Неопалимая купина

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Неопалимая Купина»)
Моисей перед Неопалимой купиной (икона XII века, монастырь Святой Екатерины)

Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

Идентификация растения

В тексте Библии не описываются признаки горящего кустарника, и о нём известно лишь его название на древнееврейском языке: др.-евр.סְּנֶה‏‎ снэ. Кроме упоминания данного слова в контексте описания неопалимой купины, представшей перед Моисеем, оно встречается в Пятикнижии лишь ещё один раз (Втор. 33:16), вновь в качестве отсылки к тому же событию, произошедшему с Моисеем.

Синодальный перевод Библии называет это растение «терновым кустом», однако толкования по этому вопросу не столь однозначны. В монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в качестве «неопалимой купины» демонстрируется кустарник ежевики священной[en][1] (Rubus sanctus или Rubus sanguineus), однако данный вид не эндемичен для Синайского полуострова, а куст, растущий в монастыре, был культивирован местными монахами[2].

В книге ботаника Михаэля Зохари «Растения Библии» выдвигается версия, что речь шла о полукустарнике сенне александрийской ввиду сходства древнееврейского названия растения с арабским названием сенны[2], а в книге натуралиста Генри Тристама «Фауна и флора Палестины» было выдвинуто предположение о том, что речь идёт о ремнецветнике, паразитирующем на других деревьях и гипотетически способным произвести впечатление горящего дерева благодаря яркой окраске своих цветков[3]. Израильские исследователи Александр и Женя Флейшер отмечали свойство ясенца белого, в народной речи иногда называемого «неопалимой купиной», выделять фитонциды, легко воспламеняющиеся при поднесении к растению зажжённой спички[4], однако ясенец не эндемичен для Синайского полуострова, и описанное моментальное возгорание не соответствует библейскому описанию продолжительного горения[5].

В еврейских источниках многие толкователи склоняются к мнению, что кустарник «снэ» был кустом ежевики священной[en][6], но встречается также идентификация кустарника как сенны александрийской, дерезы, зизифуса настоящего, цистанхе и других растений[3]. Были высказаны и мнения о том, что речь идёт не о названии конкретного растения, а о собирательном названии кустарниковой поросли, горение которой в пустыне на обширном участке могло произвести глубокое впечатление на наблюдателя[3], а также о проведении параллели между кустарником и напоминающими кустарники живописными дендритами в рассыпанных по пустыне кристаллах[7].

У мусульманских толкователей встречается идентификация кустарника, вероятно, основанная на еврейских источниках, как растение по названию «аусадж» (араб. عوسج‎), что может означать дерезу обыкновенную или крушину, а также как ежевика священная или зизифус настоящий[8].

В христианстве

В христианстве Неопалимая купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь[9]. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. В Православии неопалимая купина является также символом исихазма, так как исихаст постепенно рождает в самом себе ни в коем случае не являющегося ни Богом, ни наместником Бога на Земле в какой бы то ни было форме богочеловека по благодати (по энергиям, по имени), подобно рождению Богоматерью единственного во веки веков Богочеловека по сущности (по природе), и потому, что при необходимости старец, подобно Моисею, может вести своих духовных чад, при Иисусовой молитве призывается Святой Дух, а история исихазма связана с монастырём Святой Екатерины[10].

Неопалимая купина в монастыре Святой Екатерины

В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся неопалимой купиной.

В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия)[11]:

Интерьер часовни Неопалимой купины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)

Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина.

Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины[12]. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря[13].

В России куст Неопалимой купины находится в Екатерининской пустыне в г. Видное Московской области. Этот куст выращен из отростка, привезённого в 2003 году из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове.

Православная иконография

Икона Богородицы Неопалимая Купина

В православии наименование иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов её почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, Книги Еноха и других апокрифических сочинений.

В целом эта тема нашла своё отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных Богом, при заступничестве Богородицы, по молитвам пред иконою «Неопалимая купина», не сохранило истории её обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.

Попытки научного объяснения

Среди возможных научных объяснений предполагаются физический эффект огни святого Эльма, химический эффект низкотемпературного холодного огня как свечения, а не собственно огня (пламени)[источник не указан 3716 дней]. Ещё одна версия связана с тем, что если в жаркий день поднести огонь к растению, воздух вокруг соцветий на пару секунд ярко, с отчетливым хлопком вспыхнет, однако само растение при этом не загорится. Явление объясняется большим количеством эфирных масел, выделяемых цветками и плодами.

Примечания

  1. Русские названия вида Rubus sanctus, plantarium.ru.
  2. 2,0 2,1 On the «Burning Bush» plant, University of Washington Botanic Gardens. (англ.)
  3. 3,0 3,1 3,2 אהרן בק הסנה — זהותו ומהותו לימודים 18 (התשפ"ב) (Аарон Бек, «Снэ — его идентификация и суть» // Лимудим. — № 18. — 2021) (Архивная копия от 28 января 2022 на Wayback Machine). (иврит)
  4. (January–February 2004) «Study of Dictamnus gymnostylis Volatiles and Plausible Explanation of the "Burning Bush" Phenomenon». Journal of Essential Oil Research 16 (1): 1–3. doi:10.1080/10412905.2004.9698634.
  5. Humphreys, Colin. Miracles of Exodus. — Continuum International Publishing Group, 2006. — P. 73.
  6. Йехуда Феликс. Мир библейских растений = עולם הצומח המקראי (иврит). — Рамат-Ган, 1968. — С. 110—112.
  7. ראובן ישפה האבן והסנה קתדרה 48 (יוני 1988) (Рафаэль Яшфе, «Камень и снэ», «Катедра» № 48 (июнь 1988)) (Архивная копия от 27 июля 2020 на Wayback Machine). (иврит)
  8. זהר עמר זיהוי הצומח המקראי בראי פרשנות הקוראן בית מקרא א' (תשנ"ח) (Зоар Амар, «Идентификация библейских растений в свете толкования Корана», «Бейт Микра» № 1 (1997)), с. 67, 70-71 (Архивная копия от 29 мая 2020 на Wayback Machine). (иврит)
  9. Малков П. Ю., Иванов М. С., Васечко В. Н., Квливизде Н. В. Богородица // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 486—504. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  10. Геронимус А. Ю.. Богословие священнобезмолвия Архивная копия от 2 мая 2013 на Wayback Machine // Синергия. — М., 1995.
  11. Паломничество по Святым местам конца IV века Архивная копия от 5 апреля 2008 на Wayback Machine.
  12. Евангелос Папаиоанну. Монастырь святой Екатерины. (Издание Синайского монастыря) б. г., с. 24.
  13. Алфеева В. А. Паломничество на Синай. У Мамврийского дуба. Великая лавра Саввы Освященного. Священный Патмос / Валерия Алфеева. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье : Изд. дом «Грааль», 1998. — 320 с. ISBN 5-7873-0008-7, 1500 экз. (глава «Неопалимая купина»).

Литература

  • Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имён и понятий по древнерусскому искусству.

Ссылки