Начальные молитвы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Нача́льные моли́твы, Обы́чное нача́ло — общепринятый порядок православных молитв, которыми начинаются богослужения и келейное (домашнее) молитвенное правило. У старообрядцев часть этих и других кратких молитв получила название «Семипоклонный начал».

В состав начальных молитв входят:

  1. Благословение священника: «Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в!»[1].
  2. Чтец (псаломщик): Ами́нь!
    В отсутствии священника, чтец-мирянин с крестным знамением произносит: «Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.», затем Иисусову молитву: «Моли́твами Святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Аминь».
    При одиночной утренней молитве мирянин вместо Иисусовой молитвы с поклоном произносит молитву мытаря: «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному!», а затем: «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди пречи́стыя твоея́ ма́тере, и всех святы́х, поми́луй нас. Аминь».
  3. «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́!» (Хвалебная песнь Господу Богу)[2],
  4. «Царю́ Небе́сный,..» (Молитва Святому Духу),
  5. «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсме́ртный, помилуй нас!» (Трисвятое — 3 раза),
  6. «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!» (Краткое славословие Пресвятой Троицы),
  7. «Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша;..» (Молитва ко Пресвятой Троице),
  8. «Го́споди, поми́луй!» — 3 раза,
  9. «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!»
  10. «О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́,..» (Молитва Господня),
  11. Возглас священника: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство и Си́ла и Сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в!»,
  12. Чтец (псаломщик): Ами́нь![3],
  13. «Го́споди, поми́луй!» — 12 раз,
  14. «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!»,
  15. «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон),
  16. «Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон),
  17. «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему!» (Поклон).

От Пасхи до Вознесения начальные молитвы начинаются с трехкратного чтения или пения тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…» вместо молитвы ко Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице…», предыдущие молитвословия опускаются.

От Вознесения до Троицы начальные молитвы начинаются с Трисвятого и далее.

Начальные молитвы часто используются не только в начале богослужения, но и внутри богослужения и в конце его, и даже сами могут являться отдельным богослужением. Отдельные части богослужений начинаются преимущественно не полным (обычным) началом, а только присоединяемым к нему окончанием:

  1. «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон)
  2. «Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон)
  3. «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему!» (Поклон)

Пасхальное начало

В период Светлой седмицыПасхи до Фоминой недели) начальные молитвы не используются. Вместо них совершается Пасхальное начало, которое бывает кратким и полным. Краткое пасхальное начало состоит из троекратного пения или чтения тропаря Пасхи

 — «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!»

Троекратным этим тропарём начинаются и заканчиваются все богослужения и отдельные молитвы вплоть до отдания Пасхи.

Полное пасхальное начало может совершаться только на Светлой седмице с участием архиерея или священника, которые в облачении с кадилом и трехсвечником после возгласа с другими клириками троекратно поют тропарь Пасхи.

  • Затем также троекратно этот тропарь повторяет хор.
  • Затем духовенство поёт первый стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт второй стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт третий стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт четвёртый стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт запев: «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт запев: «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в,!»
  • Хор допевает: «И су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!»
  • Кадило и трехсвечник отдаётся пономарям.

Примечания

  1. В единоверии и в старообрядчестве: «и во-веки веком.»
  2. Молитвы начальные (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 апреля 2014. Архивировано 13 апреля 2014 года.
  3. Владимир (Богоявленский). Беседы на молитву Господню. Дата обращения: 19 апреля 2022. Архивировано 19 апреля 2022 года.

Ссылки