Не прощаюсь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Не прощаюсь
Автор Борис Акунин
Жанр детектив
Язык оригинала русский
Оригинал издан 8 февраля 2018 года
Оформление Игорь Сакуров
Серия Приключения Эраста Петровича Фандорина
Издатель Захаров
Предыдущая Планета Вода (по дате релиза)
Чёрный город (по хронологии событий)

«Не прощаюсь» — 16-я книга российского писателя Бориса Акунина из серии «Новый детектив». Имеет подзаголовок «Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая».

По заявлению автора — последняя книга из цикла об Эрасте Фандорине. Выход романа состоялся 8 февраля 2018 года[1].

Публикация и история создания

В интервью, предшествующих публикации книги, Акунин сообщал, что ему осталось написать лишь один, последний роман о Фандорине. 8 октября 2017 года Акунин сообщил, что закончил работу над серией произведений об Эрасте Фандорине. Об этом он написал в своём Facebook.

«Извещаю всех заинтересованных лиц, что сего 8 числа десятого месяца 29 года эпохи Хэйсэй закончил последнюю книгу серии „Приключения Эраста Фандорина“… Роман должен выйти 8 февраля 2018 г., в 20-ю годовщину публикации первой фандоринской книжки, романа „Азазель“».

1 января 2018 года, за месяц до выхода книги, Борис Акунин в качестве новогоднего подарка читателям опубликовал первую главу романа на своей странице в Facebook. Из этой главы становится известно о том, что произошло с Фандориным после событий, описанных в «Чёрном городе»[2].

Роман «Не прощаюсь» вышел 8 февраля 2018 года, в двадцатую годовщину публикации первой книги фандоринского цикла, романа «Азазель»[1].

Журналист Денис Корсаков сообщает, что разговоры о создании этой книги шли уже давно, «ещё в конце прошлого века. Лев Данилкин, ныне лауреат „Большой книги“, а тогда — молодой и восторженный литературный критик, автор одной из первых рецензий на тексты Акунина, рассказал, что роман будет римейком „Адъютанта его превосходительства“. Примерно тогда же всплыло и первоначальное название — „Всё хорошо“»[3].

Сюжет

В книге появляются персонажи из цикла «Смерть на брудершафт», и упоминаются герои других книг из серии «Приключения Эраста Петровича Фандорина». В частности, Алексей Романов-Октябрьский является полноценным вторым главным героем романа, занимающим около половины текста[4]. Его сюжетная линия посвящена тому, как будучи идейно красным, он внедряется к белым.

1918 год. В первой главе описано, что Фандорин выжил после ранения, полученного в Баку в 1914 годуЧёрный город»), но впал в кому на 3 года 8 месяцев и 28 дней. Масе, который ухаживал за ним несколько лет, пришлось уезжать с господином из Самары. На поезде по пути в Москву Маса столкнулся с попыткой ограбления пассажиров. Неудачный выстрел грабителя пришёлся на Фандорина, пройдя по касательной, тем самым вытащив его из комы.

По приезде в Москву 62-летний Эраст Петрович узнаёт от Масы о событиях, которые он «пропустил» (Первая мировая война, падение самодержавия и Октябрьская революция, начало гражданской войны), заново учится ходить и пытается освоиться в изменившемся мире. В это время у него совершенно пропадает его фирменная черта — лёгкое заикание. Какое-то время он ездит по городу в специально сделанном Масой инвалидном кресле, знакомится с анархистами, затем во время схватки с очередным злодеем от полученной от него раны в нём пробуждается неоднократно упоминаемая Акуниным «энергия Ки», а вместе с ней возвращаются силы и умения восточных боевых искусств, благодаря которым он легко расправляется со злодеем неожиданно для последнего. Заканчивается первая часть бегством Фандорина из дома, где победившие большевики осадили укрывавшихся в нём анархистов, и который Эраст Петрович покидает прыжком с высоты, наслаждаясь возвращением его привычных японских навыков.

1919 год. Проведя целый год в далёком монастыре на севере Вологодской губернии, где Эраст Петрович тщетно надеялся «пересидеть» смуту, Фандорин пробирается в Севастополь, подальше от красной России. В Севастополе его уже ожидает Маса. В дороге он встречает девушку-скульптора Мону — дочь петербургского врача-психиатра Елизавету Анатольевну Турусову (которую за загадочность улыбки, напоминающей о Моне Лизе, прозвала Моной её мать, Варвара Андреевна Турусова, в девичестве Суворова, главная героиня романа «Турецкий гамбит»). Мона, узнав, что её случайный попутчик — тот самый Фандорин, по которому «всю жизнь сохла» её мать, соблазняет его и беременеет, а затем, выбрав момент, рассказывает ему, что она — дочь «той самой» Варвары Андреевны. Таким образом выясняется, кто станет матерью Александра Фандорина и бабушкой его сына Николая — нашего современника и героя другого акунинского цикла «Приключения магистра».

В это же время они встречают Алексея Романова — героя цикла «Смерть на брудершафт», который вместе с племянником белогвардейского генерала также пробирается к белым на юг с целью внедрения в штаб белогвардейцев (для чего он организовал спасение товарища из рук красноармейцев). В Харькове, в штабе Добровольческой армии, Эрасту Петровичу приходится, в частности, принять участие в расследовании неудачного покушения на командующего белогвардейскими войсками юга Антона Ивановича (его фамилия не называется, но подразумевается Деникин), в результате которого погибли невинные дети-сироты. Также Фандорину предстоит найти красного шпиона (реальный прототип — Павел Макаров, литературно-кинематографический — Павел Андреевич Кольцов из фильма «Адъютант его превосходительства» в исполнении Юрия Соломина, здесь выступающий под «гибридной» фамилией Макольцев) в штабе командующего белой армией генерала Гай-Гаевского (реальный прототип — генерал В. З. Май-Маевский, литературно-кинематографический — генерал Ковалевский из того же фильма, в этой роли снимался Владислав Стржельчик). Диверсия заговорщиков завершается взрывом дрезины, на которой Фандорин покинул Харьков.

1921 год. Маса и Мона, мать двухлетнего мальчика, живут в Швейцарии и выясняют, кто виноват в гибели Фандорина. Маса карает злодея, однако действительно ли Фандорин погиб или ему снова удалось спастись — так и остаётся неизвестным.

Отзывы

Рецензия журнала «Афиша» имеет подзаголовок «что не так с последним романом про Эраста Фандорина». По мнению рецензента, «главная беда нового акунинского детектива — то, что детектив не удался. Эту претензию Акунину предъявляли не раз, но в „Не прощаюсь“ все совсем тоскливо. Расследование или оказывается пустяковым (пропажа мешка со швейными иголками — вот истинное дело для пожилого сыщика), или прерывается очередным deus ex machina, или тонет в мириадах исторических подробностей, которые Акунину удаются куда лучше. Собственно, если смотреть на „Не прощаюсь“ как на непритязательный исторический роман, то все вполне неплохо (…) Акунин берет все свои штампы и выкручивает их до упора. Первыми жертвами становятся вкус и чувство меры». Критик отмечает наличие многочисленных отсылок к другим произведениям автора: «А вот что Акунину неожиданно удается — это фансервис, перемигивания с поклонниками. (…) Главная цель нового романа — не рассказать хорошую историю, а связать покрепче все главные циклы Акунина. „Не прощаюсь“ завершает (но не очень убедительно) сюжет про Эраста Петровича, перекидывает мостик к „Приключениям магистра“, становится кроссовером с „Жанрами“ и той же „Смертью на брудершафт“. И если сам по себе роман не удался, то в роли еще одного кусочка пазла работает на удивление неплохо. За двадцать лет Акунину удалось не только написать несколько хороших, десяток сносных и пару никудышных романов, но и создать настоящую книжную вселенную на манер комиксов Marvel»[5].

Галина Юзефович озаглавила свою рецензию «Ненастоящий детектив». По ее словам, роман писался явно не ради детективной интриги: «основной предмет Акунина на сей раз — нравы России времен Гражданской войны. Перемещаясь из Самары в Москву, потом в удаленный северный монастырь, а оттуда в Харьков и Таганрог, Эраст Петрович проводит последовательную ревизию „черной“ (анархистской), „зеленой“ (махновской), „белой“, „красной“ и даже „коричневой“ (цвета дерьма) правд, разрывающих страну на части, и все их находит одинаково негодными и пагубными». По ее мнению, огромный материал втиснут в книгу путем беспощадного уплотнения и сжатия: «ак результат, все кусты в романе изобилуют роялями, страстная и долговечная любовь зарождается в сердцах героев подобно удару молнии, без малейшей прелюдии, многообещающие нити самым бессовестным образом обрываются, а яркие персонажи (…) вынужденно довольствуются всего лишь камео». Она также отмечает «обслуживание фанатов»: роман «явно рассчитан в первую очередь на фанатскую аудиторию и содержит несколько приятных реверансов в ее сторону»[6]. В ее личном рейтинге романов о Фандорине книга поставлена на 13-е место из 17: «Не то чтобы хороший детектив, но вполне недурной исторический роман о гражданской войне (куда лучше тех, что выходят у Акунина в последние годы в серии „История государства Российского“)»[7].

Константин Мильчин пишет: «облом. Нам обещали, что будет прощальная книга о Фандорине, а это, оказывается, еще и промежуточный роман об Алексее Романове, герое части книг серии „Смерть на брудершафт“ и вроде как „Шпионского романа“. Когда-то ходил анекдот, что фильм „Рэмбо V“ будет одновременно фильмом „Рокки VI“ и Сильвестр Сталлоне снимется там сразу в двух ролях — и спецназовца, и боксера. То был анекдот, а тут Акунин осуществил нечто сравнимое по масштабам, редкий в русской литературе пример кроссовера — под одной обложкой оказались персонажи из вроде как бы несовместимых серий. Сперва Фандорин и Романов вообще не пересекаются, но ближе к середине книги они начнут взаимодействовать и даже противостоять друг другу». По мнению Мильчина, книга похожа не на классические детективы, а на историческую прозу, которой Акунину так нравится заниматься последние годы. В книгу включены «фантазия на тему революции и Гражданской войны, небольшое рассуждение о том, почему победили именно красные и был ли шанс у других сторон, включая анархистов (…). В итоге герои странствуют из одного лагеря в другой, и везде интересно, везде одновременно хорошо и одновременно плохо, везде длинные пафосные речи. Последние, увы, заменяют собой действие, что до крайности печально». Роман, по словам критика, распадается на отдельные эпизоды, «единая интрига тут лишь одна — как умрет Фандорин». «Но что особенно печально, Фандорин больше не Фандорин. Он почти не расследует, почти не думает, он в коме, то помалкивает, то делает детей, то где-то шляется»[8].

По мнению рецензента «Российской газеты», «предусмотрительный автор оставил себе лазейку, теоретически позволяющую в очередной раз воскресить героя», однако в то, что эта книга будет последней из цикла — верится, так как чувствуется «усталость материала», Фандорин — как и его автор, разочаровались в стране[9]. «Росбалт» пишет о том же, подробно развивая мысль, что «заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию»[10]. «Комсомольская Правда» считает, что это самый печальный роман о Фандорине, также указывается на его слабость: «Вообще кто-нибудь наверняка сразу скажет, что композиция „Не прощаюсь“ разваливается на глазах — но с другой стороны, там разваливается абсолютно все, и Россия, и повстанческие организации, и индивидуальные судьбы, и главный акунинский литературный проект, так что в этом смысле все вполне гармонично»[3].

Действующие лица и прототипы

Издание снабжено подписанными фотографическими портретами прототипов, что сразу раскрывает их личность.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Борис Акунин. Facebook (8 октября 2017). Дата обращения: 4 января 2018. Архивировано 25 сентября 2019 года.
  2. Борис Акунин. Facebook (1 января 2018). Дата обращения: 4 января 2018. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  3. 3,0 3,1 Денис Корсаков. Реквием по Петровичу, // Комсомольская правда (11 февраля 2018). Архивировано 23 августа 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  4. Связывая два цикла, Б. Акунин допускает фактические неточности. Так, внедряясь в штаб контрреволюционеров, Романов утверждает, что играл в футбол в команде Санкт-Петербургского университета, на что его оппонент реагирует фразой: «Вы — голкипер Романов?! Отлично помню, как вы взяли пенальти на матче со „Спартой“». При этом в первой части цикла «Смерть на брудершафт» («Младенец и чёрт») сам Романов рассказывает князю Козловскому: «Я, между прочим, на первом курсе увлекался футболом. Потом надоело, бросил… Был хавбеком». И сожалеет, что никогда не играл в воротах, поскольку контрразведке по обстоятельствам дела требовался именно голкипер.
  5. «Не прощаюсь»: что не так с последним романом про Эраста Фандорина (рус.), Афиша. Архивировано 23 августа 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  6. Ненастоящий детектив: Галина Юзефович — о последнем романе про Эраста Фандорина «Не прощаюсь» (рус.), Meduza. Архивировано 23 августа 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  7. Все романы об Эрасте Фандорине. Какой самый удачный? Рейтинг Галины Юзефович (рус.), Meduza. Архивировано 23 августа 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  8. Как умрет Фандорин и другие интриги романа "Не прощаюсь" (рус.), ТАСС. Архивировано 6 июня 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  9. Акунин завершил цикл романов о Фандорине книгой "Не прощаюсь" (рус.), Российская газета (15 февраля 2018). Архивировано 23 августа 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.
  10. Фандорин побежден, Акунин уехал (рус.), Росбалт. Архивировано 23 августа 2018 года. Дата обращения 22 августа 2018.