Никольский, Николай Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Михайлович Никольский
Никольский, Николай Михайлович.jpeg
Дата рождения 13 ноября 1877
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 19 ноября 1959
Место смерти Минск, Белорусская ССР, СССР
Научная сфера история, востоковедение, библеистика
Место работы Смоленский университет (1918—1922)
Белорусский университет (1920—1953)
Институт истории АН БССР
Альма-матер Московский университет
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание академик Академии наук БССР
Известен как автор работ по истории религии, истории Древнего Востока
Награды и премии
Орден Ленина Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

Никола́й Миха́йлович Нико́льский (1 ноября [13 ноября1877, Москва — 19 ноября 1959, Минск) — русский советский историк, библеист, востоковед, сын М. В. Никольского (также востоковеда). Выпускник Московского университета (1900). Некоторое время преподавал в народном университете в Нижнем Новгороде. Академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР (с 04.12.1946, по отделению истории и философии[1]); автор работ по истории религии, истории Древнего Востока. Филолог, специалист по семитским языкам и клинописи.

Во время оккупации Белоруссии нацистскими войсками в годы Великой Отечественной войны академик Н. М. Никольский находился в партизанском отряде.

Был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Биография

Родился в 1877 году в Москве, в семье крупного учёного-востоковеда Михаила Васильевича Никольского (1848—1917), положившего начало ассириологии в России. Окончив в 1900 году историко-филологический факультет Московского университета, преподавал историю в гимназии, успешно сочетая учительскую работу, которой он отдал 19 лет, с научно-исследовательской.

В студенческие годы заинтересовался марксистско-ленинской теорией, приобщение к которой он считал переломным этапом в своей жизни и деятельности. «Марксистско-ленинскому учению, — писал он впоследствии, обращаясь к студентам-историкам, — я обязан всеми научными удачами и успехами»[2]. В годы первой русской революции молодой учитель сразу и безоговорочно принял сторону большевиков: участвовал в работе лекторской группы Московского комитета РСДРП, активно сотрудничал в большевистской печати, предоставил свою квартиру для заседаний МК РСДРП. После Великой Октябрьской социалистической революции Никольский с головой окунулся в водоворот научно-исследовательской, преподавательской и организаторской деятельности. Преподавал в Социалистической академии общественных наук в Москве. В 1918 Никольский был одним из организаторов и профессоров Смоленского государственного университета[3], ректором которого проработал с 1919 по 1921 год.

Переехав в 1921 году в Минск, Никольский стал профессором Белорусского государственного университета, затем деканом педагогического факультета, а с 1929 года начал работать в системе АН БССР. Членом этой академии его избрали в 1931 году. С января 1937 года возглавлял Институт истории Академии наук Белорусской ССР. В 1938 году ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки БССР.

В годы Великой Отечественной войны Никольский, не успевший эвакуироваться из Минска, отказался сотрудничать с гитлеровцами, за что вместе с семьей подвергался всевозможным притеснениям. Белорусские подпольщики отряда М. Ф. Молокович по указанию подпольных партийных организаций вывезли Никольского и его семью в партизанскую зону, а затем переправили в Москву. Все это время учёный занимался напряжённой научно-исследовательской деятельностью, итогом которой явились две книги: «Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье» и «Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов». На титульном листе одной из рукописей написано: «Начато собирание материалов 12.IX.1941 г., начато писание текста 16.11.1942 г.; закончена 18.III.1943 г., в оккупированном Минске, в честь Советской Родины. Окончательно отредактирована и переписана к 14.XII.1943 г. в партизанских отрядах Белоруссии»[4].

В 1946 году избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 году избран депутатом Верховного Совета Белорусской ССР.

Умер в 1959 году, оставив огромное научно-педагогическое наследие и множество учеников — продолжателей его дела.

Научная и просветительская деятельность

Из того, что в годы Первой русской революции 1905—1907 гг. Никольский читал лекции под эгидой лекторской группы при Московском комитете РСДРП, некоторые биографы делают вывод, что после Великой Октябрьской социалистической революции

взгляды Никольского, в значительной мере соответствовавшие идеологии победившей партии, часто получали официальную поддержку, что облегчило его научную карьеру в годы коммунистической диктатуры[5].

Электронная еврейская энциклопедия

Однако «совпадение научных взглядов» было далеко не полным, а вместо поддержки Н. М. Никольский нередко испытывал давление более именитых коллег с целью заставить его сойти со своих не вполне марксистских, на их взгляд, позиций. За словами того же источника

Он, однако, по-прежнему подчеркивал резкое отличие социальных форм древневосточного общества от общества античного. В противоположность мнению большинства советских историков, Никольский рассматривал все государства Древнего Востока, в том числе Израильское и Иудейское царства, как формы восточной деспотии, опирающейся на чрезвычайную устойчивость сельской общины. Эти социальные формы он считал не рабовладельческими, а феодальными (позднее полупатриархальными и полуфеодальными)[5].

там же

скрывается серьёзное идейное противоречие между общепринятой в научном коммунизме концепцией смены общественных формаций и личными взглядами Н. М. Никольского. В первой дискуссии об азиатском способе производства (19251931) позиции, которых придерживался Н. М. Никольский, были признаны ошибочными, и, как этот факт часто комментируется, «азиатчики были разгромлены»[6]. Тем не менее, несмотря на «разгром», Н. М. Никольский никаким репрессиям не подвергался; более того, его труды в СССР продолжали публиковать и переиздавать без изъятий, хотя и с редакторскими комментариями относительно «ошибочности» тех или иных авторских формулировок[7].

Н. М. Никольский — автор почти всех статей о Библии и иудаизме в Энциклопедическом словаре «Гранат» и многих статей на аналогичные темы в 1-м издании Большой советской энциклопедии.

Н. М. Никольский как библеист

«Н. М. Никольский был первым историком религии, познакомившим широкие круги русских читателей с достижениями библейской критики. Являлся убеждённым сторонником школы Юлиуса Велльгаузена[8] (перевёл его „Введение в историю Израиля“[9], выводы которого он расширил и дополнил)». Далее «Электронная еврейская энциклопедия» утверждает, что

в условиях «духовной цензуры» в (царской?) России Никольский был лишён возможности вести научную и преподавательскую работу в университетах; его деятельность протекала в рамках различных общественных организаций,

однако добавляет, что

он был также преподавателем Нижегородского народного университета[10].

А. В. Мень в «Библиологическом словаре»[11] отмечает, что первоначально Н. М. Никольский был близок к идеям религиозно-исторической школы. К этому этапу отнесена вышедшая в начале XX века серия книг «Религия в свете научной мысли и свободной критики», редактором которой был сам Н. М. Никольский. Серия книг включала переводы работ крупнейших либеральных теологов; сам Никольский опубликовал в этой серии книгу «Царь Давид и псалмы» (СПб., 1908). В этом сочинении Никольский отнёс к т. н. допленному периоду лишь 10 псалмов, датировав прочие периодом плена и периодом Второго Храма. За работой о псалмах последовал популярный труд «Древний Израиль» (1911, 2-е испр. и доп. изд. 1922)[12], «написанный живо и ярко, с позиций светской историографии»[13]. Примыкающая к нему книга «Иисус и первые христианские общины» была издана уже после революции (1918). В ней Никольский выступил с критикой т. н. мифологической теории; в частности — против попыток отождествить евангельский рассказ о Страстях с языческими мифами об умирающих богах:

«Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами… Тут нет ничего несообразного, напротив, всё чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской жизни»[14]

Евангелия Никольский датировал между 70 и 90 гг. н. э. Из посланий только восемь считал принадлежащими ап. Павлу. Эсхатологии первых христиан посвящён его очерк «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М., 1922). Тематика работ, опубликованных в 1920-е гг.: о херувимах, о проблеме монархомахии (цареборчества) в Ветхом Завете, о талмудических свидетельствах, касающихся Христа. «Библиологический словарь» отмечает в работах Никольского с начала 1930-х гг. «усиление тенденции к гиперкритицизму»[11], которую авторы усматривает в том, что Никольский отрицал, на основании Ветхого Завета, наличие у иудеев подлинного монотеизма в допленный период.

Основные сочинения

  • Иудея при Маккавеях и Хасмонеях (в сб. «Помощь евреям, пострадавшим от неурожая»), СПб., 1901; отд. изд. Т.-А.:1975.
  • Царь Давид и псалмы, СПб., 1908
  • Раннее христианство. «Критическое обозрение», СПб., 1908, кн. 3 (8)
  • Вавилон и Библия. «Критическое обозрение», СПб., 1909, кн. 8
  • Израиль и Вавилон. «Вестник Европы», части 5-6, 1910
  • Древний Вавилон. Популярно-научные очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура. М., Миръ. 1913. 434 стр.
  • Очерк разработки истории древнего Израиля в XIX веке. — в кн.: История еврейского народа, т. 1, М., 1917
  • Феодальные отношения в Древнем Израиле. // Труды БГУ, кн. 1, 1922, Минск
  • Древний Израиль. М.: 1911; 2 изд., испр. и доп. М.: 1922
  • Керубы по данным Библии и восточной археологии. // Труды БГУ, Минск, 1922, № 2—3
  • Иудейские монархомахи VII в. // «Новый Восток», № 5, 1924
  • Талмудическая традиция об Иисусе. // Труды БГУ, кн. 6-7, 1925, Минск
  • Следы магической литературы в книгах псалмов. // Труды БГУ, кн. 4-5, 1923, кн. 12, 1926, Минск
  • Происхождение еврейского и христианского культа. Гомель, 1926
  • Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия. // «Еврейская старина», т. 12, Л., 1928
  • Новейшие археологические открытия в Палестине. // «Еврейский вестник», Л., 1928
  • Апокалиптическая литература. — «Литературная энциклопедия». М., 1929, т. 1
  • Происхождение юбилейного года. // Известия АН СССР, отд. обществ. наук. — М., 1931
  • История русской церкви, 3 изд., М.-Л., 1931
  • Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история. М., 1931
  • Политеизм и монотеизм в еврейской религии (на белорусском языке), Минск, 1931; (рус. вариант в кн.: Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974)
  • Проблемы критики Библии в советской науке. ВДИ, 1938, № 1
  • Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье. (К истории вавилонско-ассирийского общества в 3-1 тыс. до н. э.). Мн., АН БССР. 1948. 160 стр. 3000 экз.
  • Значение проблемы общинного быта в Ассирии для изучения социально-экономической истории народов Древнего Востока, «Уч. зап. Белорус. университета», 1953, в. 16.
  • Культура древней Вавилонии. Мн., Изд-во АН БССР. 1959. 183 стр. 2000 экз. 2-е изд. М., ГПИБ России. 2000.
  • Кризис «критической» библеистики и задачи марксистской исторической науки. // Учёные записки БГУ, 1939, вып. 1. — Минск, 1939.
  • Никольский Н. М. Избранные произведения по истории религии / Сост., авт. предисл. и примеч. канд. ист. наук В. Ф. Миловидов; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. — М.: Мысль, 1974. — 272 с. — (Научно-атеистическая библиотека). — 42 000 экз.
  • Происхождение и история белорусской свадебной обрядности / Никольский, Н. М. — Минск : Издательство академии наук БССР, 1956. — 275 с.

Примечания

  1. Н. М. Никольский. РАН. Биографическая справка. Дата обращения: 29 сентября 2010. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. [Цит. по: Ботвинник М. Н. М. Никольский. Минск, 1967, с. 5.]
  3. Большая советская энциклопедия (1-е издание) / т. XLII (1939): Нидерланды — Оклагома, стлб. 142
  4. [Цит. по: Ботвинник М. Н. М. Никольский. с. 127.]
  5. 5,0 5,1 Никольский Николай — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. См. здесь «Азиатский способ производства», раздел «Дискуссии в Советском Союзе».
  7. Ср.: Никольский Н. М. Избр. произведения по истории религии. М., 1974.
  8. Вельхаузен Юлиус — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  9. Ориг. изд. на нём.: Prolegomena zur Geschichte Israels; 2. Auflage, 1883., СПб., 1909
  10. НИКО́ЛЬСКИЙ Николай Михайлович. Архивная копия от 3 августа 2017 на Wayback Machine // Электронная еврейская энциклопедия
  11. 11,0 11,1 Н. М. Никольский // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
  12. Никольский Н. М. Древний Израиль. М.: 1911; 2 изд., испр. и доп. М.: 1922
  13. Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002., там же.
  14. Никольский Н. М., Иисус и первые христианские общины. М.: 1918

Литература

Ссылки