Несчастное сознание

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Несчастное сознание (нем. Unglückliche Bewußtsein) в философии Гегеля — этап развития Абсолютного Духа (а вместе с ним — и индивидуального сознания): утрата идеалов и опустошённость, «смерть Бога» [«Феноменология духа»: раздел 4]. Несчастное сознание приходит на смену счастливому или комичному; в истории человечества — соответствует переходу от Античности к Средневековью.

Французский неогегельянец Жан Ипполит предполагал, что тема несчастного сознания является магистральной для «Феноменологии духа» Гегеля[1]. Несчастье состоит в том, что самость знает про себя; что она отнесена к действительности, которая, в то же время, от неё удаляется. Это делается всего очевидней в моменты понимания того, что несчастное сознание вытекает из опыта скептицизма[2] .

Н. А. Бердяев полагал, что смысл несчастного сознания у Гегеля заключается в восприятии диалектических противоречий и собственной конечности[3].

Ж. Валь, хронологически первый представитель французского неогегельянства, настаивал на большей значимости несчастного сознания в «Феноменологии духа», чем на уровне структуры произведения и общих заверений предлагает считать сам Гегель: Валь указывал на то, что внимательное рассмотрение данного произведения и более ранних сочинений Гегеля позволяет открыть не упоминаемое в них «несчастье сознания» — оно, в отличие от «несчастного сознания» является не преходящим формообразованием духа, гештальтом, но доминирующей характеристикой духа как такового. В данной интерпретации Валя сильно влияние Кьеркегора и общей тенденции экзистенциализации Гегеля. Соответственно своей интерпретации, Валь назвал свое произведение 1929 г. не «Несчастное сознание в философии Гегеля», как дано в имеющемся переводе на русский язык, а «Несчастье сознания в философии Гегеля» (Le Malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel)[4].

А. К. Секацкий предлагает различать несчастное и трагическое сознание, поскольку первое — отличает пассивность и невовлечённость[5].

Примечания

  1. Hyppolite J. Genese et structure de la Phenomenologie de l’esprit de Hegel. Paris, 1978, p. 184
  2. Хейде Л.  (нем.) Автономность и несчастное сознание Архивная копия от 24 января 2012 на Wayback Machine // Философско-литературный журнал «Логос». 1999. № 9 (19). С. 4—15
  3. О рабстве и свободе человека. Опыт эсхатологической метафизики Архивная копия от 13 января 2012 на Wayback Machine // Бердяев Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря. / Сост. и послесловие П. В. Алексеева. М.: Республика, 1995. 383 с. Тир. 15 000.
  4. Курилович И.С. Несчастье сознания и несчастное сознание. — Французское неогегельянство: Ж. Валь, А. Койре, А. Кожев и Ж. Ипполит в поисках единой феноменологии Гегеля-Гуссерля-Хайдеггера / Курилович И.С.. — Москва: РГГУ, 2019. — С. 76–79. — ISBN 9785728125488.
  5. Секацкий А. К. Ревизия судьбы: экзистенциальный кризис. Архивная копия от 24 августа 2011 на Wayback Machine // Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C. 63—70.

Литература

  • Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. Пер. с фр. В. Ю. Быстрова. — СПб.: Владимир Даль, 2006. — 334 с. ISBN 5-93615-061-5
  • Курилович И. С. [https://www.academia.edu/42085157/ Несчастье сознания и несчастное сознание // Французское неогегельянство: Ж. Валь, А. Койре, А. Кожев и Ж. Ипполит в поисках единой феноменологии Гегеля-Гуссерля-Хайдеггера. — М.: РГГУ, 2019. — С. 76–79.