Нейзидлер, Ганс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ганс Нейзидлер
нем. Hans Neusidler
Основная информация
Дата рождения 1508(1508)
Место рождения Прессбург, Венгрия
Дата смерти 2 февраля 1563(1563-02-02)
Место смерти Нюрнберг, Германия
Страна  Германия
Профессии исполнитель, композитор
Инструменты лютня

Ганс Не́йзидлер, Но́йзидлер (нем. Hans Neusidler, также Neusiedler, Newsidler, Neysidler; ок. 1508—1509, Прессбург, Венгрия[1] — 2 февраля 1563, Нюрнберг) — немецкий лютнист и композитор. Его сыновья Мельхиор Нейзидлер  (нем.) (1531—1590) и Конрад Нейзидлер (1541 — после 1604) были также лютнистами и композиторами.

Биография

О музыкальном образовании Нейзидлера сведений не сохранилось. В 1530 г. переехал в Нюрнберг, в том же году там же женился. В 1531 г. получил нюрнбергское гражданство. После смерти жены в 1556 г. женился вторично (вторая жена умерла в 1562 г.). На всём протяжении жизни преподавал игру на лютне (заслужил в Нюрнберге репутацию авторитетного учителя), а также сам конструировал лютни. В 1536—1549 гг. опубликовал 8 сборников лютневой музыки.

Творчество

Один из наиболее значительных композиторов-лютнистов в Германии XVI века, писавший во всех принятых тогда музыкальных жанрах. Обширную часть его лютневого репертуара составляли обработки-интабуляции немецких песен, французских шансон, итальянских мадригалов и пьес танцевального жанра, даже латинских мотетов. С точки зрения техники композиции наследие Нейзидлера также отличается разнообразием — от двухголосных дидактических пьес для начинающих лютнистов до виртуозной музыки с элементами полифонии и (редко) импровизационной «фантазийной» фактуры.

Предисловие Нейзидлера к сборнику 1536 года «Ein newgeordnet künstlich Lautenbuch» — ценное историческое свидетельство методики самостоятельного обучения на лютне.

Der Juden Tanz (1544) Ганса Нейзидлера, факсимиле

Наиболее известное сочинение Нейзидлера — «Еврейский танец» (1544), который Вилли Апель называет «первым образцом музыкальной сатиры»[2]. Комичный эффект создаёт полимодальное противопоставление Cis-лидийского в мелодии и D-квинтоктавы в аккомпанементе[3]. Лютневая табулатура сопровождается примечанием Нейзидлера, касающимся характера музыки:

Еврейский танец, лупить по струнам следует проворно, а иначе он зазвучит худо,

а также содержит подробные рекомендации к исполнению (с использованием скордатуры):

Die Laute muß nämlich gänzlich anders gestimmt werden, so daß sich einer der bemerkenswerten Fälle der scordatura ergibt.

Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. —
Leipzig, 1981. — S. 87.

Транскрипция этого сочинения опубликована в популярной «Музыкально-исторической антологии» Дейвисона и Апеля[4] и в известной антологии «Denkmäler der Tonkunst in Österreich» (DTÖ)[5].

Среди других часто исполняемых сочинений Нейзидлера — пассамеццо «Welscher Tanz Wascha mesa»[6] и «Уличная песенка» («Gassenhauer», 1536). Последняя легла в основу одноимённой пьесы Карла Орфа и использована в качестве титульной мелодии фильма Тони Скотта (по сценарию Квентина Тарантино) «Настоящая любовь».

Сборники сочинений

Все нижеперечисленные сборники опубликованы в Нюрнберге:

  • Ein newgeordent künstlich Lautenbuch in zwen Theyl getheylt: der erst für die anfahenden Schuler (1536)
  • Der ander Theil des Lautenbuchs: darin sind begriffen vil ausserlesner kunstreycher Stuck von Fantaseyen, Preambeln, Psalmen, und Muteten <…> auff die Lauten dargeben (1536)
  • Ein newes Lautenbüchlein mit vil schonen Liedern (1540)
  • Das erst Buch: ein newes Lautenbüchlein mit vil feiner lieblichen Liedern für die jungen Schuler (1544)
  • Das ander Buch: ein new künstlich Lautten Buch für die anfahenden Schuler (1544)
  • Das dritt Buch: ein new kunstlich Lauten Buch darin vil trefflicher <…> Kunst Stück von Psalmen und Muteten (1544)
  • Das erst Buch: ein newes Lautenbüchlein mit vil feiner lieblichen Liedern, für die jungen Schuler (1547)
  • Das ander Buch: ein new künstlich Lauten Buch erst yetzo von newem gemacht für junge und alte Schüler (1549)

Дискография

Примечания

  1. Ныне — Братислава, Словакия.
  2. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. — Leipzig, 1981. — S. 84.
  3. О полиладовости этого сочинения написано во многих учебниках гармонии, например, в широко распространённом учебнике Ю. Н. Холопова «Гармония. Практический курс» (М., 2003. — Т. 2. — С. 193). В «Музыкальном словаре» Римана (Polytonalität // Riemann Musiklexikon. Sachteil. 12. Aufl., hrsg. v. H. H. Eggebrecht. — Mainz, 1967. — S. 741.) и в «Гарвардском музыкальном словаре» (Harvard Dictionary of Music. — 2nd ed. revised and enlarged. — Cambridge, Mass. — 1974. — P. 97) этот гармонический феномен истолкован как пример политональности.
  4. Davison A., Apel W. Historical Anthology of Music. — Cambridge, Mass., 1950. — Vol. 1. — P. 108.
  5. DTÖ xviii.2, S.58. Скордатура здесь толкуется несколько в ином, нежели у Апеля, ключе, но полимодальная интерпретация сохраняется.
  6. Буквально «Чужеземный танец», или «Романский танец».

Литература

  • Dorfmüller K. Studien zur Lautenmusik in der ersten Hälfte des 16. Jhs. — Tutzing, 1967.
  • Southard M., Cooper S. A translation of Hans Newsider «Ein newgeordnet küenstlich Lautenbuch» (1536) // Journal of the Lute Society of America. — 1978. — № 11.
  • Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. — Leipzig, 1981. — S. 84 ff.
  • Голдобин Д. Ю. Интабуляция вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего Барокко: Дисс. … канд. иск. — Московская государственная консерватория, 2009.