Неолиберализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Неолиберал»)

Неолиберали́зм (англ. neoliberalism) — разновидность либерализма, направление политической и экономической философии, возникшее в 1930-е годы и сформировавшееся как идеология в 19801990-е годы.

Сам термин (фр. néo-liberalisme), впервые был использован в 1938 году на парижском Коллоквиуме Уолтера Липпмана; его авторами считаются французский экономист Бернар Лавернь и его немецкий коллега Александер Рюстов. Широкое хождение термин получил в связи с политикой свободного рынка экономического либерализма и монетаризма согласно идеям Милтона Фридмана и Фридриха Хайека, внедрявшейся в Чили при диктатуре Аугусто Пиночета, в Великобритании при Маргарет Тэтчер (тэтчеризм), в США при Рональде Рейгане (рейганомика) и ставшей господствующей в мире экономической моделью в конце XX века.

Неолиберализм имеет широкое значение, охватывая идеологию, способ управления и пакет политических программ[1].

Общая характеристика

Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное экономическое вмешательство и регулирование экономики, но оставляет его функцию лишь для установления принципов конкуренции и законов свободного рынка, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации». Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетание конкуренции с государственным регулированием и социальными программами, принятие элементов эгалитаризма и коллективизма.

Теоретические основания

Теоретические основания неолиберализма связаны с монетаризмом, а также трудами Роберта Манделла, Маркуса Флеминга, Вильгельма Рёпке, Александера Рюстова и других. Его ведущая идея может быть сформулирована следующим образом: интенсификация и всемирное распространение свободного рынка, как экстенсивно — в международном масштабе, так и интенсивно — на все сферы жизни общества. Таким образом, неолиберализм проявляет принципиальное родство с глобализацией, особенно в экономической сфере.

Экономическая политика

Экономическая политика неолиберализма ассоциируется прежде всего с laissez-faire парадигмой, и включает в себя такие элементы как дерегуляция экономики, приватизация, уменьшение государственных расходов, увеличение роли частного сектора и неограниченную свободную торговлю.

В 1950—1960-е годы неолиберализм не был заметным политическим явлением, несмотря на то, что ряд его представителей играл значительную роль в экономической политике (Л. Эрхард возглавлял правительство ФРГ, Ж. Рюэф был экономическим советником де Голля). Политическое влияние неолиберализма выросло в 1970—1980-е годы вследствие неспособности кейнсианского макроэкономического регулирования справиться со стагфляцией и другими последствиями мирового экономического кризиса.

Наиболее известна «чикагская школа», сторонники которой выступали с позиций неолиберализма против политики «государства всеобщего благоденствия» и критиковали неокейнсианство за дестимулирующее влияние высоких налогов на предпринимательство и социальных пособий на их получателей (предпочитающих получать пособия вместо труда на непрестижных рабочих местах), а также за бюрократизацию и ползучую инфляцию как следствие бюджетного дефицита ради достижения полной занятости[2].

Социальная концепция

Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт (акт купли-продажи). Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции. Согласно теории неолиберализма, нации и государства на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму.

Критика неолиберализма

Среди известных критиков неолиберализма — экономисты Джозеф Стиглиц, Амартия Сен, Майкл Хадсон, Пол Кругман, Ричард Вольф, Янис Варуфакис, Роберто Мангабейра Унгер; лингвист Ноам Хомский; географ и антрополог Дэвид Харви; социологи Мишель Фуко, Пьер Бурдьё и Иммануил Валлерстайн[3]; автор и общественная деятельница Наоми Кляйн; журналисты Джордж Монбио и Крис Хеджес; спикер сапатистов субкоманданте Маркос[4]; религиозный деятель Фрей Бетто[5] и папа римский Франциск[6]. Одним из главных источников для критики неолиберализма стали идеи Карла Поланьи, чья работа «Великая трансформация» (1944) часто рассматривается как антитезис раннему манифесту неолиберализма ― книге Хайека «Дорога к рабству»[7]. Критики неолиберального капитализма и неолиберальной глобализации указывают на пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик и поддержания социальной справедливости, а также на такие её последствия, как существенное снижение стандартов в сфере труда, наступление на права профсоюзов, нарастающий ущерб окружающей среде. Пьер Бурдьё и Гюнтер Грасс сравнивали наступление неолиберализма с «консервативной революцией» в Германии 1930-х годов как направленной против традиции Просвещения[8].

Географ Дэвид Харви, называя в своей «Краткой истории неолиберализма» предмет книги теорией, «согласно которой рыночный обмен является основой системы этических норм», считает её антисоциальной и антидемократичной; он указывает, что неолиберализм выступил проектом восстановления и укрепления классового господства крупного капитала после периода кейнсианского регулирования экономики и компромиссов с трудящимися классами («славное тридцатилетие»). Такие авторы, как Харви и Наоми Кляйн, полагают, что впервые неолиберализм воплощался на практике группами экономистов, известных как «Чикагские мальчики» и «Берклийская мафия», в условиях правоавторитарных диктатур Аугусто Пиночета в Чили и Сухарто в Индонезии соответственно; оба режима пришли к власти в результате переворотов и отметились массовым нарушением прав человека.

Критики неолиберализма, в частности Эрик Райнерт, считают неолиберализм разрушительным для мировой экономической системы, и возлагают на него ответственность за обнищание многих стран на протяжении последних десятилетий, а также за деиндустриализации и структурную деградацию постсоветских экономик[9]. «С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик», — отмечает в свой статье (сент. 2012) вице-президент АОН КНР Ли Шэньмин[10].

Вместе с тем, известный писатель и либеральный публицист Марио Варгас Льоса считает, что никакого самостоятельного явления под названием «неолиберализм» не существует, а термин был придуман противниками либерализма «с целью семантически обесценить теорию либерализма»[11]. Аналогичную точку зрения имеет экономист из Республики Беларусь Ярослав Романчук[12]. По мнению российского экономиста Р. И. Капелюшникова, в посвященной неолиберализму критической литературе он нередко изображается как практически единственный источник социального зла в современном мире, а рассуждения о нем приобретают характер своего рода теории заговора: где-то когда-то втайне от всех была придумана неолиберальная идеология, которая распространилась по всему миру[13].

Примечания

  1. Steger, Manfred B.; Roy, Ravi K. Neoliberalism: a very short introduction (англ.). — Oxford; New York: Oxford University Press, 2010. — ISBN 978-0-19-956051-6.
  2. Неолиберализм / Г. Д. Гловели // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Иммануил Валлерстайн. Год 2008: смерть неолиберальной глобализации Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine
  4. Субкоманданте Маркос. Четвёртая Мировая война Архивная копия от 25 октября 2016 на Wayback Machine
  5. Фрей Бетто. Неолиберализм: новая фаза капитализма Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine
  6. The pope is neoliberalism’s Enemy No. 1: How Francis challenges America’s reigning (and bipartisan) orthodoxy. Дата обращения: 27 сентября 2016. Архивировано 30 декабря 2015 года.
  7. Antonio, 2012, pp. 569―575.
  8. «Безответственность — определяющий принцип неолиберальной системы»: диалог 1999 года. «Скепсис» (24 июля 2015). Дата обращения: 28 сентября 2016. Архивировано 26 сентября 2016 года.
  9. Эрик Райнерт России еще рано примерять клубный пиджак Архивная копия от 23 сентября 2016 на Wayback Machine
  10. Мир находится на пороге больших перемен и потрясений: взгляд из Китая / Статьи / Finance.ua. Дата обращения: 25 сентября 2012. Архивировано 25 сентября 2012 года.
  11. Марио Варгас Льоса. Либерализм в новом тысячелетии Архивная копия от 23 января 2017 на Wayback Machine
  12. МИФ О НЕО/ЛИБЕРАЛИЗМЕ. Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано 22 октября 2013 года.
  13. Р. И. Капелюшников. Приключения «неолиберализма. М. ВШЭ, 2002.

Литература

Ссылки