором) и Владимиром[3].

Отдельно стоящая колокольня монастыря, знаменитая «Преображенская свеча», построена в 1876—1879 годах по проекту архитектора Максима Геппенера на средства благотворителей — главным образом Алексея Хлудова и И. В. Носова.

Вблизи монастыря ныне расположена станции метро «Преображенская площадь». С восточной стороны монастыря находится Преображенское кладбище, с западной — Преображенский Вал (ранее Камер-Коллежский вал), с северной — Преображенская старообрядческая община и Преображенский рынок, а с южной — новая территория Преображенского кладбища и 4-й автобусный парк. Ранее с южной стороны от монастыря находился Хапиловский пруд, на котором у Преображенских беспоповцев была устроена крестильня (в виде купальни).

Описание монастыря

Вид на мужскую обитель через Хапиловский пруд, 1888 год.

По дореволюционному делению территории, монастырь относился ко 2-му участку Лефортовской части города Москвы, и находился на самой окраине Москвы, за Камер-Коллежским валом, вблизи Преображенской заставы.

Над воротами при входе из бывшей молельни была устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находилась библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней было множество греческих и славянских харатейных (хартия — летопись) рукописей, богослужебных, догматических, поучительных старопечатных книг, книг новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже находилась церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля была расположена в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее у беспоповцев размещалась контора. В ней заседали наставники и попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и так далее. Братские кельи находились на восточной стороне Успенского храма, в двухэтажном каменном корпусе, где прежде помещалась богадельня.

В 1907 году в монастыре был игумен, 22 монаха, 41 послушник[4].

Монастырь после 1917 года

В 1917 году большая часть «Хлудовской библиотеки», собранной Алексеем Хлудовым, поступила в Государственный исторический музей[5].

К 1923 году монастырь был закрыт и осквернён: превращён в дом коммуны завода Радио[6]. Главный соборный храм превращён в приходской. В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть монастырской земли заняло расширившееся кладбище. В 1977—1980 годах под руководством Игоря Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.

В [[1923 году монастырь был окончательно закрыт, и весь архив с остатками рукописей Никольского единоверческого монастыря оказался в ГИМ, где хранится и поныне[7]. Большое количество древних икон были вывезены в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею, а небольшое количество — в Музей Коломенское. В 1920-х годах в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например, общежитие завода Радио.

В первой половине 1920-х годов Советская власть передала храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. В отделённой трапезной части, в дополнение к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, был сооружён новый Успенский (правый) придел.

К 1930 году единоверческая община в передней — Успенской части храма практически прекратила существовать. В 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке единоверческая часть храма была передана властями старообрядцам беспоповского новопоморского толка, занимающим её и поныне.

Трапезная — Никольская часть храма с двумя приделами сегодня принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV—XVII веков.

1 января 2020 года в Никольском храме бывшего единоверческого мужского монастыря, что на Преображенском кладбище в Москве, игумен Кирилл (Сахаров) совершил молебен святому Вонифатию перед его образом с частицей мощей. Это была первая служба по старому обряду после столетнего перерыва[8].

Монастырские архитектурные сооружения

Храм Святителя Николая Чудотворца

Никольский храм (западная сторона)

В некоторых источниках именуется — храм Успения Пресвятой Богородицы, так как центральный престол был посвящён именно Успению Богородицы.

Находится посреди монастырского двора.

Построен в 1784 году[9] как старообрядческая часовня.

Придел Святителя Николая Чудотворца освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским 3 апреля 1854 года[4].

Успенский (центральный) престол освящён святителем Филаретом 2 июня 1857 года[10].

Всё внешнее и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии архитектора Вивьена[11].

При храме имеется невысокая колокольня.

Храм Воздвижения Креста Господня

Храм Воздвижения Креста Господня
(над западными воротами)

Тёплый, над западными воротами храм построен в 1801 году, а освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским 19 декабря 1854 года[10].

Центральная часть всего здания двухэтажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля.

После закрытия Никольского единоверческого монастыря некоторое время храм продолжал действовать, но вскоре был закрыт и осквернён: здания были превращены в общежитие, а все пять глав были сломаны.

С середины 1990-х годов сильно перестроенное здание, в котором был храм, возвращено Русской православной церкви. В здании разместилась реставрационно-иконописная мастерская «Александрия»[12], на средства которой был проведён капитальный ремонт, восстановлены все пять куполов и вызолочены кресты на куполах.

«Преображенская свеча» — монастырская колокольня

Кроме небольшой звонницы, пристроенной к западной части главного монастырского храма Успения Пресвятой Богородицы, ещё западнее выстроена отдельно стоящая 40-метровая колокольня 1876—1879 годов постройки[10]. Колокольня, выполненная в готическом стиле, построена на средства благотворителей, главным образом Алексея Хлудова и Ивана Носова[13], архитектор Фёдор Горностаев[14].

Причиной строительства колокольни стал большой колокол весом почти в 5 тонн, пожертвованный храму Макаром Кабановым.

В народе колокольня получила прозвание «Преображенская свеча».

В 1920-е годы с колокольни были сняты и похищены все колокола.

В 1960-е годы колокольня находилась в жалком состоянии: крыша провалилась, вид был почерневший, «тёмно-грязный» (М. Л. Богоявленский). В конце 1970-х годов её отремонтировали, крест вызолотили. Колоколов на ней тогда не было, и проход к ней был закрыт забором. Небольшие колокола сохранились лишь на звоннице в западной части храма.

В 2013 году на колокольню вновь были установлены девять новых колоколов, отлитых на Урале, самый большой из которых весил 700 кг. Освящение колоколов состоялось 28 июля 2013 года, совершил его епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)[15].

Братское кладбище монастыря

Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря — некогда очень известный, но ныне разрушенный некрополь.

Здесь были похоронены многие из известных церковных деятелей, писателей, купцов и фабрикантов России (попечители монастыря).

Настоятели

Church of Saint Nicholas in Preobrazhenskoye Cemetery 90.jpg
  1. Архимандрит Тарасий (15 мая — июль 1866) — первый настоятель и устроитель монастыря;
  2. Инок Онуфрий (Парусов) (июль 1866 — середина 1867)
  3. Иеромонах Пафнутий (Овчинников) (середина 1867 — 10 июня 1868)
  4. Архимандрит Павел (Леднёв) (11 июня 1868 — 27 апреля 1895)
  5. Игумен Иероним (май 1895 — 15 июня 1896)
  6. Игумен Сергий (Смирнов) (15 июня 1896 — 12 декабря 1908)
  7. Архимандрит Мина (Шустов) (1908 — 17 апреля 1911)
  8. Епископ Никанор (Кудрявцев) (октябрь 1911 — 30 октября 1923).

Святые, связанные с монастырём

  1. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский — 3 апреля 1854 года совершил освящение Никольского престола в Соборном храме Преображенского Богадельного дома, 19 декабря 1854 года совершил освящение престола и произнес проповедь Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine в надвратном храме Воздвижения Креста Господня, 2 июня 1857 года совершил освящение престола Успения Божией Матери и произнес проповедь в Соборном храме;
  2. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский — 2 июня 1905 года свщмч. Владимир, будучи митрополитом Московским и Коломенским, участвовал в отпевании, по единоверческому чину, проф. Николая Субботина, затем погребённого близ могилы архим. Павла (Леднева) в Никольском единоверческом монастыре;
  3. Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский — в мае 1916 года свщмч. Серафим, будучи епископом Бельским, викарием Холмской епархии, проживал в монастыре и участвовал в монастырских богослужениях, посвящённых пятидесятилетию открытия Никольского монастыря;
  4. Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский — 1 мая 1895 года свщмч. Тихон, будучи епископом Можайским, викарием Московской епархии, служил заупокойную божественную литургию у гроба почившего настоятеля архим. Павла (Леднева), а затем участвовал в его отпевании по единоверческому чину;
  5. Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский — будучи ещё семинаристом, приезжал в монастырь и беседовал с архим. Павлом (Ледневым) в 1894 году, и эти беседы повлияли на решение принять монашество и стать епархиальным миссионером;
  6. Преподобномученик Варлаам (Коноплёв), архимандрит — его беседы в монастыре с архим. Павлом (Ледневым) повлияли на решение присоединиться из раскола к Православной Церкви и в дальнейшем принять монашество;
  7. Преподобномученик Иоасаф (Боев), архимандрит — в 19181921 годах был в братстве Никольского единоверческого монастыря, в 19231924 годах жил в бывшем монастыре и, возможно, служил без зачисления в штат храма свт. Николая на Преображенском кладбище;
  8. Преподобномученик Мина (Шелаев), архимандрит — в 19101913 годах исполнял должность учителя церковно-приходской школы при Никольском единоверческом монастыре, фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера явилась его духовная близость с настоятелем монастыря игуменом Миной (Шустовым);
  9. Преподобномученик Серафим (Булашов), игумен — в 18991915 годах был в братстве Никольского единоверческого монастыря, пройдя все степени от послушника до иеромонаха, а с 1911 года исполнял должность благочинного монастыря[16];
  10. Священномученик Сергий Голощапов, протоиерей — в 19221925 годах служил без зачисления в штат храма святителя Николая на Преображенском кладбище.

См. также

Примечания

  1. Филарет (Захарович), игум. Об открытии Никольского единоверческого монастыря в Москве : Ист. записка / Сост. игум. Филаретом. — М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. — 30 с. Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine
  2. Синицын П. В. Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine. — М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. — 26 с.
  3. 3,0 3,1 С-н. А. Сведения о Московском Никольском мужском единоверческом монастыре. — М., 1883. — 16 с. Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine
  4. 4,0 4,1 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. — М., 1908. — С. 427—429 библиогр..
  5. Собрание рукописей А. И. Хлудова на сайте Исторического музея Архивировано 19 декабря 2007 года..
  6. Из жития преподобномученика Иоасаф (Боев), бывшего насельника Никольского Единоверческого монастыря. Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine
  7. Единоверческое собрание рукописей на сайте Исторического музея (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2009. Архивировано 19 декабря 2009 года.
  8. Первая служба по старому обряду в новогоднюю ночь. ruvera.ru (3 января 2020). Архивировано 17 октября 2020 года.
  9. Русакомский И. К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. — М., 1985. — Вып. 2. — С. 148—170, ил.
  10. 10,0 10,1 10,2 Александровский. № 291 — церковь Успения Николы, № 303 — Крестовоздвиженская.
  11. Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. — М., 1858. — Л. 25—32, 48—60 (на церк.-сл. языке, с ил.).
  12. Сайт Реставрационно-иконописной мастерской «Александрия» Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  13. Московские церковные ведомости. — 1902. — № 2.
  14. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — М., 1980. — С. 50.
  15. В храме святителя Николая на Преображенском кладбище освятили колокола (недоступная ссылка). // Официальный сайт Восточного викариатства города Москвы.
  16. Преподобномученик Серафим (Булашов), игумен Архивная копия от 5 августа 2016 на Wayback Machine. // «Азбука веры».

Дополнительная литература

  1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 298—299; Т. 2. С. 159, 242, 306, 309—310, 335.
  2. В поисках Святой Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 287—289, 348.
  3. Васьков М. Музей, баня или милосердие? // Моск. правда. 1989. 28 дек.
  4. Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 1. С. 433 — училище; С. 840 — противораскольническое братство св. Петра Митрополита
  5. Вся Москва: Адресная книга на 1914 г.
  6. Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единовер. монастыря в Москве. М., 1904. С. 30.
  7. Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 310.
  8. Копылова Е. Преображенское: шаги навстречу // Веч. Москва. 1989. 14 июня.
  9. Корнеев В. Преображенское: возвращение к истокам // Известия. 1989. 5 дек.
  10. Москва в её прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 12. С. 66 (фото монастыря).
  11. Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и др. примечательных сооружений. М., 1884 (вид монастыря).
  12. Москва. Памятники архитектуры XVII — 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345 (фото 156).
  13. Погодин М. П. Освящение церкви на Преображенском кладбище. [Б.м., 6.г.] (о церкви Успения Николы).
  14. Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2. [История Новоблагословенной (единоверческой) церкви.]
  15. Синицын П. В. Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском. Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine -М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. −26 с.
  16. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. (оттиск из «Душеполезного чтения» за июль — август 1879).
  17. Субботин Н. И., проф. МДА. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии. -М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1866. −60 с.
  18. То же. Приложение 1. М., 1888 (вид монастыря от Хапиловского пруда).
  19. Ухабы на дороге к храму. Преображенское и вокруг него // Веч. Москва. 1990. 23 марта.
  20. Филарет (Захарович), игум. Об открытии Никольского единоверческого монастыря в Москве Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine : Ист. записка / Сост. игум. Филаретом. -М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. −30 с.
  21. ЦИАМ. Фонд 1181: «Никольский единоверческий монастырь», 104 ед. хр., 1854—1921 гг.

Ссылки