Нижегородский трамвай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нижегородский трамвай
Logo NN Tram.svg
NN-07-2021 10.jpg
Описание
Страна  Россия
Расположение Coat of Arms of Nizhny Novgorod.svg Нижний Новгород
Дата открытия 8 (20) мая 1896 год
Эксплуатант ГУП НО «Нижегородэлектротранс»
Сайт ttu-nn.ru
Маршрутная сеть
Число маршрутов 14
Длина сети 186,19 км[1]
Подвижной состав
Число вагонов 338[2].
Основные типы ПС

Tatra T3
Tatra T6B5
71-605
71-608
71-619
Tatra T3SU КВР ТРЗ
71-623
ЛМ-2008
71-407
71-403
71-409

71-415Р
Число депо 3
Технические данные
Ширина колеи 1524 мм
Стоимость проезда 35 ₽ наличными
30 ₽ транспортной картой
Электрификация 600 В
Схема маршрутов

Nizhny Novgorod Tram map.png

Нижегоро́дский трамва́й — система трамвая в Нижнем Новгороде, работающая с 1896 года, возглавляет тройку старейших электрических трамвайных систем в России (наряду с трамваями Курска и Орла).

Нижний Новгород — один из первых городов в Российской империи, где появился электрический трамвай. Трамвайное движение было открыто 8 (20) мая 1896 года. Первый трамвай в Российской империи запустили в Киеве в 1892 году. В мае 2016 года Нижегородский трамвай отметил своё 120-летие.

На нижегородском трамвае применяется стандартная в России колея 1524 мм (5 футов). Протяжённость линий (по оси улиц) на сентябрь 2016 года составляет 76,5 км, что выводит его на 4-е место в России по данному параметру. Среднесуточный объём перевозок — около 200 тыс. пассажиров (оценочно, исходя из числа проданных билетов). Линии обслуживаются тремя депо, выпускающими в общей сложности примерно 190 14-метровых четырёхосных вагонов. Оператором нижегородского трамвая выступает МП «Нижегородэлектротранс».

В настоящее время сеть трамвая едина, хотя некоторые участки по районам города не используются в маршрутном движении. Так, сормовские маршруты (№ 6 и 7) нигде не соприкасаются с остальными. От их конечной остановки на Московском вокзале до остановок других трамваев необходимо пройти не менее 400 метров.

Трамвайная система имеет достопримечательные крутые съезды к Оке и Волге. Достаточно большое количество разных раритетных трамваев имеется в музее электротранспорта при МУП «Нижегородэлектротранс»[3].

За 2013—2014 годы было закуплено 30 полу-низкопольных трамваев. В марте 2014 года поступил на испытания 100 % низкопольный трамвай модели 71-409.

История

Три трамвайные компании

Фонарный трамвай Путиловского завода на конечной станции «Скоба» в Нижнем Новгороде

Начало трамвайного движения в Нижнем Новгороде было приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года и необычно тем, что в первом году было открыто четыре разных трамвайных системы трёх разных владельцев, причём на линиях разных владельцев применялась разная ширина колеи.

8 (20) мая было открыто движение по однопутной Кунавинской линии длиной 4,3 км колеи 1524 мм немецкой компании «Сименс и Гальске». Линия шла от главного входа Выставки по территории Кунавина мимо железнодорожного вокзала, через Ярмарку до плашкоутного моста.

9 (21) июня открылась линия колеи 750 мм, проходившая односторонним кольцом протяжённости 3,7 км по территории самой Выставки (сейчас это территория сада им. 1 Мая), принадлежащая «Товариществу для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и Кº», уже имевшему опыт эксплуатации ледового трамвая в Санкт-Петербурге. Линия имела нижний токосъём, а в вагонном парке имелся специальный салон-вагон для августейшей фамилии.

В тот же день открылись две линии фирмы «Р. К. фон Гартман и Кº», которые имели колею 1000 мм и располагались в самом городе. Обе линии были однопутными, с разъездами. Верхняя линия протяжённостью 3,7 км шла из Кремля по Большой и Малой Покровским улицам, по Похвалинской улице к Смирновскому саду (сейчас на его месте гостиница «Azimut»). Нижняя линия протяжённостью 1,4 км шла от Скобы по Рождественской улице до площади у плашкоутного моста. Концы двух линий несколькими днями позже соединились элеваторами (Кремль со Скобой — Кремлёвским, площадь у моста со Смирновским садом — Похвалинским), в результате чего гартмановская система приобретала вид замкнутого кольца.

Пути через реку и смена собственника в 1897 году

Схема линий в 1896 году

С 16 (28) июня трамваи Кунавинской линии пошли по плашкоутному мосту на правый берег Оки к Похвалинскому элеватору. Первоначально линия продолжалась по набережной до Софроновской площади, дублируя нижнюю линию Гартмана, однако впоследствии власти города предписали «избыточный» участок линии демонтировать.

Оплата проезда в трамвае изначально была разной на разных линиях. Поездка по сименсовской линии обходилась в 10 копеек, на подобедовской — 5 копеек (позже 19 часов — 10 копеек). На гартмановских трамваях и фуникулёрах было установлено разделение на классы (салон вагона делился перегородкой на две части): поездка в первом классе стоила 5 копеек, во втором — 3 копейки; действовали льготы для учащихся, которые платили 3 копейки в первом классе, а во втором могли ехать бесплатно. Кроме того, права бесплатного проезда на определённых условиях получали полицейские и почтовые служащие. Были установлены и запреты на пользование трамваем для некоторых категорий людей.

Подобедовская и сименсовская линии задумывались как временное предприятие, своего рода экспонат Выставки, и были закрыты с её завершением. Однако сименсовская линия была выкуплена фирмой Гартмана и движение на ней было восстановлено до вокзала (с некоторым изменением трассы по Ярмарке). Правда, из-за отсутствия постоянной связи между берегами Оки связь между Кунавиным и Нижним Новгородом прерывалась при каждом ледоходе и ледоставе, порой очень надолго.

Отношения города и фирмы Гартмана регулировались заключённым в мае 1895 года «Основным трамвайным договором», согласно которому город считался формальным собственником всех линий, а фирма Гартмана получала право аренды (концессию) на 35 лет. Однако уже в 1897 году фон Гартман продаёт права концессии «Русскому обществу электрических дорог и электрического освещения», которое становится монополистом в трамвайном деле до 1908 года.

Дальнейшее расширение и единый стандарт колеи

В 1901 году открылась Похвалинско-Острожная линия, а в 1902 году — Кремлёвско-Монастырская. Линия в Нагорной части была увеличена до 11,5 километров.

В 1910 году было принято решение стандартизировать ширину колеи, которая уже стала стандартом для большей части железнодорожной сети России. Работы были завершены в 1923 году, а также были применены к рельсам конки, которая ходила с 1908 по 1918 год.

Войны и Октябрьская революция

8 октября 1914 года муниципалитет приобрел «Русское общество электрических дорог и электрического освещения» за 1,2 миллиона рублей. Сбои после Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны привели к приостановке работы с 1 мая 1919 года. Трамваи снова начали ходить только 3 августа 1923 года.

Единая сеть, несколько новых трамваев и дальнейшее расширение

Четыре года спустя, 10 октября 1927 года, сети Нагорной и Заречной частей города были окончательно соединены. В городе появилась трамвайная сеть протяженностью 21,3 километр. Однако на этом этапе сами трамваи всё ещё были основаны на оригинальных вагонах, приобретенных при установке системы. В 1930 году город приобрел 30 новых трамваев у Мытищинского завода (сейчас Метровагонмаш) на северо-восточной окраине Москвы. Еще 24 трамвая приехали в город в 1932 году.

В 1930 году город, в сотрудничестве с компанией Ford Motor Company из Мичигана, начал работу над созданием гигантского автомобильного завода ГАЗ, известного в то время как Нижегородский автомобильный завод, а позже известного производством автомобилей Волга, огромного количества коммерческой и военной техники. В 1932 году завод выпустил свой первый легковой автомобиль, Ford Model A, а 1 апреля 1933 года завод получил собственное трамвайное сообщение протяженностью 7 км с остальной городской сетью. В результате этого и других проектов к 1935 году трамвайная сеть Горького выросла до 98,5 километров.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года началась война между Советским Союзом и Германией, и большинство трамвайных рабочих были мобилизованы в армию: их места заняли женщины. Ещё одной особенностью того периода была повсеместная нехватка топлива для отопления и энергии, и пришлось отключить отопление в трамваях. Почти после каждого воздушного налета на город приходилось восстанавливать трамвайную сеть и движение трамваев.

Послевоенное расширение сети

1950-е и 1960-е годы были годами расширения трамвайной сети. К 1960 году было построено ещё 98,5 километров линий, и с тех пор сеть была разбита на 18 маршрутов. Общая сеть в 1965 году увеличилась до 160,3 километров. Система была дополнительно усовершенствована в 1968 году с появлением нового трамвайного депо большего размера.

Позже, в 1960-х годах конкуренция со стороны автобусов возросла. Инвестиции в новые трамвайные пути были остановлены, а уже начатый проект строительства нового трамвайного моста через Оку не был завершён. Конкуренция за инвестиции усилилась в 1977 году, когда начались работы по строительству метро, а конкуренция за пассажиров на самых загруженных линиях еще больше усилилась после 1985 года, когда был введен в эксплуатацию первый участок линии метро. С середины 80-х годов прошлого века инвестиции в трамвай вернулись, но после экономических проблем, возникших в результате перестройки, особое внимание стало уделяться эффективности. В 1992 году последовала реконфигурация сети, в результате которой было уменьшено количество необходимых трамвайных вагонов.

Современность

Трамвай 71-403 внутри

В настоящее время в трамвайной сети Нижнего Новгорода работает около 5000 человек и 387 трамвайных вагонов, протяжённость сети составляет около 198 километров. Чтобы улучшить финансовое положение системы, почти на всех трамваях размещена реклама. С 2018 по 2022 год, город получил 56 б/у трамваев из Москвы. В 2021 году было закуплено 11 новых трамваев в ретро-стиле[4]. В ноябре 2022 года, началась модернизация трамвайной системы, в рамках концессионного соглашения. Работы по модернизации трамвайной системы и обновления подвижного состава, должны быть выполнены до 2026 года.

Практическая информация

Тарифы

Стоимость проезда 35 рублей наличными и 30 рублей по транспортной карте с 1 августа 2022 года. Билет покупается в вагоне у кондуктора или водителя. Есть возможность бесплатной пересадки, с подключённой услугой 60 или 90 минут на транспортной карте. Существуют проездные тарифы на календарный месяц и проездные электронные карты[5] (льготные, студенческие, школьные, общегражданские). Оплата проезда контролируется контролёрами[6].

Подробная сетка тарифов представлена на сайте транспортной карты[7].

Конечные станции

Действующие

  • Чёрный пруд — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршруты, № 2,N° 11 и № 21.
  • Улица Маслякова — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршрут № 5.
  • Трамвайное депо № 1 — конечная станция в Советском районе, обслуживает маршруты № 19, № 27.
  • Мыза — конечная станция в Приокском районе, обслуживает маршруты № 5, № 19.
  • парк «Дубки» — конечная станция в Ленинском районе, обслуживает маршруты № 3, № 21.
  • Московский вокзал (тоннель) — конечная станция в Канавинском районе, обслуживает маршруты № 6, № 7.
  • Московский вокзал — конечная станция в Канавинском районе, обслуживает маршруты  № 3, № 27, № 417.
  • Станция метро «Автозаводская» — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 22.
  • Улица Игарская — конечная станция в Ленинском районе, обслуживает маршрут № 8.
  • 52 квартал — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 417.
  • Гнилицы — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 8.
  • Улица Строкина — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 22.
  • Лапшиха — конечная станция в Советском районе, обслуживает маршрут № 18.
  • Площадь Лядова — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршруты № 2, № 18.
  • Улица Ярошенко — конечная станция в Московском районе, обслуживает маршрут № 7.
  • Центр Сормова — конечная станция в Сормовском районе, обслуживает маршрут № 6.
  • Площадь Благовещенская - конечная станция в Нижегородском районе , обслуживает маршрут No 11
  • Служебные и резервные — пл. Комсомольская, ул Игарская (ул. Аксакова), Малышево, Соцгород-1.

Подвижной состав

По состоянию на 2023 год применяемый для перевозки пассажиров подвижной состав Нижегородского трамвая представлен исключительно 14-метровыми четырёхосными вагонами разных моделей:

Вагоны 71-403, 71-407, 71-623, ЛМ-2008, и 71-608 эксплуатируются только в одновагонных поездах, вагоны других типов (в 2018-2020 годах — КТМ-19) — частично в двухвагонных поездах, составленных по системе многих единиц. Ранее на Нижегородском трамвае применялись трёхвагонные поезда, составленных по системе многих единиц из вагонов КТМ-5.

В августе 2007 года в город поступили первые вагоны Tatra T3, прошедшие капитальный ремонт на Московском Трамвайно-ремонтном заводе. Эти вагоны получили новый внешний облик и салон.

В ноябре 2018 года, прибыли, ранее эксплуатировавшиеся в Москве 11 вагонов 71-153. В феврале и августе 2020 года, Москва отдала Нижнему Новгороду 10 вагонов 71-619А.

В 2021 году прибыл первый вагон модели 71-415Р. Всего город получил 11 таких вагонов.

В июне 2021 года в Нижний Новгород из Москвы начали поступать трамваи Татра Т3, которые пришли модернизацию на Московском трамвайно-ремонтном заводе. Всего Нижний Новгород ждëт 35 трамваев из Москвы, из них 25 модификации [МТТЧ], 10 — МТТЕ. 10 вагонов модификации МТТЕ уже прибыли в город, все они после ремонта, вышли на маршруты № 3, 6 и № 7. Вагоны модификации МТТЧ поступили в марте 2022 года.

С 2018 по 2022 год, Москва отдала Нижнему Новгороду 56 б/У вагонов.

Ранее перевозки пассажиров выполнялись вагонами следующих моделей:

  • Вагоны фирмы Эрликон (колея 1000 мм; с 1896 по 1929 год; в 1923 году часть вагонов была перешита на колею 1524 мм)
  • Фонарные вагоны Путиловского завода (колея 1524 мм; с 1896 по 1930-е годы; в середине 1920-х годов подвергались модернизации с установкой оборудования вагонов типа Ф с использованием частей списываемых вагонов фирмы Эрликон)
  • Вагоны варшавского завода Гостыньского (колея 1524 мм; по 1920-е годы, период поступления неизвестен)
  • Ф (с 1925 по 1950? год)
  • МС/ПС (1927 год?, период неизвестен)
  • Х/М (с 1929 по 1968 год)
  • КМ (с 1935 по 1973 год)
  • МТВ-82 (с 1949 по 1977 год)
  • КТМ/КТП-1 (с начала 1950-х по начало 1960-х годов)
  • ЛМ/ЛП-49 (с 1958 по 1980 год)
  • ЛМ-57 (с 1961 по 1983 год)
  • ЛМ-68 (с 1970 по 1981 год)
  • ЛМ-68М (с 1975 по 1987 год)
  • РВЗ-6 (с 1961 по 2005 год)
  • РВЗ-7 (с 1976 по 1982 год, на испытаниях)

Экземпляры вагонов Х, КМ, МТВ-82, ЛМ-49, ЛМ-57, РВЗ-6 и РВЗ-7 имеются в музее МУП «Нижегородэлектротранс» (на территории трамвайного депо № 1, ул. Генерала Ивлиева, 1). Кроме того, в музее имеется вагон, стилизованный под дореволюционные вагоны с открытыми площадками типа Эрликон.

Пассажирские вагоны
Вид модель производитель годы выпуска в эксплуатации количество вагонов бортовые номера Маршрут(ы) примечание
Вагон 71-605 КТМ-5 (71-605) УКВЗ 1981 — 1992 c 1973 года 51 3333, 3334, 3380, 3382, 3390, 3393, 3396, 3398, 3403, 3405, 3406, 3412, 3413, 3416, 3418, 3422, 3424, 3431, 3432, 3435 — 3437, 3441, 3448, 3452 — 3455, 3457 — 3460, 3463 — 3468, 3472 — 3480, 3483, 3486, 3486 — 3490 3, 8, 22, 417
Трамвай Татра Т3 Татра Т3 Českomoravská Kolben-Daněk 1977 — 1986 С 1977 года 10 2608, 2622, 2623, 2646, 2647, 2670, 2672 — 2674, 2714, 2715, 6 до 2014 г. также эксплуатировались в трамвайном депо № 1
Трамвай № 2906 Татра Т6В5 Českomoravská Kolben-Daněk 1988, 1989, 1995 с 1989 года 5 2901, 2907, 2909, 2921, 2929 3, 6, 7 2914 - музейный
Трамвай № 2612 Tatra T3SU КВР ТРЗ ČKD/МТрЗ 2007 — 2011 (модернизация) с 2007 года 24 2610 — 2613, 2645, 2659 — 2663, 2671, 2679 — 2681, 2688, 2689, 2707, 2730, 2742, 2743 3, 6, 7, 21
Трамвай № 1201 КТМ-8К (71-608К) УКВЗ 1994 с 1994 года 4 1205, 1207 — 1209 5, 18, 19
Трамвай 71-608 КТМ-8КМ (71-608КМ) УКВЗ 1996, 1997, 1998, 2004 с 1996 года 19 1211 — 1215, 1217 — 1230 2, 5, 18, 19, 27
Вагон 71-619 КТМ-19 (71-619) УКВЗ 2005 — 2009 с 2005 года 36 1216, 1231 — 1246, 1248, 1250, 3201 — 3213, 3378, 3379, 3389, 3395 2, 3, 5, 8, 18, 19, 22, 27, 417 В 2020 г. поступило 10 б/у вагонов 71-619А из Москвы.
Трамвай 71-623 КТМ-23 (71-623) УКВЗ 2008 с 2008 года 1 1101 5, 19
Трамвай ЛМ-2008 71-153 ПТМЗ 2009 — 2010 с 2009 года 4 2501 — 2503, 2507 3, 6, 7 11 вагонов - из Москвы
Трамвай № 2003 71-403 УралТрансМаш 2012 с 2012 года 10 1002 — 1007, 2002 — 2005 2, 3, 5, 6, 7, 18, 19, 21, 27 эксплуатируются в трамвайных депо № 1 и № 2.
Трамвай № 2013 71-407 УралТрансМаш 2009, 2012 — 2014 с 2012 года 31 1009 — 1018, 1021, 1023 — 1028, 2001, 2007 — 2012, 2014, 2015, 2017, 2018 2, 3, 5, 6, 7, 18, 19, 21, 27 эксплуатируются в трамвайных депо № 1 и № 2.
Трамвай 71-409 71-409 УралТрансМаш 2011 с 2014 года 1 2016 6
Вагон РВЗ-6М2 после капитального ремонта РВЗ-6М2 Рижский Вагоностроительный завод 1980 с 2015 года (после КВР) 1 2199 2 Ранее — сетеизмеритель СИ-1
Татра ТЗ КВР "Фобос-ТС" Татра ТЗ КВР "Фобос-ТС" ČKD/Фобос-ТС 2016 - 2019 (модернизация) с 2016 года 12 2614, 2628, 2642, 2678, 2686, 2687, 2749 — 2754 3, 6
Трамвайный вагон 71-415Р 71-415Р УралТрансМаш 2020, 2021 с 2021 года 11 1029 — 1039 2, 11
Трамвайный вагон МТТЕ МТТЕ (модернизированная Татра Т3) ČKD/МТрЗ 2005, 2011, 2012, 2018 с 2021 года 9 2756 — 2764 3, 6, 7, 21 б/у из Москвы
МТТЧ (модернизированная Татра Т3) ČKD/МТрЗ 2004 — 2009 с 2022 года 25 2765, 2766, 2768, 2770, 2771, 2773, 2775 — 2777, 2780 — 2783, (30136), (30139), (30146), (30162), (30167), (30181), (30183), (30192), (30199), (30215), (30221), (30222), (30456) 3, 6, 7, 21 б/у из Москвы
БКМ-Т811 Белкоммунмаш/СП "Нижэкотроанс" 2022 с 2023 года 1 (0002)
Всего 311
Служебные вагоны
Вид модель назначение количество вагонов примечание
Трамвай ВВ-1 Татра Т3 вагон-вышка 2 первоначально пассажирские № 1688 и № 2746
Трамвай РТ-1 ТК-28 рельсотранспортёр 2
Трамвай РМ-15 71-605 вагон-кран 1
71-605 вагон-рельсошлифовщик 1 изначально пассажирский № 3302
71-605 вагон-вышка 1 изначально пассажирский № 3343
Служебный вагон-рельсотранспортёр РТ-3 в Нижнем Новгороде СВАРЗ РТ-3 рельсотранспортёр 1
Трамвай С-16 ВТК-24 снегоочиститель 1
Учебный вагон Татра Т3 № 2670 в Нижнем Новгороде Татра Т3 учебный 4 3 вагона используются, как пассажирские
РВЗ-6М2 поливомоечный 2
ЛМ-68 рельсошлифовальный 1 разбит в ДТП
Трамвай № 3384 71-605 учебный 2 Трамвайное депо №3
Рельсошлифовальный агрегат ПРМ-3М на Нижегородской Ярмарке ПРМ-3М рельсошлифовальный 1 в марте 2017 г. был отправлен в Санкт-Петербург
РВЗ-6М2 вагон-вышка 1
РВЗ-6М2 вагон-буксир 3 списаны в 2005—2006 годах
Трамвай ВБ-1 Татра Т6В5 экскурсионный вагон-кафе 1 изначально пассажирский № 2924
Грузовой вагон МТВ-82 в Нижнем Новгороде МТВ-82 грузовой 3
Вагоны, снятые с эксплуатации
Вид модель в эксплуатации количество вагонов примечание
Фонарный трамвай Путиловского завода на конечной станции «Скоба» в Нижнем Новгороде Ф 1925 — 1950-е 0
Музейный трамвай МТВ-82 в Нижнем Новгороде МТВ-82 1949 — 1977 1 (музейный)
Музейный трамвай ЛМ-49 в Нижнем Новгороде ЛМ-49 1958 — 1980 1 (музейный)
Музейный трамвай ЛМ-57 в Нижнем Новгороде ЛМ-57 1961 — 1983 1 (музейный)
ЛМ-68 1970 — 1987 0
Музейный трамвай РВЗ-7 в Нижнем Новгороде РВЗ-7 1976 — 1982 1 (музейный)
Вагон КМ в музее КМ 1935 — 1973 1 (музейный)
Музейный трамвай типа «Х» в Нижнем Новгороде Х 1929 — 1968 1 (музейный)
Вагон Эрликон в музее Эрликон 1896 — 1927 1 (музейный)

Музейные вагоны:

Депо

В течение уже длительного времени, с 60-х годов XX века, нижегородский трамвай обслуживают три депо. Официально депо обозначаются номерами, но имеют и неофициальные названия.

Депо № 1 до 1968 года располагалось в Кремле и называлось Кремлёвским или, ранее, Кремпарком. Кремпарк работал с 1925 года, когда под него было приспособлено здание бывшего манежа. До 1925 года в верхней части города имелось два депо на Малой Покровской улице, построенных в 1896 и 1901 годах и закрытых с открытием Кремпарка.

Нынешнее депо № 2 открыто на базе перенесённого Канавинского парка (Канпарка). Канпарк находился напротив нынешнего кинотеатра «Канавинский» с 1896 года, сгорел в 1926 и был вновь отстроен в 1927 году. Кроме того, в нижней части города имелся небольшой сарай рядом с Похвалинским элеватором, изначально бывший депо, но после объединения Канавинской и Нижнепосадской линий использовавшийся только для ночного осмотра вагонов. Этот сарай не восстанавливался в 1923 году. В 1926—1927 годах все линии трамвая в городе обслуживались одним Кремлёвским парком.

Обслуживание автозаводских маршрутов до 1965 года выполнялось депо № 2, имевшим в Ленинском районе филиал, так называемый Восточный ремонтный пункт, открытый в 1959 году. Сейчас на его площадке размещается троллейбусное депо № 3.

Депо и подвижной состав

Во всех трёх трамвайных депо по состоянию на 2019 год эксплуатируются трамваи 10 моделей. На данный момент, наполовину обновлён подвижной состав трамвайного депо № 1. Во втором трамвайном депо половина парка — трамваи Чехословацкого производства Татра Т3 и Татра Т6В5. Трамвайное депо № 3 имеет один из старых типов трамваев — 71-605 (КТМ-5), которые являются основой подвижного состава данного трамвайного депо. В 2005—2009 годах поставлялись новые трамваи модели 71-619 в трамвайные депо № 1 и № 3. В первом и во втором трамвайных депо вместе с трамваями старых моделей эксплуатируются трамваи более новых моделей 71-403, 71-407 и по одному трамваю моделей 71-623 (в 1-м трамвайном депо), 71-409 (во 2-м трамвайном депо). В трамвайном депо № 2 имеются 12 вагонов ЛМ-2008, 11 из них — переданы из Москвы. Ранее пассажирские перевозки осуществлялись трамваями моделей Эрликон, «Ф»,"Х", КМ, различных модификаций ЛМ (ЛМ-36, ЛМ-49, ЛМ-57, ЛМ-68), МТВ-82, РВЗ-6 и РВЗ-7. На 2019 год трамваи Эрликон и его прицеп, «Х» № 2, КМ № 162, ЛМ-49 № 687, ЛМ-57 № 2567, МТВ-82 № 547, РВЗ-6 № 2830 и РВЗ-7 № 2604 стоят в музее электротранспорта, в трамвайном депо № 1.

Путевое хозяйство

Трамвайно-железнодорожные пересечения

Действующие

  • На улице Чкалова вблизи остановки «Центральный рынок»; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод имени Воробьёва;
  • На Зелёной улице; линия от станции Нижний Новгород-Московский на заводы «Красная Этна» и «Румо»;
  • На Каракумском переулке; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод «Красная Этна»;
  • На улице Космонавта Комарова; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод «Румо»;
  • На проспекте Кирова; линия от станции «Кустовая» на Горьковский автомобильный завод;
  • На проспекте Ленина; два пересечения линии от станции Кустовая на Горьковский автомобильный завод;

Ликвидированные

  • На Ореховской улице; линия от станции «Петряевка» на цементный завод; закрыта в 2014 году;
  • На Сормовском шоссе, в районе пересечения с ул. 50 лет Победы. До начала 2000-х гг. между этими линиями имелась связка. В настоящее время вытяжной тупик Нижегородского машзавода и линия от станции «Варя» на завод «Нефтегаз» находится в непосредственной близости от трамвайной линии.
  • На улице Пржевальского; линия на Сормовскую кондитерскую фабрику;
  • На Рельсовой улице; линия от станции «Петряевка» на завод «Мостстрой»;

См. также

Ссылки

Примечания

  1. http://www.edu.fedpress.ru/news/econom/train/novye-tramvai-gotovyat-k-pusku-na-nizhegorodskie-marshruty (недоступная ссылка)
  2. Нижний Новгород, трамвай — Список подвижного состава — TransPhoto. transphoto.ru. Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 12 июля 2021 года.
  3. Музейные трамваи «Нижегородэлектротранс» в фотогалерее «Городской электротранспорт». Дата обращения: 29 сентября 2011. Архивировано 9 октября 2011 года.
  4. Нижний Новгород потратит около миллиарда рублей на покупку 11 ретро-трамваев. www.kommersant.ru (29 марта 2021). Дата обращения: 19 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  5. Транспортные карты. Ситикард. www.siticard.ru. Дата обращения: 11 марта 2019. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  6. Предъявляйте билет!!!, birzhaplus.ru, № 20, 02.06.2008 (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2008. Архивировано 22 марта 2016 года.
  7. Общественный транспорт » www.siticard.ru (недоступная ссылка). www.siticard.ru. Дата обращения: 13 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.

Литература