Невский проспект (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Невский проспект»
Московско-Петроградская линия
Московско-Петроградская линия
Петербургский метрополитен
SPB NevskyProspekt metro station asv2018-07.jpg
Район Центральный
Округ Дворцовый
78 муниципальный
Дата открытия 1 июля 1963 года
Проектное название Площадь Плеханова, Казанский собор[1]
Улица Желябова[2]
Тип пилонная
Глубина заложения, м 63
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы С. Г. Майофис
Архитекторы вестибюлей А. К. Андреев
А. С. Гецкин
В. П. Шувалова
Инженеры‑конструкторы Б. Д. Максимов
Переходы на станции Spb metro line3.svg Гостиный двор
Выход к улицам Невский проспект
Первый вестибюль: Михайловская улица, Думская улица
Второй вестибюль: набережная канала Грибоедова, Казанская площадь
Наземный транспорт Bus icon SPB.svg 3, 7, 22, 24, 27, 49, 181, 191
Trolley icon SPB.svg 1, 5, 7, 10, 11, 22
Режим работы 7:00 (вестибюль 1)
5:36 (вестибюль 2)—23:00 (вестибюль 1)
0:28 (вестибюль 2)
Код станции НВ
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Петербургского метрополитена» Интерактивная схемаi

Кировско-Выборгская линияМосковско-Петроградская линияНевско-Василеостровская линияЛахтинско-Правобережная линияФрунзенско-Приморская линияКрасносельско-Калининская линияНевский проспектSt petersburg metro map sb ru.svg

«Не́вский проспе́кт» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии, между станциями «Сенная площадь» и «Горьковская».

Станция открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» — «Петроградская». Название связано с расположением на одноимённой главной магистрали города.

Наземные сооружения

Строительство вестибюля станции. На фоне заметно ещё не полностью снесённое здание Перинных рядов.
Лестница, ведущая к вестибюлю станции
Перейти к шаблону «Московско-Петроградская линия» 
ТЧ-6 «Выборгское»
Парнас
Проспект Просвещения
Озерки
Удельная
Пионерская
Чёрная речка
Петроградская
Горьковская
Невский проспект
Сенная площадь
Технологический институт
Фрунзенская
Московские ворота
Электросила
Парк Победы
Московская
Звёздная
Купчино
ТЧ-3 «Московское»

Павильон у станции отсутствует. Вход в подуличный вестибюль осуществляется через подземные переходы, имеющие выходы на Михайловскую улицу, Думскую улицу и Невский проспект. Вестибюль и подземный переход выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой. Подуличное размещение вестибюля было применено впервые в Ленинграде.

При его сооружении на Думской улице были снесены Перинные ряды и портик Руска. В 1972 году портик был восстановлен с несколько изменёнными пропорциями, а в 2004 году был построен торговый центр «Перинные ряды», совершенно непохожий на предыдущие постройки[3].

При открытии станция имела единственный выход в подземный вестибюль на улицу Бродского (с южной стороны станции). Выход был выполнен в виде каскада из двух групп эскалаторов: трёх малых, расположенных в поперечной камере, и трёх больших — в наклонном ходе (как на «Пролетарской»), но развёрнутых под углом друг к другу. После ремонта наклонного хода в 1998 году малые эскалаторы были демонтированы и заменены на трёхмаршевую лестницу. Летом 2007 года оригинальные элементы освещения вестибюля были заменены на стандартные.

В ноябре 1967 года в северном торце станции был открыт пересадочный узел на станцию «Гостиный двор» Невско-Василеостровской линии. 30 апреля 1968 года в составе второго пускового участка у канала Грибоедова открылся второй выход станции «Гостиный двор», получивший название «Невский проспект-2» и ставший общим для обеих станций.

Подземные сооружения

«Невский проспект» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 63 м). Подземный зал сооружён по проекту архитектора С. Г. Майофиса и инженера Б. Д. Максимова.

Своды и пилоны оштукатурены, в нижней части украшены рёбрами из полированного алюминия. Путевые стены были выложены стеклянной плиткой с красной подложкой, заменённой в 2006 году на искусственный камень похожего цвета. Пол центрального зала выложен габбро и лабрадоритом. Асфальтовый пол перронных залов в 2007 году заменён на гранитный.

В средней части станции находится поперечная камера. С одной стороны к ней примыкает переходной коридор со станции «Гостиный двор» с широким мостиком и лестничным спуском на платформу среднего зала. С противоположной стороны поперечной камеры (на торцевой стене) размещён текст Указа Президиума Верховного Совета СССР «О награждении Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина орденом Ленина»:

Указ Президиума Верховного совета СССР о награждении Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина орденом Ленина


За успешное выполнение коллективом метрополитена заданий пятилетнего плана и обеспечение высокой культуры в обслуживании пассажиров наградить Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина орденом Ленина

До 2004 года станция освещалась ртутными лампами, затем освещение было заменено на натриевое, в 2021 году натриевые лампы заменены светодиодными светильниками.

Пересадки

«Невский проспект» имеет пересадку на станцию «Гостиный двор» Невско-Василеостровской линии. Единственная пересадка Петербургского метрополитена, в которой разделены пассажиропотоки:

  • «Невский проспект» → «Гостиный двор» (эскалаторный, совмещён с собственным выходом со станции). В северном торце станции расположен эскалаторный зал, отделённый от центрального зала станции несколькими ступеньками. Из него четыре малых эскалатора ведут направо, на станцию «Гостиный двор». Эти эскалаторы практически всегда работают на подъём, чем обеспечивается направление пассажиропотока. Из этого же зала четыре малых эскалатора ведут налево, к выходу на канал Грибоедова. Однако же со станции «Гостиный двор» к выходу на канал Грибоедова ведут два узких коридора, обходящие малые эскалаторы и параллельные им. Поэтому переход на станцию «Гостиный двор» возможен и по эскалаторам, ведущим к выходу на канал Грибоедова (с последующим разворотом и проходом по коридорам), что, однако, менее удобно.
  • «Гостиный двор» → «Невский проспект» (пешеходный тоннель). В середине станции «Гостиный двор» расположен лестничный спуск, ведущий к пешеходному тоннелю. Пассажиры выходят из тоннеля над платформой северного направления, и спустившись по лестнице, попадают в центральный зал станции «Невский проспект». Внизу лестницы стоят турникеты, обеспечивающие направление пассажиропотока.

Наземный транспорт

Автобусные маршруты

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
3 Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line4.svg Лиговский проспект
Spb metro line5.svg Обводный канал
Spb metro line2.svg Московские ворота
Spb metro line2.svg Электросила
Spb metro line2.svg Парк Победы
Spb metro line2.svg Московская
Russian Railways Logo.svg Предпортовая[4]
Театральная площадь улица Костюшко
7 Spb metro line3.svg Приморская
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Наличная улица Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
22 Spb metro line1.svg Чернышевская
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
улица Стасовой Двинская улица
24 Spb metro line4.svg Ладожская
Russian Railways Logo.svg Ладожский вокзал
Spb metro line4.svg Новочеркасская
Spb metro line3.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line4.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Хасанская улица Spb metro line3.svg Василеостровская
27 Spb metro line4.svg Ладожская
Russian Railways Logo.svg Ладожский вокзал
Spb metro line4.svg Новочеркасская
Spb metro line3.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line4.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Белорусская улица Театральная площадь
49 Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line2.svg Сенная площадь
Spb metro line4.svg Спасская
Spb metro line5.svg Садовая
Spb metro line1.svg Площадь Ленина
Russian Railways Logo.svg Финляндский вокзал
Двинская улица
181 Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line2.svg Сенная площадь
Spb metro line4.svg Спасская
Spb metro line5.svg Садовая
улица маршала Тухачевского площадь Репина
191 Spb metro line5.svg Чкаловская
Spb metro line5.svg Спортивная
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line4.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line4.svg Новочеркасская
Spb metro line4.svg Проспект Большевиков
Spb metro line4.svg Улица Дыбенко
Spb metro line2.svg Петроградская река Оккервиль

Троллейбусные маршруты

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
1 Spb metro line4.svg Новочеркасская
Spb metro line3.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line4.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line5.svg Спортивная
улица Маршала Тухачевского Ординарная улица
Spb metro line2.svg Петроградская
5 Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Тульская улица Конногвардейский бульвар
7 Spb metro line5.svg Спортивная
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line4.svg Новочеркасская
Петровская площадь Таллинская улица
10 Spb metro line3.svg Приморская
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
улица Кораблестроителей Новгородская улица
11 Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
улица Кораблестроителей Тульская улица
17 Spb metro line3.svg Гостиный двор
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Spb metro line2.svg Сенная площадь
Spb metro line5.svg Садовая
Spb metro line4.svg Спасская
Spb metro line1.svg Пушкинская
Spb metro line5.svg Звенигородская
Russian Railways Logo.svg Витебский вокзал
Spb metro line1.svg Технологический институт
Spb metro line2.svg Технологический институт
Spb metro line2.svg Фрунзенская
Spb metro line2.svg Московские ворота
Spb metro line2.svg Электросила
Казанский собор улица Костюшко
22 Spb metro line4.svg Ладожская
Russian Railways Logo.svg Ладожский вокзал
Spb metro line4.svg Новочеркасская
Spb metro line3.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line4.svg Площадь Александра Невского
Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Russian Railways Logo.svg Московский вокзал
Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line5.svg Адмиралтейская
Хасанская улица площадь Труда

Трамвайные маршруты

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
3 Spb metro line3.svg Гостиный Двор
Spb metro line2.svg Сенная площадь
Spb metro line4.svg Спасская
Spb metro line5.svg Садовая
Spb metro line1.svg Площадь Ленина
Russian Railways Logo.svg Финляндский вокзал
площадь Репина

Особенности проекта и станции

  • Первая станция, не имеющая наземного вестибюля.
  • Первоначально станцию планировали построить в районе площади Плеханова (ныне Казанской). Поэтому она имела проектные названия «Площадь Плеханова» и «Улица Желябова»[3].
  • Станция являлась самым масштабным проектом, связанным со сносом исторических зданий:
    • При постройке выхода на Думскую улицу и Невский проспект были снесены портик (архитектор Л. Руска) и Перинные ряды (архитектор Дж. Кваренги), в этом месте была произведена разработка котлована для кассового зала в историческом центре города.
    • Чтобы соорудить выход к каналу Грибоедова, потребовалось частично разобрать, а затем восстановить Дом Энгельгардта — ныне Малый зал Филармонии.
  • Выход со станции представляет собой старейший в городе подземный переход.
  • Наклонный ход станции — первое в городе применение композитного материала в отделке метро (1998 год).
  • Перегон «Невский проспект» — «Сенная площадь» — самый короткий на линии.
  • При прокладке тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Горьковская» под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную водоносную песчаную линзу. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. При перемещении на этом отрезке состава первый вагон оказывается на 6 метров ниже последнего. Также из-за этого не удалось построить станцию в районе Марсова поля, которая была в проекте. Этот перегон является самым глубоким в мире (самая глубокая его точка — 126 метров).

Путевое развитие

На перегоне в сторону станции «Горьковская» находится 3-стрелочный оборотный тупик, в котором ранее располагался пункт технического обслуживания (ПТО) поездов со смотровой канавой.

В середине 1990-х годов при строительстве служебной соединительной ветви[5] между станциями «Садовая» и «Невский проспект» ПТО был ликвидирован. ССВ 2-5 (ранее — ССВ 2-4) эксплуатируется с 1 февраля 2000 года. В 2010 году смотровая канава ПТО была полностью ликвидирована.

Место выхода в город
за 100 лет до постройки

Ремонт и модернизация

  • В апреле — мае 1996 года пересадка между станциями «Невский проспект» и «Гостиный двор» была невозможна из-за проведения ремонтных работ в переходном тоннеле и замены пересадочных эскалаторов. В результате этой реконструкции количество малых эскалаторов было увеличено с трёх до четырёх в каждом направлении (как в сторону второго вестибюля «Невского проспекта», так и в сторону станции «Гостиный двор»). С 6 по 24 августа 2007 года были закрыты на ремонт эскалаторы второго вестибюля «Невского проспекта».
  • С 1 февраля по 28 декабря 2012 года[6] был закрыт на реконструкцию второй вестибюль «Невского проспекта». За это время был проведён капитальный ремонт наклонного хода и эскалаторов, а также косметический ремонт вестибюля, расположенного в доме Энгельгардта, на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова[7]. В 2018 году светильники наклонного хода были заменены со «световых столбиков» на «факелы».

В литературе

См. также

Примечания

  1. Ленинградский метрополитен. Проект конца 1930-х годов
  2. Схема десятилетнего развития Ленинградского метрополитена, 1955
  3. 3,0 3,1 Петербургский метрополитен. Линия 2, Станции и тоннели Архивная копия от 9 марта 2008 на Wayback Machine на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета Архивная копия от 30 июля 2021 на Wayback Machine
  4. только в направлении Театральной площади
  5. Схема путевого развития Петербургского метрополитена. www.subwaytalks.ru. Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано 2 июня 2012 года.
  6. Открытие вестибюля «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) и новых станций «Бухарестская» и «Международная» Архивная копия от 30 декабря 2012 на Wayback Machine // Официальный сайт Петербургского метрополитена, 19 декабря 2012
  7. До конца когда закрывается вестибюль «Невский проспект — 2». Карповка. Дата обращения: 1 февраля 2012. Архивировано 2 июня 2012 года.

Литература

  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
  • Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0

Ссылки