Нейком, Сигизмунд фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зигизмунд фон Нойком
нем. Sigismund von Neukomm
Sigismund von Neukomm.jpg
Основная информация
Полное имя Зигизмунд Риттер фон Нойком
Дата рождения 10 июля 1778(1778-07-10)
Место рождения Зальцбург
Дата смерти 3 апреля 1858(1858-04-03) (79 лет)
Место смерти Париж
Страна  Австрийская империя
Профессии композитор, органист, пианист, дирижёр, музыкальный критик
Инструменты Орган, фортепиано

Зигизмунд фон Нойком (иногда также Нейком, нем. Sigismund von Neukomm; 10 июля 17783 апреля 1858) — австрийский композитор, пианист, музыкальный критик и дирижёр[1][2]. Один из крупнейших органистов своего времени.

Биография

Родился 10 июля 1778 года в Зальцбурге. Музыке обучался в Вене под руководством Михаэля и Йозефа Гайднов, учился игре на органе у Ф. К. Вейссауэра. В возрасте 14 лет работал органистом в Зальцбурге. С 1806 года был концертмейстером придворного театра[en]. Был близким другом Йозефа Гайдна.

Много путешествовал, в 1804—1808 годах жил в России, был капельмейстером немецкого театра в Санкт-Петербурге. Весной 1805 года жил в Москве у Шейнсберга, тогда как певец Мускети хлопотал об устройстве его капельмейстером в частные оркестры Н. А. Дурасова или В. А. Всеволожского. В 1806 году отправился в Стокгольм, где получил звание члена Академии. В 1808 году вернулся в Вену, в 1810 году по совету Гёте, который ему протектировал, переехал в Париж, где стал пианистом у Шарля Мориса де Талейрана, которого сопровождал в Вену. Сочинил реквием в память Людовика XVI. Получил от Людовика XVIII патент на дворянство. В 1816—1821 годах находился в Рио-де-Жанейро с дипломатической миссией герцога Люксембургского и был придворным капельмейстером короля Бразилии Педру I[1][2]. Именно там фон Нейком вплотную занялся реконструкцией реквиема Моцарта на основе автографов композитора и имевшихся у него набросков Зюссмайера и Эйблера.

После Португальской революции 1820 года Нейком уехал в Лиссабон, снова поступил на службу к Талейрану и побывал в Италии (1826), Бельгии и Голландии (1827), Англии (1830) Италии (1833), Алжире (1834). В Париже был музыкальным критиком журнала Revue et Gazette musicale de Paris.

Нейком был разносторонним человеком, общался с такими музыкантами, как Пьер Монсиньи, Франсуа-Жозеф Госсек, Андре Гретри, Луиджи Керубини, Феликс Мендельсон, сам приобрёл известность.

Краткая автобиография Нейкома (Esquisse biographique de Sigizmund Neukomm) была впервые опубликована в 1858—1859 годах[3].

Скончался 3 апреля 1858 года в Париже.

Творчество

Нейком был эпигоном классической венской школы с умеренными чертами романтизм. Написал более 1000 произведений, в том числе: 10 опер, 9 ораторий, 15 месс, 5 духовных кантат, 7 фантазий для оркестра, 1 симфонию, 5 увертюр, 20 камерных ансамблей, 57 органных пьес, 200 песен и дуэтов на немецком, французском, итальянском, английском и русском языках, 34 псалма для одного голоса и 30 псалмов для нескольких голосов, для фортепиано: концерт, 10 сонат и каприсов, 9 вариационных пьес, фантазии, хоры к «Фаусту» Гёте. Произведения Нейкома оказались недолговечными.

Сохранилась оратория Йозефа Гайдна «Возвращение Товия» в его редакции. Также реконструировал реквиема Моцарта на основе автографов композитора и имевшихся у него набросков Зюссмайера и Эйблера[4]. При работе фон Нейком не имел многих частей моцартовского оригинала, которые были найдены лишь в 1838 году. Он бережно сохранил части и темы, которые не были как следует разработаны и впоследствии отброшены Зюссмайером, а возможно, и самим Моцартом, создав оригинальную оркестровку произведения, которая соответствовала требованиям того времени.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Леонид Авельевич Шур. К берегам Нового Света: Из неопубликованных записок русских путешественников начала XIX века. — Наука, 1971. — С. 165. — 286 с.
  2. 2,0 2,1 Юрий Германович Фридштейн. Россия и Бразилия: 200 лет знакомства: свидетельства русских путешественников, ученых, дипломатов, артистов и литераторов. — Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы, 2004. — С. 104. — 491 с. — ISBN 9785859410149.
  3. L'autobiographie de Sigismund Neukomm (1878-1758) Архивная копия от 1 мая 2018 на Wayback Machine (так в источнике)
  4. Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери // Mozart.Belcanto. Архивировано 17 апреля 2016 года.

Литература