Брешко-Брешковский, Николай Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Николаевич
Брешко-Брешковский
Nikolay Breshko-Breshkovsky 1874-1943.jpg
Псевдонимы Мата д’Ор,
Старый петербуржец,
Василий Верига,
Николай Белый,
Фраскуэлло и другие
Дата рождения 8 (20) февраля 1874(1874-02-20)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 24 августа 1943(1943-08-24) (69 лет)
Место смерти Берлин, Нацистская Германия
Гражданство Российская империя, СССР, Франция
Род деятельности прозаик, журналист, художественный критик, сценарист, кинорежиссёр, актёр
Годы творчества 1900—1943
Направление романист
Жанр реализм
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru

Никола́й Никола́евич Бре́шко-Брешко́вский (8 [20] февраля 1874, Санкт-Петербург — 23 или 24 августа 1943, Берлин) — русский писатель, журналист, художественный критик, сценарист и режиссёр.

Биография

Сын «бабушки русской революции» Е. К. Брешко-Брешковской; из-за ареста и ссылки матери с десяти лет воспитывался в семье дяди В. К. Вериго в Заславе на Волыни. По окончании Ровенского реального училища (1893) жил в Санкт-Петербурге, где быстро стал известным беллетристом. В Первую Мировую войну военный корреспондент.

После 1920 года эмигрировал. Обосновавшись в Варшаве, выступал в периодике и выпустил несколько политических романов. В 1920-е—1930-е вышло свыше тридцати польских переводов его романов и книг очерков.

В 1927 году по требованию властей покинул страну в связи с аллюзиями на события в Польше (в частности, на майский переворот 1926 года), обнаруженными в его романе «Кровавый май» (действие романа разворачивается в латиноамериканской стране). Жил в Париже. Сотрудничал в эмигрантской печати и во французских газетах.

Во время Второй мировой войны в Берлине служил в геббельсовском министерстве пропаганды. Печатался в газете «Новое слово».

Погиб во время бомбардировки Берлина британской авиацией в ночь на 24 августа 1943 года.

Творчество

Дебютировал в печати рассказом в журнале «Живописное обозрение» в 1896 году. Рассказы, повести, статьи о спорте и моде, этюды о русских художниках публиковал в «Живописном обозрении», «Наблюдателе», «Биржевых ведомостях», «Русском слове», «Новом слове», «Петербургской газете», «Голосе Москвы», «Звезде», «Ниве», «Огоньке», «Синем Журнале» и других газетах и журналах.

Издал сборники «„По течению“ и другие рассказы» (1900), «Повести и рассказы» (1901), авантюрные и исторические романы и повести «Гайдамаки» (1901), «Мазепа и запорожцы» (1901), романы о жизни борцов «Чемпион мира» и «Гладиаторы наших дней» (1908), «Чухонский бог» (1910), романы об изнанке светской жизни «Записки проходимца»[1] (1901), «Записки натурщицы» (1909), «В потёмках жизни» (1914), также романы о войне в Сербии «Танцовщица Лилиас»[2] и «Дочь Иностранного легиона» (1916), о распутинщине «Позор династии» (1917) и многие другие.

Один из родоначальников русского шпионского детектива («Гадины тыла», 1915; «Ремесло Сатаны», 1916; «В сетях предательств», 1916). Кроме того, выпустил книги «В. Е. Маковский и его художественная деятельность» (1902), «В царстве красок»[3] (1903), «Русский художник В. В. Верещагин» (1904), «Русский музей императора Александра III» (1903), «Русские художники в портретах и биографиях», «Карнавал смерти. Итальянские легенды и рассказы» (1908) и многие другие.

Бреш-Брешковскому первому удаётся создать первообраз современного сценария в фильме «Борец под чёрной маской»[4]. По его сценарию 25 апреля 1917 года киевское киноателье «Светотень» и торговый дом «Creo» выпустили драму «Вера Чибиряк», воспроизводящую историю убийства А. Ющинского в Киеве и судебный процесс М. Бейлиса[5].

В эмиграции продолжал сотрудничать с рассчитанными на массового читателя иллюстрированными журналами («Иллюстрированная Россия» в Париже, «Для Вас» в Риге) и писать романы, издавать книги очерков. Пользовался псевдонимами Мата д’Ор, Старый петербуржец, Василий Верига, Николай Белый, Фраскуэлло и другими. Опубликовал в эмиграции свыше тридцати романов.

В 1941 г. переехал в Берлин, числился сотрудником нацистского Министерства пропаганды, писал статьи для газеты «Новое слово». Погиб во время бомбардировки Берлина британской авиацией в ночь на 24 августа 1943 года[6].

Фильмография

Примечания

  1. Просмотр документа - dlib.rsl.ru. dlib.rsl.ru. Дата обращения: 2 ноября 2019.
  2. Просмотр документа - dlib.rsl.ru. dlib.rsl.ru. Дата обращения: 2 ноября 2019.
  3. Просмотр документа - dlib.rsl.ru. dlib.rsl.ru. Дата обращения: 2 ноября 2019.
  4. Лихачёв Б. С. История кино в России (1896—1926). Материалы к истории русского кино. Часть I. 1896—1913. — Ленинград: «ACADEMIA», 1927. — С. 148—149. — 216 с.
  5. Миславський В. Н. Фактографічна історія кіно в Україні. 1896—1930 (укр.). — Х.: Дім Реклами, 2017. — Т. 4. — С. 19. — 352 с. — ISBN 978-966-2149-69-9.
  6. Русский Сименон / Non-fiction / Независимая газета
  7. Описание новых картин // Вестник кинематографии. — 1913. — № 22. — С. 56.

Литература

Ссылки