Нидерландская школа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Р. Г. Кизеветтер — автор термина «нидерландская школа»

Нидерландская школа, предпочтительно франко-фламандская школа — группа композиторов французского (валлонского) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов: Эно, Брабанта и Фландрии, работавших со второй трети XV до конца XVI веков преимущественно за пределами своей родины — на территории (современных) Италии, Франции, Германии, Австрии.

Термин «нидерландская школа» ввёл в обиход науки австрийский музыковед Р. Г. Кизеветтер (1829).

Общая характеристика

Основное место в творчестве композиторов нидерландской школы занимала (католическая) церковная многоголосная музыка: мессы, магнификаты, обработки псалмов, антифонов, гимнов и прочих григорианских песнопений. Вместе с тем, композиторам нидерландской школы принадлежит много светской музыки, прежде всего, многоголосные песни в разных песенных жанрах — на французском (шансон), итальянском, фламандском, немецком (Lied) и других языках. Духовные и светские черты свободно сочетались в главном «учёном» жанре эпохи — мотете. В творчестве Жоскена Депре главенствующей стала новая разновидность этого жанра — мотет со сквозной имитацией.

Несмотря на крайнее разнообразие жанров и композиционных техник, нидерландскую школу принято ассоциировать с вокальным многоголосием, написанным по законам имитационной полифонии.

Периодизация

В нидерландской школе обычно выделяют несколько исторических периодов, причём каждый последующий период начинается ещё в рамках предыдущего.

Впрочем, этого разделения на периоды музыковеды придерживаются нестрого. К нидерландской школе относят также Антуана Брюмеля, Луазе Компера, Пьера де ла Рю, Хенрика Изака, Генриха Финка, Адриана Вилларта,Чиприано де Роре и других композиторов.

Влияние нидерландской школы распространилось за пределы эпохи Возрождения. Технику нидерландских полифонистов глубоко изучали выдающиеся композиторы последующих эпох — И. С. Бах, М.И.Глинка, С.И.Танеев, А. фон Веберн и мн. др.

Литература

  • Коннов В. Нидерландские композиторы XV—XVI веков. Ленинград: Музыка, 1984.
  • Лебедев С.Н. Нидерландская школа // Большая российская энциклопедия. Т.22. М., 2013, с.611.